У женщин мало ума?

Я мусульманка, мне нравится моя религия, нравятся ее ценности, которые призывают к доброте, милосердию и состраданию. Но читая некоторые хадисы об ущербности женщин, о недостатке ума у девочек, меня охватывает сильное смятение: как такая религия может быть истинной, разве Всевышний не соразмерил все по справедливости?

Я всегда жила по велению Божьих законов, стараясь, к примеру, избегать сплетен, злословия в адрес других людей, делая упор на учебу и становление своей личности. Всегда была убеждена в том, что перед Богом мальчик и девочка рождаются с равными правами, что интеллект не зависит от половой принадлежности. Но если религия, которой следую, утверждает, что я неполноценное существо по сравнению с мужчиной, то стоит ли исповедовать эту религию? Я не хочу отрекаться от веры, не хочу становиться агностиком, хочу лишь понять этот момент. Алина.

Хадис относительно ума женщины и ее религиозности существует лишь один. И он не об уровне интеллекта, а о предрасположенности, которую следует принимать во внимание. Хадис звучит следующим образом: «В день Курбан-байрама или Уразы-байрама пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) отправился к месту молитвы [месту совершения коллективной праздничной молитвы. Сначала он обратился с проповедью ко всем]. Проходя мимо [собрания] женщин, он сказал [обращаясь именно к ним]: «Женщины, давайте милостыню [очищающую вас в итоге от грехов]! Мне было показано, что большинством в Аду будут именно женщины». Присутствовавшие спросили: «Почему?» Он ответил: «Вы часто проклинаете [на эмоциях слова проклятия сходят с ваших уст, что пагубно и грешно], а также [часто] неблагодарны по отношению к тому, кто рядом с вами [опекает вас, помогает вам; неблагодарны мужу]. Я не видел, чтобы с недостатком ума и недостатком религиозности так легко сводили с ума (доводили до безумия) благоразумного мужчину, как одна из вас»[1]. Они уточнили: «А в чем недостаток нашего ума и нашей религиозности, о посланник Божий?» Он ответил: «А разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины[2] [так как она занята домашними хлопотами и заботами, ей не до судебных разбирательств; к тому же женщины эмоциональны, а в спорах и разбирательствах нужен спокойный и холодный ум]?» Женщины ответили: «Да, есть такое». — «Это – недостача ума. [Теперь о религиозности.] Разве нет такого, что, когда у нее месячные, она не молится и не постится?»[3]. Женщины ответили: «Да, есть такое». — «Это и есть недостача религиозности»[4].

Упомянутое не подразумевает унижение или оскорбление в адрес женщин, не говорит об их интеллектуальном отставании от мужчин. Некоторые женщины могут быть намного умнее, эрудированнее и образованнее некоторых мужчин, но здесь говорится об общих тенденциях, касающихся людей вообще. Хадис призывает женщин быть внимательными в речи и помнящими о хорошем, исходящем от других, особенно близких, а также не заниматься «выносом мозга», особенно когда это ее муж. Тем самым они закроют перед собою врата Ада и откроют возможность оказаться в Раю.

Освобождение от религиозной практики в определенные периоды и приравнивание женского свидетельства к половине свидетельства мужчины даны им в облегчение.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Имам аль-‘Аскаляни, комментируя данный хадис в своде хадисов имама аль-Бухари, отмечает, что все три упомянутых качества (проклятия, грехи языка; неблагодарность и «вынос мозга» мужа, мужчины) являются прямыми причинами того, что женщин в Аду окажется больше, чем мужчин. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 535 и 536, пояснение к хадису № 304.

[2] «И пусть будут двое свидетелей-мужчин из числа вас. Если нет двоих мужчин, тогда один мужчина и две женщины из тех, кого вы желали бы видеть свидетелями [заслуживающие доверия]. [Две женщины, потому что] если одна из них забудет, тогда вторая напомнит ей» (см. Св. Коран, 2:282).

[3] В достоверном хадисе сказано: «Когда начинаются месячные, женщина (девушка) не молится (не совершает молитву-намаз) и не постится». Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 115, хадис № 304; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 534, хадис № 304; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 300, хадис № 384; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 237, хадис № 9/134.

[4] Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 80, хадис № 304; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 115, хадис № 304.

В своде хадисов имама Муслима есть почти такой же по смыслу хадис, отличия незначительны. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 60, хадис № 132–(79); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 487, хадис № 11/1881.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1