Жизнь, ее хрупкость и ценность

Жизнь… Досадно, что некоторые не имеют понятия о значении, придаваемом Кораном человеческой жизни. Всевышний Аллах в Своем заключительном Послании сравнивает лишение одного человека жизни с убийством всего человечества  и, наоборот, оживление[1] одного человека с предоставлением жизни всему человечеству.

Никто не имеет права подвергать опасности жизнь какого-либо человека, тем более того, в сердце которого вера во Всевидящего и Всезнающего. Закон Божий гласит:

«И ни одна душа не ответит за грехи другой (не понесет бремени грехов другой)» (см. Св. Коран, 6:164).

Почему же отдельные личности ставят себя выше Бога и Его законов, формулируя и утверждая собственные правила? Опираясь на какие постулаты и каноны, они чинят суд над безвинными людьми?

Нужно четко осознавать, что каждый, абсолютно каждый понесет ответ за содеянное. Зло порождает только зло. В жизни посланника Божьего мы не найдем ничего, что могло бы оправдать поступки тех, кто причиняет боль и скорбь другим людям.

Между людьми столько общего, почему же мы не находим, не стараемся найти пути единения? Ведь каждый несет в себе что-то благое, чего нет в других. Почему не предпринять попытку извлечь пользу из межличностного общения?

Трудностей, проблем на нашем пути множество. Опечаливает тот факт, что порой они искусственно кем-то создаются, возможно, преследующими корыстные цели или оказавшимися под влиянием сатанинского воздействия. Если постоянно акцентировать на этих проблемах внимание, то мы не сделаем и шагу вперед: потонем в пучине подавленности и безысходности, потеряем ориентир в лабиринте душевных беспокойств и тревог[2]. Мы должны ставить перед собою высокие цели и стремиться к ним, помня, что наивысшей из них является достижение довольства нашего Создателя. Человеку следует задаваться вопросом: «Мой очередной поступок вызовет довольство Бога или, наоборот, Его гнев?» Нам важно быть (своими целями и каждодневным трудом в достижении их) значительно больше, глобальнее фактических или надуманных проблем, беспокойств!

Передается, что среди сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были двое, которые, встретившись, не расходились, пока один из них не зачитывал другому суру «аль-‘Аср»[3]. Следуя этому благому примеру, приведу данную суру:

«Клянусь [говорит Господь миров] веком (эпохой). Поистине, человек в убытке [в серьезном проигрыше], кроме тех, которые (1) уверовали [сердцем], (2) совершали благие дела, (3) заповедовали [словами и личным примером] друг другу истину [способствовали сохранению и укреплению веры, практиковали высокую мораль и нравственность, благочестие] и (4) заповедовали друг другу терпение [в покорности Богу, в сторонении греха, в последовательном преодолении земных трудностей и невзгод; советовали друг другу проявлять терпение и не торопиться с результатом, особенно когда человек сделал уже все возможное и даже невозможное]» (Св. Коран, 103).

Вера, благие деяния, стремление быть примером для других в истине и терпении, самодисциплина в каждом дне — гарант нашего благополучия в обоих мирах. Обратите внимание, наряду с верой, благими делами и истиной, выделяется терпение. Постараемся же вооружиться этим качеством[4], чтобы Всевышний сделал его переходным к наилучшему для нас и будущих поколений[5].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Слово «оживить» можно трактовать как: спасение жизни (например, медицинское вмешательство); духовное оживление; морально-нравственное возрождение человека; материальная поддержка и т.д.

[2] Вспомните, например, про «теорию всемирного заговора» или про то, что «во всем виноваты евреи». Эти идеи периодически «проталкиваются» в информационное пространство отдельными блогерами, авторами, корреспондентами, а порой и богословами.

[3] См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: Муассасату аль-кутуб ас-сакафия, 1993. Т. 4. С. 550.

[4] Проявляя терпение, но прося при этом у Господа жизненных сил (энергии). Пророк Мухаммад говорил: «Больше моли [Господа миров] о [предоставлении тебе] аль-‘афия (жизненной энергии; здоровья, хорошего самочувствия, благополучия)». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 86, хадис № 1392, «хасан».

[5] За основу взята проповедь моего брата, муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова, прочитанная им в Соборной мечети Москвы в декабре 2004 года.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1