Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Верующий спутник жизни. Ответы на вопросы

Подскажите, как выбирают девушку и знакомятся с ней, если есть намерение жениться?

Многое в этой ситуации зависит от традиций и обычаев, сложившихся у тех или иных мусульманских народов. Важно не обидеть, не оскорбить, не стать причиной «разбитого сердца» или домыслов и плохих разговоров.

Как выглядит на практике процесс знакомства предполагаемых жениха и невесты? Может ли это происходить без попечителя, но в присутствии постороннего, третьего лица?

Главное — не оставаться до женитьбы наедине, в безлюдном месте.

Описать общие правила знакомства довольно сложно, так как они в каждом конкретном случае индивидуальны. Многое зависит от устоев семьи, местных и национальных традиций.

Предложил девушке никях (выйти за меня), но пока жениться мы не собираемся. Мы встречаемся в присутствии третьего лица, в основном у нее дома. Но иногда это третье лицо выходит из комнаты, и мы некоторое время находимся одни. Иной же раз вообще третье лицо присутствует где-то в доме или во дворе, но не в комнате. Считается ли это грехом и как мне поступать в этом случае — уходить, хотя бывает, что я только пришел? И могу ли я, будучи еще не в браке, говорить этой девушке какие-нибудь комплименты?

Вам нужно получить родительские благословения и, не откладывая, жениться. Какие-то пышные и массовые свадебные церемонии можете провести позже.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Пусть не остаются наедине мужчина и женщина, кроме как в присутствии ее родственника»[1].

Говорить комплименты вы, конечно же, можете, но лучше приберечь их до свадьбы и периода полноправной семейной жизни, когда комплименты, добрые слова и уместные шутки очень даже пригодятся для сохранения взаимопонимания и его развития.

Месяц назад познакомилась с одним мусульманином с намерением выйти замуж. Причем это было словно от Всевышнего. Мы общаемся по телефону, встречаемся в людных местах. Подруги говорят, что со мной должен быть свидетель. Так ли это? Мои родители рады нашему общению и не против того, чтобы мы поженились. Меня смущает то, что мы не помолвлены. Допускается ли такое общение и где грань дозволенности?

Обязательно познакомьтесь с его родителями, а он пусть познакомится с вашими. И если намерения с обеих сторон серьезны, тогда, не откладывая на потом, выходите за него.

Если вдруг он будет против вашего знакомства с его родителями, то это явно укажет на несерьезность намерения.

К сожалению, называющих себя мусульманами, но ведущих себя не по-мусульмански, особенно в вопросах женитьбы и руководства семьей, очень и очень много. Если он значительно старше вас, то будьте крайне бдительны, чтобы случайно не оказаться третьей или четвертой.

Если вы оба порядочные люди и между вами есть взаимопонимание, то женитесь, но только после родительского благословения, как с его стороны, так и с вашей.

Я мусульманка. Хочу познакомиться с мусульманином для создания семьи через Интернет. Разрешено ли это по Корану? Если да, то на каком сайте? Марьям.

Можно ли общаться с девушками на татарских сайтах? Я общаюсь там только с одной целью — найти жену. Ведь в наш век технологий можно сначала узнать девушку в общении по Интернету, а потом уже решить, подходит ли тебе этот человек и стоит ли продолжать общение. А., 25 лет.

Можно. На каком сайте — подсказать не смогу. Ищите.

Я часто захожу на всякие социальные сайты, которых сейчас предостаточно. На одном из них я увидел фото девушки, учившейся вместе со мной в университете. Хотя лично мы знакомы не были, но ее знал мой друг. Она мне нравилась. Когда мы еще учились, она не была практикующей религию. На фото теперь вижу, что она стала надевать хиджаб. Я предложил ей дружбу на сайте. Имел ли я право смотреть на ее фото без ее ведома (не нарушаю ли кул хаккысы)? T.

Подумайте сами, неужели сначала нужно отправить ей послание, попросив разрешения смотреть на ее фото, когда оно и так перед глазами? Она ведь сама выложила его на всеобщее обозрение.

Можно ли воспитывать девушку, с которой мы уже помолвлены, и как это делать? Хочу объяснить ей Ислам. Ильдар, 18 лет.

Если вы смогли воспитать себя, стать образцом высокой нравственности (речь, поведение, целеустремленность), религиозно-практичным и в то же время адекватным реальности, активным в жизни, то можете кого-то чему-то научить. Если же не смогли, тогда вам самому предстоит еще многому научиться (у вас для этого сейчас самый подходящий возраст), и своим примером, поведением вы воспитаете других.

Можно ли здороваться со своей невестой за руку?

С невестой, которая не стала еще вашей женой, — нельзя. После завершения бракосочетания и проговаривания вами обоими согласия на брак — пожалуйста.

В каких случаях можно здороваться с девушкой за руку?

Если по кровному родству она является той, на ком вы не можете жениться (см. Св. Коран, 4:22–24).

Можно ли общаться или дружить с девушкой, которая не является ни сестрой, ни родственницей?

Разделительной чертой между допустимостью и неправильностью в общении людей противоположных полов является гласность. То есть встречаться и общаться мужчине и женщине, которые теоретически могут вступить в брак, допускается только прилюдно, если есть на то учебная или рабочая необходимость. Они могут общаться как человек с человеком. Как мужчина с женщиной они могут общаться только в том случае, если имеют намерение впоследствии пожениться. Если такого намерения и предположения нет, то их общение друг с другом греховно.

Если парень поцелует девочку, которая не является его невестой, — это грех прелюбодеяния?

Если девочка не приходится ему родственницей (махрам), то целовать ее грешно, но прелюбодеянием не считается.

Хотелось бы знать, является ли поцелуй прелюбодеянием? М.

Прелюбодеянием (зина) не является, но и не столь далек от него по греховности.

Напомню, что юноша не имеет никакого права не то что целовать, а даже просто преднамеренно прикасаться к девушкам и женщинам, за исключением кровных родственниц, на которых он не может жениться (мама, сестра, племянница и т. д.), и жены.

Мы с моим парнем встречаемся четыре года. Сейчас он начал читать намаз. Можем ли мы с ним встречаться и дальше? Мы не совершаем никаких грешных действий, но может ли он ко мне прикасаться? И не запретно ли ему любить?

Если у вас нет планов для создания семьи, рождения детей, то встречаться с ним вам нельзя. Прикасаться к вам до никяха (бракосочетания) ему недозволительно.

Любовь не запрещена, например, к родителям, к супруге (супругу), детям, к родине.

Я тайно (по мусульманскому обычаю) люблю одну девушку, но не могу ей об этом сказать, так как она для меня считается не махрам (не из тех, кого нельзя взять в жены). Как мне поступить? Она так же, как и я, молится Аллаху. Если вдруг она скажет мне «нет» и я не найду другую девушку и не женюсь, считается ли это грехом?

Лабиринт мысли, построенный вашей логикой, оригинален. Грехом не считается. С возрастом придет понимание сути происходящего. Ваше нынешнее восприятие мира выдает юношескую незрелость.

Мне предлагают жениться на девушке, которая очень богобоязненна. Однако как женщина она меня не привлекает. Боюсь, мне трудно будет скрыть это и у нас возникнут проблемы. Как поступить?

Устроение семьи — это не на один день, а на всю оставшуюся жизнь. Поэтому прежде чем жениться, необходимо откровенно и без стеснения обсудить все вопросы, которые волнуют вас и могут быть причиной последующих неприятностей. Разговор должен быть открытым, но не наносящим собеседнику обид, не оскорбляющим его (ее) честь. Возможно, время все изменит, и она вам понравится, когда вы после нескольких бесед в людном месте за чашечкой кофе поймете, кем же она является на самом деле. Так вы и ей дадите возможность понять, кем же являетесь вы, ведь внешность обманчива, а живое общение уже вырисовывает штрихи к истинному портрету.

Я встречаюсь с одной девушкой три года. Я ее не люблю, но понимаю, что она будет мне идеальной женой. Она верующая, хорошо воспитана. Что делать: жениться или найти другую? И., 20 лет.

Если у вас совсем нет симпатии к этой девушке и одолевают серьезные сомнения в их появлении, тогда не торопитесь.

Вы писали, что для укрепления дружбы нужно дарить подарки. Недавно у меня немного ухудшились отношения с одной девушкой. Нужно ли мне ей сделать подарок? А если она не примет его у меня?

Если вы женаты и у вас нет с данной девушкой родственных или вынужденных деловых отношений, то никаких подарков дарить не надо. Если же вы не женаты и рассматриваете ее как предполагаемую будущую супругу, то восстановите отношения, преподнеся хороший символичный подарок. А откажется или нет — это уже ее дело.

Правда ли, что в случае ссоры между женихом и невестой жених должен девять раз попытаться помириться? В случае же если девушка отказывается, он должен ее оставить? Адиль.

О «девяти разах» я не слышал. Но помириться и восстановить отношения всегда приоритетнее, чем поссориться, как сказано в Коране: «Ведь согласие — лучше всего» (см. Св. Коран, 4:128). Тем более что ссориться греховно: «Не гневайтесь друг на друга (не питайте отвращения и неприязни) <…> [Если уж поссорились] то пусть не продолжается ссора (состояние вражды, неприязни) больше трех дней»[2]. Если люди в чем-то не сходятся, они имеют полное право идти «каждый своим путем», не питая злобы и недовольства по отношению к другому. Но! «Мужчины, которые не прощают женщинам их маленьких недостатков, никогда не насладятся их великими достоинствами» (Х. Джебран).

Мне 35 лет, не замужем, живу с родителями, не соблюдающими мусульманами, и братом, он также не женат, ему 30 лет. Работаю, полностью обеспечиваю себя, помогаю родителям и брату. Длительное время общаюсь с мусульманином с намерением создать семью, но моя семья против. Брат отказывается даже поговорить с ним. Причина — мы начали общаться по телефону без разрешения брата, так как длительное время находились в разных городах и не имели никакой другой возможности для общения. Познакомились мы на работе. Еще нужно сказать, что никто из родных не занимается устройством моей семейной жизни. Что делать в этой ситуации и кто мой опекун: не молящийся отец-мусульманин или младший неженатый брат, соблюдающий мусульманин?

Причина, на которую ссылается ваш брат, слишком несерьезна для того, чтобы запрещать. Может, существует еще и другая, действительная причина для отказа?

В вашем возрасте опекун в лице отца или брата не столь необходим. Ведя себя тактично (а не капризно), помогите им услышать вас и выходите замуж. Задержка еще на несколько лет с решением данного вопроса может плохо отразиться на вашем будущем. Выстройте необходимые дипломатичные отношения между родственниками и предполагаемым женихом и уверенно идите навстречу своему семейному счастью.

Скажите, пожалуйста, есть ли какое-нибудь ду‘а, чтобы Всевышний помог найти достойного мужа? Я хочу выйти замуж, читаю ду‘а, хожу на меджлисы и т. п. Но может, еще не пришло время? Хотя в моем возрасте имеют и по двое детей. Окружающие ругают меня, что я занимаюсь в своей жизни не тем, чем должна. Я не спорю, но не сидеть же мне без дела в ожидании «сказочного принца»?! Иногда мне кажется, что я просто рано уйду из жизни.

Относительно «рано уйду из жизни» — глупости. Счастливо и благополучно проживете столько, сколько вам нужно прожить. Правильно поступаете, что следуете причинам. Через них придете к результату, очень хорошему результату, главное — быть уверенной в этом и спокойно, без негативных волнений и эмоциональных срывов идти к назначенной цели. Конечно же желательно, чтобы вам кто-то из близких (родители, сестра, подруга) помог в решении обозначенного вами вопроса.

Рекомендуемое ду‘а: «Аллаахумма-рхамнии варзукнии завджэн саалихэн» (О Господи! Прояви милость Свою и дай мне возможность выйти замуж за благонравного, благочестивого человека).

Одним из важных условий для того, чтобы молитва была принята и обернулась для нас наилучшим результатом, является полная уверенность в том, что будет именно так, а также — спокойствие на уровне души, сердца и сознания. Делайте то, что в ваших силах, но не старайтесь сделать большего, не удаляйте милость Божью слепым упрямством. Последнее часто нейтрализует милость и препятствует ее проявлению.

«По-настоящему верующий человек живет с сердцем, которое свободно от сомнений, опасений и подозрений. В сознании его не гнездятся тоска и печаль. Он всегда умеет высмотреть признаки скорого наступления «хорошей погоды», даже если горизонт полон грозных туч, следующих одна за другой. И в то же время он мудр, ожидая желаемого в состоянии спокойствия и с полной уверенностью в результативности того, к чему стремится»[3].

В этом году мне будет 26 лет. Я до сих пор не замужем. Жениха тоже нет. Моя мама до недавнего времени была категорически против моих знакомств с мужчинами. Она никуда меня не выпускает. Считает, что мужчины — это зло для меня... Ни на какие разговоры со мной она не идет, она меня просто не слышит! Что делать в такой ситуации? Можно ли втайне от нее познакомиться с мужчиной?

Вам давно пора познакомиться и выходить замуж, но постарайтесь сделать так, чтобы жених соответствовал основным пожеланиям ваших родителей.

Мне 22 года. Очень хочу создать свою семью. Каждый день, видя семейные пары, я им завидую. Но у нас в городе нет мечети, и познакомиться с молодыми людьми просто негде. Я стараюсь отвлечься (учусь, работаю, много читаю), но делать это трудно. Постоянно представляю, какой будет моя семья. Не знаю, что делать. Инна.

Нет ничего плохого в том, что вы представляете себе, какой будет ваша семья. Если такое представление есть, значит обстоятельства не заставят себя долго ждать. Главное, чтобы вы были готовы духовно и морально (спокойствие, уравновешенность), интеллектуально (литература о полноценной счастливой семейной жизни), физически (следить за фигурой, правильно питаться) к столь приятному и прекрасному этапу вашей еще только набирающей обороты жизни.

На все мои просьбы Аллах дает ответы, но на одну нет. Я так сильно хочу выйти замуж, иметь своих детей! Делаю для этого Тахаджуд-намаз. Как вы думаете: если я месяц буду поститься, загадывая одно желание, оно может осуществиться?

Пост держат ради приобретения богобоязненности, отказа от вредных привычек и прихотей, для выработки силы воли и контроля над собой, а не ради исполнения желаний.

Читайте ду‘а (его вы можете выбрать сами, посмотрев книгу «Путь к вере и совершенству»), надейтесь, верьте и прикладывайте усилия для достижения желаемого.

Я достаточно красивая и умная девушка. Окружающие люди уважают меня и, можно сказать, восторгаются моей внешностью, моим характером и умом. Я вроде бы все умею, все есть для счастья. А счастья нет. Я живу как в скафандре. Все спрашивают, почему я в свои почти 30 лет не замужем? Работа и дом — так я живу долгое время. Смысла куда-то выходить, чтобы с кем-то познакомиться, я не вижу. Что со мной не так? Я мусульманка, делаю намаз. Сейчас в тупике…

Попросите окружающих или родственников, знакомых, чтобы они подыскали вам подходящего человека. Не стоит жить в ожидании.

«Я вроде бы все умею, все есть для счастья. А счастья нет. Я живу как в скафандре». Интересна по этому поводу точка зрения австрийского психолога В. Франкля, который считал, что самого по себе счастья не существует, есть лишь периодически возникающее чувство счастья: «Человек ведь, как правило, не ставит перед собой цель достичь счастья; скорее, ощущение счастья представляет собой побочный эффект от достижения намеченной цели».

Верьте, что тупики и преграды превратятся в пыль, и вы увидите перед собой бесконечный простор хороших возможностей.

Я познакомилась с парнем на Интернет-форуме, мы встретились, имеем намерение пожениться. Но так как живем в разных городах, то общаться можем только по телефону или Интернету. Меня мучает то, что без никяха (религиозного бракосочетания) мы поддерживаем отношения уже год, а свадьбу планируем только на следующий год. Причина — в нехватке материальных средств, а одним никяхом обойтись не хотим, так как надо будет жить вместе, а мои родители не позволят жить вместе с парнем до свадьбы.

Мне стыдно перед Аллахом. Мне кажется, будто я совершаю большой грех, общаясь с ним. У нас уже появились сильные чувства друг к другу, и я считаю все это харамом, а мой парень (тоже верующий) так не считает. Он говорит, что это нормально (не харам). Как надо вести себя в таких ситуациях? Гуля, 23 года.

В вашем общении ничего греховного нет. В Исламе нет обозначения временных границ общения между женихом и невестой до свадьбы, говорится лишь о желательности скорого бракосочетания, если они намерены создать семью. Но для собственного внутреннего успокоения вы, к примеру, можете заключить с ним помолвку.

Я шесть лет обучался за границей, в Европе. Вернувшись домой, встретил девушку не своей национальности, но одной веры. У нас появились чувства друг к другу. Я намеревался жениться на ней. Не отказывал ей ни в чем, когда у нее были материальные трудности, я, как мог, помогал. Сам я работаю в банке, занимаюсь спортом, не имею дурных привычек, не курю, не употребляю спиртное. Хотел создать с ней семью, растить детей, но, увы, она меня бросила. Сказала, что я слишком правильный, джентльмены сейчас не в моде. Мне показалось, что это неблагодарность, я все делал ей от чистого сердца, не знаю, что было не так. Не могу перебороть разочарование. Видимо, многие правильные качества в наше время не ценятся. Что вы посоветуете делать? Надо ли меняться? Эльдар, 24 года.

(1) У вас много положительных черт, возможно, лишь не хватает умения контактировать, вести диалог, располагать человека к себе. А без этого качества ваша «правильность» будет отталкивать других. Среди нас, людей, идеальных нет, где-то на подсознательном уровне все это знают и ощущают. В старании выглядеть во всех отношениях правильным будет чувствоваться фальшь.

Будьте более естественны, открыты, доброжелательны — именно эти качества привлекают в общении. Не становитесь слишком навязчивым с различного рода нравоучениями (если в вас такое есть), говорите к месту и не будьте многословны, умейте выслушивать собеседника. Прочитайте хотя бы одну книгу по психологии общения и применяйте полученные знания. Тогда, думаю, в глазах других вы окажетесь не только благовоспитанным человеком, но и тем, к кому, как говорится, тянутся люди.

(2) Меняться следует всегда, но только в лучшую сторону. Нет предела совершенству.

(3) Всевышний дал вам возможность закалиться духом, а потому будьте благодарны Ему за произошедшее.

(4) Не стоит переживать о совершенных в чей-либо адрес благодеяниях. Любое благо, даже весомую помощь миллионам людей, мы совершаем для самих себя, в свою мирскую и вечную пользу, зарабатываем тем самым Божью милость к нам и снисходительность.

(5) Легкой мольбою души просите у Всевышнего помощи в вопросе создания хорошей семьи с надежным для вас и добрым, великодушным человеком.

Я учусь в музыкальном училище на вокальном отделении, и большая часть учащихся — девушки. У нас совместно проходят занятия по таким предметам, как танец, сценическое движение, на которых приходится прикасаться друг к другу. Я при этом чувствую огромный дискомфорт, так как знаю, что это запрещено. Относятся ли мои действия к вынужденным, ведь дела судят по намерениям? Л., 19 лет.

Вы сами ответили на свой вопрос. Канонически нельзя преднамеренно прикасаться к посторонним девушкам, женщинам.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1682, хадис № 5233; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 650, хадис № 2/990.

[2] Хадис от Анаса и Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 589, хадис № 6065.

Также см.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 238, 239, хадисы № 110–117.

[3] См.: аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим [Нравственность мусульманина]. Дамаск: аль-Калям, 1998. С. 137.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1