Остановка может быть произведена по окончании аята, что соответствует Сунне Пророка, или же, если не хватило дыхания, можно остановиться на любом слове с дальнейшим его повторением при продолжении чтения. В связи с тем что произвольная остановка внутри аята может повлечь изменение значения священного текста, лучше следовать установленным значкам остановок, приведенным ниже.
ۖ - остановка разрешена, но лучше продолжить
ۗ - остановка разрешена, и лучше остановиться
۫ - остановка обязательна
ۙ - остановка запрещена
ۚ - остановка разрешена
ۛ ۛ - остановка допустима лишь в одном из мест, где присутствует значок При остановке происходят следующие изменения:
1. Если конечная буква слова, на котором прекращается чтение, имеет одну из трех огласовок (дамма, фатха, кясра) или танвинное окончание [ун] или [ин], то данная конечная буква принимает сукун. Например:
وَ لاَ أَنْتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ ← وَ لاَ أَنْتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدْ
وَ مِنْ شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ ← وَ مِنْ شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبْ
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ ٱلنَّاسِ ← قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ ٱلنَّاسْ
قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ ← قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدْ
فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِنْ مَسَدٍ ← فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِنْ مَسَدْ
Если же конечная буква выражена و или ي, то она преобразуется в долгий гласный, например فَنَسِيَ читается как فَنَسِي . 2. Если на конце слова танвинное окончание [ан], то оно преобразуется в долгий гласный [а] , например إِنَّهُ كَانَ تَوَّاباً при остановке будет читаться как إِنَّهُ كَانَ تَوَّابَا 3. Если на конце стоит “та-марбута”, то она преобразуется в ه с сукуном, например при остановке на اَلْقَارِعَةُ будет читаться как اَلْقَارِعهْ.
Упражнение № 1 Каким образом изменяется слово, на котором была произведена остановка чтения?
Упражнение № 2 Прочтите следующие аяты, соблюдая изученные правила остановки:
كَلَّا سَوْفَ تَعْلَمُونَ
إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ
وَ ٱلْعَادِيَاتِ ضَبْحًا
نَارٌ حَامِيَةٌ
إِذَا جَاءَ نَصْرُ ٱللهِ وَ ٱلْفَتْحُ
إِنَّهُ كَانَ تَوَّ اباً
مِنَ ٱلْجِنَّةِ وَ ٱلنَّاسِ
Упражнение № 3 Прочтите последние десять сур Священного Писания, правильно производя остановку на конце аятов.