На сайте ведутся технические работы.

Усыновление в Исламе

Не усыновление, а опекунство

Усыновление (удочерение) — это принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. То есть приемные родители дают ребенку свою фамилию и считают его родным. Подобное усыновление, влекущее изменение родословной человека, в Исламе запрещено[1].

Однако мусульманам разрешено усыновлять ребенка в смысле оформления опекунства над ним, чтобы обеспечить заботу о его физическом и духовном развитии.

Опека — это принятие в дом ребенка на правах воспитуемого.

Согласно российскому законодательству, опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство — над детьми от 14 до 18 лет[2]. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за него. Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. В российских реалиях часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Итак, опекунство подразумевает содержание и воспитание ребенка, и это является одним из самых благих деяний в Исламе.

В Коране сказано:

«Сирота… Не обижай [его, а стань для него милосердным отцом]!» (Св. Коран, 93:9).

В Священном Писании есть также аяты, описывающие ряд положений в защиту прав сирот:

«Пусть же [опекающие сирот] страшатся [Бога сделать что-либо неправильное по отношению к ним, пусть напоминают себе о том, что] их родные дети [никак] не застрахованы [от внезапной кончины родителей] от вероятности стать такими же сиротами, за [благополучие] которых опасаются. [Относитесь же к чужим детям так, как хотели бы, чтобы относились к вашим. Относитесь к ним так же, как вы относитесь к своим.] Пусть же [опекающие сирот] боятся Аллаха (Бога, Господа) и говорят [лишь] правильные (достойные) слова[3]. Кто поедает (тратит на себя) имущество сирот, не имея на то права, воистину, опускается в животы тех огонь [набивают они свои чрева огнем Ада], где и окажутся [в вечности] (и гореть им в адском огне)» (Св. Коран, 4:9, 10).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Я и опекающий сироту будем близки друг к другу в Раю подобно этому», — и поднял указательный и средний пальцы, немного разжав их[4]. Ведь дети, оставшиеся в раннем возрасте без родителей и лишенные родительского наследства, а также опеки и заботы со стороны окружающих их родных и знакомых, завтра могут пополнить ряды преступников, наркоманов и общественных паразитов. Заботясь о другом, тем более слабом и немощном, человек заботится и о самом себе, о завтрашнем дне своих же детей. Но сколь малое количество людей и представителей государственных структур до конца осознают это!

Кстати, согласно мусульманским канонам, сирота — это тот, кто остался без отца, не достигнув еще совершеннолетия.

Ислам разрешает мусульманам воспитывать чужих детей. Мусульмане могут растить этих детей, присматривать за ними, поддерживать их, но детей нужно называть по отчеству их настоящих отцов. Священный Коран запрещает такое усыновление, когда приемные дети берут фамилию либо отчество усыновившего их отца:

«И если приемных детей вы называете своими сыновьями (дочерями), они таковыми [биологически, генетически] не становятся (Бог не сделал ваших приемных детей родными). <…> Зовите их [родных детей или приемных] по их отцам [то есть сохраняйте отчество]. Это наиболее справедливо пред Аллахом (Богом, Господом). А если вы не знаете их отцов, тогда они братья ваши по вере и покровители (помощники)[5]« (см. Св. Коран, 33:4, 5).

Ребенок, переходя в руки приемных родителей, не становится их родным ребенком. Он не может претендовать на наследство приемных родителей[6]. Если ребенок мужского пола, то с наступлением периода полового созревания он не сможет оставаться наедине с приемной матерью в одном помещении. Если приемыш девочка, то с началом полового созревания (с появлением менструации) она не сможет оставаться дома наедине с приемным отцом. Все они (и приемные дети, и приемные родители) с началом полового созревания ребенка должны закрывать те части тела, которые закрываются (прикрываются) перед чужими людьми (‘аурат).

Ответы на вопросы по теме

Если усыновляемый ребенок грудной и неизвестны его биологические родители, можно ли давать фамилию семьи, которая хочет усыновить? Если нельзя, то как поступить?

Если никакой информации о настоящих родителях нет, тогда придется дать свои фамилию и отчество, но должен быть документ, говорящий о том, что истинные биологические родители не известны.

Ребенка, когда он уже сможет это понять, нужно будет аккуратно проинформировать об этом.

Мы — верующая семья, и мои родители тоже. У нас двое детей. Старшая дочь вышла замуж и уехала из России, сейчас мы надумали усыновить ребенка из детдома, но родители нам не дали этого сделать. Они проживают в другом регионе, а прописаны у меня, поэтому отказались подписать документы. Говорят, что по Исламу мама имеет право вмешиваться в мою семью и запретить это. Скажите, пожалуйста, есть ли какой-нибудь хадис, подтверждающий или опровергающий такое мнение родителей. Хотя я с ними не согласен, взять сироту — это саваб (вознаграждаемо Всевышним). Радик, 45 лет.

Мама не имеет канонического права запретить вам взять опекунство над ребенком. Она может лишь посоветовать. Учитывать мнение родителей важно, но в подобных вопросах последнее слово за вами и вашей супругой.

Мы с супругой после женитьбы четыре года ждали ребенка, прошли обследования и выяснили, что дело во мне. Я все это время лечился, но улучшения были временные. Потом мы удочерили грудного ребенка из дома малюток. Так как в ее документе графа отец не была заполнена, я дал свою фамилию, не переживал по этому поводу. Спустя год, мы усыновили 8-летнего мальчика. Мы уже знали имя и фамилию его биологического отца, но учитывая среду, в которой мы живем, все же дали нашу фамилию. Сейчас думаю, правильно ли я поступил? В то же время оправдываюсь, что это в интересах несовершеннолетнего ребенка. Он все знает, но не хочет даже вспоминать, откуда он и кто его биологические родители. С гордостью произносит нашу фамилию, чем очень радует нас, но все равно не могу успокоиться. Хотел бы узнать ваше мнение как ученого богослова. Ринат, Казахстан.

В личных документах усыновленных вами детей должны присутствовать свидетельство о рождении или иные бумаги, где записаны имена биологических родителей. В последующем эти документы следует передать детям, на этапе, когда они смогут это понять, когда начнут самостоятельную жизнь.

Мне сейчас 26 лет. Когда мне было 15 (не был тогда еще мусульманином), по просьбе моей мамы я изменил свою фамилию и отчество, взяв их от своего отчима. Теперь узнал, что так делать нельзя. Исключения есть какие-нибудь в данном случае или нет? Если нет, то готов изменить отчество на имя родного отца, так как мать с отчимом сейчас уже не живут вместе. Рабхат.

Вы должны носить отчество своего родного отца.

Я знаю, кто мой биологический отец, но у него другая семья, да и особых усилий с его стороны к общению не наблюдается. Я ношу фамилию дедушки по материнской линии, он меня растил и воспитывал до совершеннолетия. Сейчас его уже нет в живых. Нужно ли мне менять фамилию на отцовскую либо брать в качестве отчества его имя? У меня есть жена, трое детей. Фамилию жены я не менял при заключении брака, а детям дал свою фамилию. Даркен.

Вы должны носить отчество своего настоящего отца.

Что касается вашей жены, то она может взять вашу фамилию. Это канонически не возбраняется. Она обязана лишь сохранить отчество.

Я женился на женщине с ребенком. Девочке 4 года, воспитываю и люблю ее как родную. Биологический отец раз в неделю навещает дочку, гуляет с ней, забирает к себе домой. Мои родители против этого, говорят, что надо разлучить ее с отцом, но я в сомнениях. Я не хочу разлучать ее с настоящим отцом, хотя меня не сильно радуют их встречи. Как поступить в данной ситуаций согласно шариату и сунне?

Отец девочки остается ее отцом, каким бы плохим он ни был. Вы можете быть лишь добрым, внимательным и заботливым опекуном.

Я внебрачный ребенок своего отца, при рождении отец побоялся дать свою фамилию и отчество, так как занимал большой пост и на то время был уже женат. Моя мама зарегистрировала меня на своего отца, дав его фамилию и отчество. Отец мой умер. Я так и остался с фамилией и отчеством своего дедушки. К сожалению, очень сложно поменять отчество законным образом. К тому же придется менять все документы, диплом и т. д. Так нужно ли искать способ поменять отчество? Руслан.

В Коране сказано:

«Зовите их [родных детей или приемных] по их отцам [то есть сохраняйте отчество]. Это наиболее справедливо пред Аллахом (Богом, Господом). А если вы не знаете их отцов, тогда они братья ваши по вере и покровители (помощники)» (см. Св. Коран, 33:5).

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 10. С. 120, 121.

[2] Различие между статусами «опекунство» и «попечительство» в том, что опекун от имени ребенка сам совершает все сделки, а попечитель лишь дает согласие подопечному на совершение сделок. Когда опекаемому исполняется 14 лет, его опекун автоматически становится попечителем.

[3] Другой вариант перевода аята: «Пусть же страшатся [Бога] те, кто оставляет потомков своих слабыми (немощными, бедными), боясь за них. Пусть же боятся Аллаха (Бога, Господа) и говорят [лишь] правильные (достойные) слова».

[4] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1708, хадис № 5304; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 549, хадис № 5304; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 603; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 162, хадис № 2710, «сахих».

[5] То есть обращайтесь к ним дружественно, соответственно местной культуре, без упоминания отчества.

[6] Кто-либо из приемных родителей-опекунов по своему собственному решению может оставить оформленное завещание в пользу опекаемого, согласно которому он получит не более 1/3 от общего наследства. Подробнее о завещании читайте в моей книге «О смерти и вечности».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1