Музыка и вера

Музыка и вера

автор:

О разрешенности - запрешенности музыки и пения в исламе

Периодами в Интернете бурно обсуждается тема запретности музыки с точки зрения Ислама. Говорят примерно одно и то же, слышать друг друга у противоборствующих в данном вопросе сторон желание, как мне видится, отсутствует. Лет семь назад (примерно в 1999 году) мною было написано исследование по этой теме. Иной раз полемика разгоралась по поводу именно этого материала, и предлагалось его, как и саму тему, обсудить. За всем этим я порой наблюдал со стороны. Думаю, настало время и есть необходимость вернуться к этой теме, чтобы поставить для себя в ней предположительно последнюю точку.

Ко всему прочему, имею возможность понимать и чувствовать оба мнения, так как личный опыт в данном вопросе имеется: на протяжении нескольких лет (примерно два года) в период получения высшего образования в Каире (с 1991/1992 учебного года по 1997/1998) я не слушал музыку полностью (именно полностью!), не пользуясь ни телевизором, ни радио, ни записями, стерев то, что было. Отказался я от этого в результате сделанного мною на тот момент поверхностного и строгого к себе вывода, а также по итогу услышанного от других, что, мол, музыка в Исламе запретна (харам).

Те, кто категорично запрещает

Во-первых, по моим наблюдениям (на протяжении более 15 лет) кажется, что запрещающие в современной молодежной среде — это в большинстве случаев те, кто слепо следует чьему-то мнению (однобоко обоснованному), или те, кто проявляет «набожность» вперемешку с юношеским максимализмом, желая тем самым бросить вызов окружающим. Кстати, запрещающие и громогласно заверяющие о запрете сами временами слушают музыку (которая им по душе) или начинают слушать ее через год-другой, отходя от прежней категоричности. Таких примеров я видел немало, особенно когда человек выходит из состояния спора и полемики, успокаивается и начинает заниматься повседневными бытовыми делами. Главное, чтобы он не забыл о том, что такое обязательная молитва.

Во-вторых, религия и духовность даны людям вне сект и течений, говорящих о своей избранности и особой правильности. В истории мусульманского богословия велась самая разнообразная богословская полемика по вопросам, не имеющим прямого и однозначного ответа в Коране и Сунне. Музыка относится именно к таковым. И в этом сила Ислама и гибкость канонов. Если же человек не имеет гибкости мышления (а для развития интеллекта важно сегодня и высшее образование, и чтение не только религиозной литературы), то все каноны видятся ему незыблемо окостенелыми («только так и никак по-иному»).

Аргументы тех, кто запрещает музыку

1. «И среди людей есть те, которые покупают «лахв аль-хадис»/1/...» (Св. Коран, 31:6).

Приведем полный текст аята: «И среди людей есть те, которые покупают забавы речи для того, чтобы свести с пути Господнего без знаний, и делают Божью веру предметом насмешек. Этим людям уготовано унизительное наказание» (Св. Коран, 31:6). Если принять во внимание слова некоторых толкователей Корана о том, что здесь подразумевается и музыка (наряду с речью, прозой, поэзией, юмором, например), тогда аят явно и четко указывает на то, что музыка, пение и другие формы использования речевого аппарата относятся к той категории вещей, дозволенность или запрещенность которых определяется намерением и формой применения.

Да, некоторые из сподвижников Пророка и ученых последующих веков цитировали данный аят в качестве аргумента в пользу запрещенности пения, однако далеко не все были согласны с таким толкованием аята. Например, известный факих и богослов Ибн Хазм /2/ в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь». Отсюда понятно, что описанное действие относится к безбожнику, и не к обычному безбожнику, а к тому, кто толкает в неверие других! Ибо если некто, к примеру, купит книгу изречений пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) для того, чтобы сводить людей с пути Истины посредством выборочных, вырванных из контекста цитат, то он поистине грешник и безбожник! И именно такого рода действие описывается в аяте. В то же время никоим образом не порицаема Всевышним словесная забава (песни, анекдоты, притчи, смешные истории), которые человек использует для развлечения и отдыха. Но преднамеренно отвлекающий себя от выполнения очередной обязательной молитвы даже чтением Священного Корана или хадисов, а также разговорами, пением или чем-либо иным грешен перед Господом и является фасиком (грешником). Кто выполняет свои религиозные обязанности (фарды) пред Всевышним и находит время для отдыха и развлечений не в ущерб служению Богу, исполнению Его заповедей, тот является мухсином (праведником)» /3/.

2. Другой аят, упоминаемый людьми, запрещающими музыку: «Если услышат они [верующие] «аль-лягв» [то есть то, что заслуживает устранения из речи, подобно пустой болтовне и пошлым, суетным словам], то отвернутся от этого» (Св. Коран, 28:55).

Аргументировать запретность музыки посредством приведенного аята также представляется странным и неверным. Здесь явно имеются в виду бессмысленная и пустопорожняя речь, ругань, словесная суета, вызванные скудостью духовного разумения. Подобное толкование следует из продолжения аята: «Если услышат они «аль-лягв», то отвернутся от этого и скажут: «Нам — наши дела, а вам — ваши! Мир вам, мы не желаем [общаться] с невеждами» (Св. Коран, 28:55). Данный аят подобен другому, дающему описание рабов Милостивого Господа: «Если обратятся к ним [к рабам Милостивого] невежды, то ответят они, покидая их [невежд]: «Мир [вам]!» (см., Св. Коран, 25:63).

Слово «аль-лягв», упомянутое в вышеприведенном аяте, означает все то, что не приносит какой-либо пользы. Слушание того, что не приносит пользы, не является явно запретным до тех пор, пока оно не начинает поглощать время, отведенное для выполнения обязанностей перед Всевышним или людьми.

Необходимо заметить, что не всякое пение является пустословием, ибо многое зависит от текста песни и намерения поющего. Ведь благое намерение делает игру одной из причин обретения близости ко Всевышнему, а шутку может превратить в проявление покорности Ему. В свою очередь, недоброе намерение умаляет благородность действия, превращая его в обряд внешнего поклонения, что является проявлением лицемерия. Ведь сказано: «Поистине, Аллах не смотрит на внешние проявления [покорности Богу], однако смотрит на сердца ваши» /4/.

Что касается еще нескольких аятов, приводимых запрещающими музыку, то ни один из них не говорит о музыке прямым текстом: они или порицают различные формы применения речевого аппарата и всего того, что может усиливать его влияние, воздействие, с намерением опорочить веру, Священное Писание (см. Св. Коран, 53:59–61), или предостерегают от сатанинских нашептываний, побуждающих к греху и преступлению (см. Св. Коран, 17:63–65). Касательно того, что некоторые комментаторы оговаривали в данном контексте и песню, не является чем-то странным, ведь и песню, и стихотворение, и повесть, и красноречивое публичное выступление можно применить именно в достижение упомянутых греховных целей.

3. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе (будут считать разрешенным) прелюбодеяние /5/, натуральный шелк /6/, употребление спиртного [включая все, что опьяняет рассудок] /7/ и струнные инструменты [музыкальные инструменты]. Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы (расположатся у подножия высокой горы). Вернется к ним вечером [пастух] с их стадом. Придет к ним [бедный, нищий] со своей нуждой, а они ему ответят: «Приходи завтра!» Ночью же обрушит Всевышний на них гору [у подножия которой они находятся], а остальных [кто из них останется в живых] превратит в обезьян и свиней до Конца Света [возможно, здесь аллегория, имеется в виду, что они потеряют нормы морали, так и не приобретя их до конца своей жизни]»/8/.

Пророк Мухаммад также оповестил: «Появятся среди моих последователей люди, которые будут пить спиртное (хамр), называя его иначе [на сегодняшний день есть огромное количество алкогольных напитков, в том числе пиво, дорого ценящиеся вина и слабоалкогольные напитки, некоторые производители которых не жалеют денег для доказательства их пользы для здоровья, хотя официальная медицина это категорически отрицает], над головами их будут играть на струнных инструментах [на музыкальных инструментах] и петь певицы. Всевышний опустит под ними землю и сделает их обезьянами и свиньями» /9/.

Контекст явно указывает на недопустимость применения музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются однозначные запреты в Коране и достоверной Сунне, а относительно музыки запрета нет, чего никто опровергать не станет. Вся имеющаяся по музыке аргументация косвенна, домыслена, а не однозначна. Кстати, подробные комментарии имамов аль-‘Аскаляни и аль-‘Айни к хадису из свода хадисов имама аль-Бухари только подтверждают именно такой подход к вопросу: музыка с точки зрения Ислама относится к той категории вещей, разрешенность или запрещенность которой определяется формой применения /10/. Соглашусь, что в ученой среде были и есть те, кто категорично говорит о запрете на музыку в Исламе, аргументируя свое мнение в том числе и упомянутыми хадисами, но это не придает вопросу однозначность, а лишь говорит о том, что такое мнение также есть в мусульманском богословии. Но есть и другие, так как ни в Коране, ни в достоверной Сунне однозначного запрета (подобно тому как например на свинину, спиртное) на музыку нет.

Проводя параллель с современной жизнью, упомянутые два хадиса говорят об атмосфере ночных клубов, дискотек, баров и казино, где, к сожалению, можно встретить и мусульман, а посещение такого рода заведений, конечно же, запретно (харам).

4. Также те, кто категорично высказывается о запрете на музыку, приводят себе в доказательство следующие два хадиса: «Ангелы [проявления милости Всевышнего] не сопровождают тех, с кем собака или колокол (колокольчик)» /11/, ведь «колокол (колокольчик) — это дудка Сатаны» /12/. Имам Муслим, в своде хадисов которого приведено данное повествование, назвал раздел «Нежелательность собаки и колокола (колокольчика) в пути» /13/. Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Богословский смысл хадиса состоит в том, что наличие собаки и колокола (колокольчика) в пути относится к нежелательным действиям» /14/. Тема эта и хадисы, связанные с ней, касаются колокольчиков, которые вешались на шеи верблюдов и других животных /15/. С музыкой данный хадис вообще никак не связан, кроме как если постараться что-то домыслить и додумать.

Приводят они и слова ‘Абдуллы Ибн ‘Умара, услышавшего в пути звук свирели (дудки) [у имама Ахмада — звук дудки пастуха] и заткнувшего себе руками уши. Пройдя так некоторое время (сменив направление) и уверившись, что звук уже не слышен, он отнял руки и сказал: «Я был вместе с Пророком, и когда он услышал подобное, то поступил именно так» /16/. Возможно, такой случай и был, но это не говорит о запрете музыки, а больше указывает на то, что она бывает разной и по-разному может быть воспринята, так как если бы она была запретна, то Пророк (да благословит его Господь и приветствует), воспользовавшись ситуацией, оговорил бы запрет, подобно тому как это происходило касательно многих других вопросов и положений, но такого не произошло. Еще следует добавить: имам Абу Дауд/17/, приведя данное изречение в своем своде хадисов, сказал, что это как хадис недостоверно (мункяр).

Думаю, вышеприведенного достаточно, так как все остальное или не достоверно, или является мнением отдельного ученого, многие века назад высказанное и неизвестно откуда некоторыми нашими современниками процитированное. Ссылки обычно не дают, поэтому проверить сложно. Но даже если что-то категоричное на самом деле было сказано, то в любом случае, необходимо понимать это в контексте аятов и достоверных хадисов, которые конкретно не говорят «музыка запретна», «пение харам». А потому никто не может наложить запрет, кроме как касательно самого себя или когда музыка идет в примесь с чем-то, относительно чего оговорен однозначный запрет.

Аргументы тех, кто говорит о свободе выбора в данном вопросе

Прямого канонического текста, запрещающего музыку, нет ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне, а потому музыка остается быть тем, запретность или разрешенность чего зависит от формы применения и намерения. В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: все то, что не запрещено, является разрешенным. Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно случаю с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества.

Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша передает: «Пророк пришел домой, когда дома у меня были две служанки, они пели. Он прилег и повернул лицо (повернулся, отвернулся; накрылся с головой). Через некоторое время зашел Абу Бакр, поругал меня /18/ и воскликнул: «Дудка Сатаны в доме Пророка?!» Посланник Всевышнего приблизился к нему (повернулся в его сторону) и сказал: «Оставь их!» /19/. Когда он вздремнул, я взглядом подала им знак, и они обе вышли» /20/. В другом риваяте (версии хадиса) слова Пророка звучат так: «Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, это же (эти дни) — наш праздник [не ругай ее, пусть играют, поют]» /21/. Текст хадиса явно указывает на то, что музыка и пение допустимы и позволительны, если не несут собой аморальность, безнравственность и то, что запретно /22/.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) вместе с ‘Аишей наблюдал за тем, как группа мусульман-эфиопов торжественно и с музыкальным сопровождением из разных подручных предметов проявляли чувства радости и веселья. Какое-либо порицание данных действий со стороны Божьего посланника отсутствовало, а было, в том числе и словесное, одобрение и поощрение /23/.

Некоторые убежденные в запретности музыки приводили в качестве аргумента слова Ибн Мас‘уда о том, что якобы пророк Мухаммад сказал: «Пение взращивает в сердце лицемерие!» На самом-то деле эти слова принадлежат не Пророку, а самому Ибн Мас‘уду, вследствие чего не могут рассматриваться в качестве пророческого предания /24/. А потому если в ком-то и появляются, начинают произрастать плохие чувства от прослушивания музыки, то он, конечно же, соответствующим образом отреагирует на это.

Что касается хадисов, по смыслу своему дававших некую однозначность в пользу запрета, то все они недостоверны. Известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-‘Араби /25/ в своей книге «Ахкям аль-кур’ан»/26/, а также богословы Ибн ан-Нахва (1041-1119 гг. по григорианскому), имам аль-Газали (умер в 1111 г. по григорианскому), Ибн Хазм, как и многие другие, в том числе и наши современники, считали и считают, что «все хадисы, упоминающие запретность песен, или недостоверны, или выдуманы» /27/.

Имам Малик ибн Анас /28/ и факихи захиритского мазхаба /29/ высказывались в пользу разрешенности пения даже в сопровождении струнных инструментов. Что касается духовых инструментов, то ученые города Медины и некоторые ученые из числа шафиитов говорили о дозволенности их применения. С этим были согласны такие известные сподвижники Пророка, как Ибн ‘Умар, ‘Абдулла ибн Джа‘фар, ‘Абдулла ибн Зубайр, Му‘авия, ‘Амру ибн ‘Ас, а также представители следующего за ними поколения мусульман (ат-таби‘ун), среди которых был Са‘ид ибн Мусайиб. Обоснованием такого мнения служит факт того, что хадисы, явно указывающие на запретность пения, являются недостоверными. Исламский ученый аль-Факхани писал: «Я не видел ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне Пророка запрета на музыкальные инструменты (развлечения, забавы, игры). Поистине, люди додумывают из общего смысла слов, а категоричных аргументов тому не имеют» /30/.

В ответ тем, кто запрещает пение, уместно будет привести высказывание Ибн Хазма из его книги «Аль-мухалля»: «И объясняют они запретность пения, говоря: «Пение является одним из двух: или истиной (аль-хакк), или ложью (аль-батыль). Ведь третьего не дано?!» И это потому, что Господь сказал: «Нет ничего после Истины (аль-хакк), кроме заблуждения (ад-доляль)» (Св. Коран, 10:32). А ответом нашим с надеждой на согласие Господа является следующее: «Пророк сказал: «Поистине, дела [оцениваются] по намерениям. И поистине, каждый получит то, что намеревался [получить]...» И говорим мы: кто слушает пение с намерением пробудить в себе низменные чувства, тот — сошедший с правильного пути (фасик). И это касается не только пения, но и всего остального. Кто же намеревается получить душевное успокоение и дать себе отдых, обрести новые силы для проявления покорности Господу, ободриться для совершения благих дел, то такой человек проявляет религиозную кротость и благонравие. Действие его — истина (аль-хакк). Если же действия его не определены в качестве греховного или богоугодного деяния, то их можно отнести к категории пустословия и болтовни, которые прощены ему Господом. В числе таких действий может быть и прогулка по парку с намерением отдохнуть, и сидение у дома, созерцание окружающей природы, а также любое другое деяние» /31/.

Взгляды ученых едины в том, что музыка и пение, имеющие непристойное содержание, побуждающие к греху, разврату, помрачающие благочестивые намерения и вводящие в искушение, являются запретными (харам), ибо песня сродни человеческой речи, которая может содержать как дурные (бранные) слова, так и хорошие. А любое слово, противоречащее религиозной этике, является запретным. Степень запретности ужесточается, если непристойные слова обретают музыкальное сопровождение, способствующее запоминанию их людьми и усиливающее их воздействие. Музыка и пение, которые не относятся к вышеупомянутой категории, по мнению всех богословов, являются разрешенными в дни религиозных праздников, торжеств, не противоречащих исламским канонам. Таковыми могут быть бракосочетание, рождение ребенка, возвращение длительное время отсутствовавшего человека.

Приведем полезный богословский комментарий из книги «Энциклопедия хадисов. Шесть сводов достоверных хадисов»:

«Музыка не является как абсолютно запретной, так и абсолютно разрешенной. При объективном и рациональном взгляде невозможно сказать о том, что хадисы, явно повествующие о ее дозволенности, несут какой-то иной смысл, а также невозможно сказать, что они появились раньше хадисов, запрещающих музыку. С другой стороны, нельзя не видеть слабость и недостоверность хадисов, свидетельствующих о запретности музыки. В то же время мы знаем, что хадисоведение (‘ильм аль-хадис) имеет следующее правило: если на одну тему есть более одного недостоверного хадиса, то они подкрепляют друг друга и при значительном их количестве могут приблизиться к степени частичной достоверности (хасан ли гайрихи).

При изучении текстов аятов и хадисов по данному вопросу невозможно использовать элемент взаимоисключения, ибо каждый из хадисов уместен в каждом отдельно взятом случае. Нужно принять во внимание как первую, так и вторую группу хадисов. Ученые Ислама в подавляющем своем большинстве придерживались именно этого пути: не говорить об абсолютной запретности или абсолютной дозволенности музыки, а оговаривать условия, при которых музыка становится запрещенной или дозволенной /32/.

На данную тему есть оригинальное высказывание одного из крупных исламских ученых XX века Бедиуззамана Саида Нурси /33/. С учетом мнений и условий, оговоренных предшествовавшими ему учеными, он приводит смелую трактовку данного вопроса. Саид Нурси считает, что человеческая душа в определенной степени имеет потребность в музыке: «Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Однако последнее должно составлять не более одной пятой». Также Саид Нурси сказал: «Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными (халяль). Те же звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и уныние, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия».

Наш современник Юсуф Кардави, проживший уже семь десятилетий и всю свою сознательную жизнь занимающийся мусульманским богословием, говорит: «Пение (музыка) в основе своей относится к разрешенному (халяль), так как все то, что не запрещено Кораном и достоверным текстом из Сунны, является разрешенным. А все то, что приводится в доказательство запрета пения (музыки), является или ясным по смыслу, но недостоверным, или достоверным, но неясным по смыслу» /34/.

Думаю, стоит прислушаться и к этому мнению, имеющему грамотное богословское обоснование.

В заключение от автора

Те, кто категорично говорит о запрете музыки в Исламе, не слышат Сунну, а также идут против природы, установленной Всевышним. Ни в Коране, ни в достоверной Сунне последнего Божьего посланника нет прямых запретов на музыку. Те, кто говорит о запрете, приводят косвенную аргументацию, что может быть применимо, но не может нести собой каноническую категоричность.

Интересное из повседневной жизни

Как часто вы слушаете музыку? /35/
Часто...........................47% [42]
Иногда.........................21% [19]
Редко..........................18% [16]
Вообще не слушаю......12% [11]

Можно ли жене слушать мужчину-певца, и наоборот? Рита.
Можно, принимая во внимание рекомендации приведенного исследования.

Здравствуйте. Иногда я танцую дома под музыку, не содержащую ничего противоречащего Исламу и выполняю различные произвольные движения. Разрешается ли это, если я дома одна?
Конечно же да.

О уважаемый! Объясните мне, пожалуйста, как музыка может быть разрешенной, когда само слово «музыка» уже означает «играть на инструменте»?! А как мы знаем, инструменты являются харамом. Так о какой музыке идет речь? Бывает музыка без инструментов? Или имеется в виду, что некоторые инструменты не являются харамом? A.
Инструменты являются харамом? С чего бы это?

Скажите, пожалуйста, как мусульманину следует относиться к музыке. Правда ли, что Ислам признает только ударные инструменты? Какова позиция Ислама относительно произведений Баха, Генделя и других классиков, в творчестве которых важное место занимают религиозные произведения — мессы и т. п.
Вот общее мнение, касающееся этой темы и высказываемое многими мусульманскими богословами: если музыка отвлекает человека от богобоязненности, пробуждает в нем животные чувства и движет его сознание к греху и безнравственности, то для него эта музыка является запрещенной (харам). При отсутствии подобного слушать ее канонически допустимо.

Кто такие Анашиды?
Это не «кто», а «что». Анашиды (мн. ч. от уншуда) переводится с арабского языка как «песня, поэма, гимн».

Когда я учился в 8-м классе, я начал увлекаться рэпом. Стал покупать диски известных рэперов.

Но параллельно с этим я знакомился с Исламом. В 9-м классе у меня появилась идея сочинить свой рэп на английском. Я начал пробовать... Альхамдулиллах, у меня получалось. Конечно, поначалу всё выходило банально и смешно, но так как я много практиковался, то уже с помощью Всевышнего, как мне кажется, мой рэп почти достиг высокого уровня. Но я держу это в тайне, чтобы никто не говорил, что у меня не получится. Слава Аллаху, в 10-м классе я начал читать намаз. И тогда перестал слушать многих исполнителей. Потом я узнал, что шариатом музыка в принципе не запрещается, все зависит от характера текстов. Ну а в моём рэпе я рассуждаю о проблемах общества (одна песня называется «Islam Denounces Terrorism», что означает «Ислам проклинает террор»). Отмечаю разврат в шоу-бизнесе и смеюсь над этим (в смысле призываю вести себя достойным образом) и т. п. Далее, альхамдулиллах (очень сильно благодарен Всевышнему), я начинаю всё глубже изучать Ислам. И тут появился один человек и сказал, что музыка харам. Насчет рэпа он ответил, что это одно и то же, что зарезать свинью по шариату!

Моя же цель была призывать людей к Исламу во всём мире, иншаАллах!!! Ну, если даже не призывать, то хотя бы рассказать просто, кто такие мусульмане на самом деле! Не обращайте внимание на такую уверенность, но это моя цель. Дальше один брат сказал, что такие вещи не объясняются рэпом (многие начнут воспринимать Ислам несерьёзно, а как какой-нибудь прикол). После этого я сразу бросил слушать рэп, пойдя против своего желания. Но насчет моего плана... даже не знаю. Итак, я бы хотел знать ваше мнение. И дайте мне совет. Только ответьте строго, я готов бросить этот план и измениться.
Ничего греховного в вашем музыкальном творчестве я не вижу. Если кто-то считает, что музыка является абсолютным харамом, то это его личное дело и некомпетентность. Сколько людей, столько и мнений.

Для представления о границах между разрешенным и запрещенным в музыке можете внимательно прочитать подробное исследование по этой теме «О разрешенности-запрещенности музыки и пения в Исламе».

Учтите, что мусульманин, выбрав для себя ту или иную жизненную стезю, должен двигаться по ней с энтузиазмом, удаляясь от сомнений, слабостей и лени, и с максимальным профессионализмом, а это подразумевает получение основательного образования, даже музыкального.

У меня сложилась непонятная ситуация, хочу жениться на носящей хиджаб мусульманке и чтоб свадьба проходила именно по исламским канонам (женщины отдельно от мужчин, без алкоголя и разных певцов), так как хочу довольствия Аллаха мною. Но, с другой стороны, моя мать хочет отпраздновать со всем торжеством по нашим таджикским традициям. Как мне быть, ведь послушание родителям тоже «фарз» (обязательно)?
Прислушайтесь к родителям и не будьте слишком категоричны. Главное — отсутствие на свадьбе спиртного. Народная, национальная музыка не помешает.

Можно ли мусульманам слушать рэп?
Все зависит от того, что есть для вас эта музыка.

Можно ли свадьбу провести с участием музыкантов? Жду с нетерпением ответа. Ответ. Конечно, можно и нужно, и это соответствует Сунне Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), так как придает процессу бракосочетания соответствующую гласность, открытость, информирует большее число людей о том, что конкретные мужчина и женщина становятся мужем и женой. Это должно стать праздничным фоном, привнесением радости в торжественное мероприятие, но не превращающим торжество в большую дискотеку.

Пусть будет больше традиционной, народной, национальной и доброй музыки.
На одном из форумов некие молодые люди ссылаются на какую-то фетву в пользу того, что любая музыка — харам. Я нутром чувствую, что их позиция неверна. Скажите, есть ли какие-нибудь хадисы, которые позволяли бы сказать, что не вся музыка по определению является харамом, а надо различать? Что это вытекает из здравого смысла — понятно, но вот как это доказать на основе Сунны? Спасибо.
Смотрите богословское исследование о музыке. Пожалуйста, изучите его внимательно.

Можно ли ходить на татарские концерты? Моя тетя (мусульманка, преподавательница) говорит, что даже слушать нельзя, не то чтобы ходить. Также она говорит, что можно слушать только мусульманскую музыку и что обычная музыка связана с сатаной, дьяволами. А я ничего не могу с собой поделать, т. к. люблю свою культуру.
Конечно же, можно посещать культурные мероприятия и слушать народную, этническую музыку. То, что отдельный человек относится к тому или иному вопросу категорично касательно себя, не говорит о том, что все должны относиться к этому именно так. Ислам — это намного большее, чем представление отдельного человека, группы людей или даже большого сообщества. Кстати, советую не заявлять вашей тете данную информацию в категоричной форме, она вас не поймет, ведь любому тяжело воспринимать критику и несогласие, особенно когда это исходит от того, кто значительно младше. Будьте деликатны, постарайтесь не обидеть ее.

Скажите, как с точки зрения Ислама относиться к опере и балету? С Вашим исследованием о музыке я ознакомился. Заранее благодарю.
Не могу что-то однозначно сказать, но совершенно точно — не должно быть перегибов, крайностей, категоричных суждений. Балет, опера, театральное ремесло — это уже неотъемлемые элементы культур многих стран, поэтому в какой-то мере эти культуры важно знать (к примеру, как факт, сами мусульмане до сих пор не могут снять более-менее полноценный фильм о Пророке, в котором главные роли играли бы люди, сами исповедующие Ислам, то есть носители культуры и нравственности этой религии), но, учитывая ту сложившуюся сегодня нездоровую тенденцию, когда, чем более шокирующе и эпатажнее зрелище, тем более оно популярно и признаваемо, к этому вопросу следует подходить выборочно и внимательно.

Если вы ознакомились с материалом о музыке, тогда вам полезно будет ознакомиться с несколькими материалами под общим названием «Искусство» (раздел «Фетвы»), www. umma. ru

Хотела бы спросить, можно ли детям слушать детскую музыку, детские песни и танцевать? Моим детям они очень нравятся, и мои девочки любят потанцевать. Но я знаю мнение своих подруг, которые считают, что музыка и танцы запретны (харам). Помогите, пожалуйста, найти правильный ответ.
Извиняюсь, но мнение ваших подруг свидетельствует об их недостаточной осведомленности или радикализме.
Почитайте ранее приведенное исследование и не ограничивайте своих детей в развитии.
Надеюсь, что в игрушки и всевозможные развивающие игры они у вас играют?..

Дело в том, что я учусь играть на гитаре. Но недавно мне сказали, что это запретно. Я прочел вашу фетву (за 1999 год), но так и не нашел точного ответа. Вы писали, что мнение исламских ученых расходятся в данном вопросе. Это намного лояльнее, чем то, что я прочел на одном из исламских форумов. Там говорилось, что прослушивание музыки приравнивается к употреблению вина, удаляет от Всевышнего и является чуть ли не смертельным грехом. Я ужасно опечален этим и все время об этом думаю. Я люблю играть на гитаре. Но это никогда не мешало мне совершать пятикратную молитву, держать пост в установленное время и придерживаться других канонов. Я религиозно практичен, никогда не пробовал пить или даже курить, тем более не собираюсь делать этого в будущем. Играя на гитаре, я не впадаю в самозабвенное веселье. И так как я в основном играю классическую музыку, то не думаю, что моя игра несет какой-нибудь разврат. Но в последнее время, узнав что, возможно, меня ждет на том свете, я все больше и больше об этом задумываюсь.
Развивайте свой талант, нет греха в этом. Во благо сохранения своего психического и духовного здоровья не советую участвовать в интернет-обсуждении вешальщиков на свободные уши сетевой лапши религиозного характера, убивающих свое время в бесконечных чатах и форумах, перегоняющих одни и те же глупости из пустого в порожнее.

Противоречит ли убеждениям мусульманина мое огромное желание играть на гитаре в присутствии публики?
Смотря что играете.

Мне 36 лет, и я делаю первые шаги к истине, к Исламу. Мне очень многое непонятно. Например, у меня есть знакомый, который вот уже несколько лет соблюдает религиозную практику. Он говорит: слушать музыку грех, танцевать грех, а телевизор вообще он выбросил. Как вы считаете, он прав?
Он, конечно же, не прав, но это его личное дело. Каждый волен в выборе: ходить ему на ногах или на руках. Возможно, что он настолько занятой и деловой человек, что эти вещи мешают ему сконцентрироваться на научных, коммерческих или культурных достижениях в его профессиональной деятельности.

Если же он из категории лентяев и видящих во всем только плохое, тогда анализ происходящего будет, конечно же, иным.

Немного любопытного из мира науки

«В современной медицинской практике порой встречается применение метода лечения искусством. Часть врачей скептически относятся к терапии «прекрасным», другие же считают, что звуки, музыка и живопись — это мощные инструменты воздействия на человека.

Сильнее всего воздействует на человеческий организм музыка. Еще в Древнем Египте излечивались от бессонницы с помощью прослушивания хорового пения. Древние греки изгоняли радикулит с помощью звуков труб. Музыкотерапия позволяет значительно улучшить состояние людей с расстройствами психики.

Не менее востребовано и лечение живописью /36/. Руководство одной из крупных больниц Лондона провело интересный эксперимент. Помещения клиники — коридоры, холлы и больничные палаты — украсили разными по жанру и стилю картинами. Через несколько лет среди пациентов больницы провели опрос. 80% из них считают, что живопись отвлекала их от проблем со здоровьем и улучшала настроение.

В другой английской клинике решили изучить влияние живописных полотен на пациентов отделений онкологии. Для этого больных, проходивших курс химиотерапии, разделили на три группы. Одна группа прослушивала музыкальные произведения, вторая смотрела на картины, а третья проходила обычный курс лечения лекарственными препаратами.

Изучив проведенные во всех трех группах психологические тесты, врачи отметили значительное улучшение психологического состояния у слушавших музыку и смотревших картины. В «музыкальной» группе чувство подавленности и страха уменьшилось на 32%, у тех, кто смотрел на полотна художников, — на 18%. У пациентов, которые лишь принимали лекарства, настроение осталось прежним.

Австралийский врач Дэвид Эванс из Королевского госпиталя в Аделаиде провел 19 экспериментов с применением терапии искусством. Больным, получавшим лечебную «дозу» музыки и живописи, требовалась гораздо меньшая доза обезболивающих препаратов. Кроме того, у них заметно снижалось кровяное давление» /37/.

А представьте себе, если заболевший (на все воля Всевышнего) человек обладает силой веры, духа, придерживается норм мусульманской морали и нравственности /38/., обязателен в религиозной практике, что придает его жизни плановость и динамику; он ощущает красоту жизни и благодарит Бога за успехи и потери... И вот в бурном потоке повседневной жизни, начинающейся ранним утром и завершающийся порой за полночь, он иногда, если желает того душа, дает музыкальный фон физическим, интеллектуальным или творческим делам, украшая будни произведениями искусств... Разве это не поможет ему раскрыть в себе новые грани, новый уровень духовного, физического или интеллектуального потенциала?!
/1/ Лахв аль-хадис (араб.) — веселье речи, забава и игра речи.
/2/ ‘Али ибн Ахмад ибн Хазм (994–1063 по григорианскому календарю) — богослов и факих захиритского мазхаба, поэт и историк из Андалусии. Автор многих сочинений, в числе которых «Аль-фасль фи аль-миляль ва аль-ахва’ ва ан-нихаль» и «Тавк аль-хамама».
/3/ Слова Ибн Хазма в оригинале см., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]: В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 689.
Более подробные комментарии к аяту, подтверждающие верность сказанного при внимательном чтении см., например: Аль-Бака‘и Б. (умер в 885 по хиджре). Назм ад-дурар [Нанизывание жемчуга (тафсир)]: В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 6. С. 6, 7; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]: В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 62, 63; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]: В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 14. С. 35–39.
/4/ Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах не смотрит на внешние проявления [покорности Богу] и богатства ваши, однако смотрит на сердца ваши и дела» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Ибн Маджа). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 114, хадис № 1832, «сахих».
/5/ Подробнее о грешности прелюбодеяния см., например: Аляутдинов Ш. «Он и она». С. 81-92; «Он и она 2». С. 115-133; «Он и она 3». С. 51-59.
/6/ Подробнее о границах запрета в использовании натурального шелка в Исламе см.: Аляутдинов Ш. Реальность. С. 440-442.
/7/ Вот цепочка аятов, постепенно, по мудрости Творца, приведшая к полной запретности употребления спиртных напитков, как и всего того, что одурманивает, опьяняет рассудок:
— «Из фиников и винограда вы получаете опьяняющий напиток (вы делаете вино)» (Св. Коран, 16:67). На момент ниспослания данного аята спиртное было еще разрешенным.
— «Скажи: «В них (в спиртном и азартных играх) большой грех и польза для людей, [однако] греха больше, чем пользы» (Св. Коран, 2:219). Этот аят был ниспослан в ответ на вопросы сподвижников Пророка о спиртном и азартных играх. С его появлением некоторая часть мусульман отказалась от употребления спиртного.
— «Не приближайтесь к молитве-намазу, когда вы пьяны» (Св. Коран, 4:43). Данный аят был ниспослан после случая, когда человек, возглавивший коллективную молитву в состоянии опьянения, начал путаться в чтении суры из Корана. После этого многие отказались от спиртного.
— «О верующие! Воистину, [и нет сомнений в этом] спиртное, азартные игры... мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Поистине, Сатана хочет посеять между вами вражду и ненависть через спиртное и азартные игры и отвратить вас от упоминания Господа и от молитвы. Не прекратить ли вам [заниматься этими скверными и гнусными делами]?! [Прекратите же заниматься этим!]» (Св. Коран, 5:90, 91). Сподвижник Пророка Мухаммада ‘Умар, услышав данные аяты, воскликнул: «О Господи, мы прекратили (и больше никогда не вернемся к этому)».
Достоверный хадис, ко всему прочему, ясно поясняет, что опьяняющее в большом количестве запретно и в малом. Да и все знают, что «спиртное — корень всего скверного, нечистого и мерзкого», но сколь малое количество людей осознает это на практике.
Канонически употребление спиртного относится к тому, на что наложен абсолютный запрет. Применение спирта возможно лишь в медицинских целях.
/8/
См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1794, хадис № 5590.
/9/ См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 432, хадис № 4020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 471, хадис № 7706, «сахих».
/10/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 63-69; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 21. С. 260-263.
/11/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 876, хадис № 103 (2113).
/12/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 877, хадис № 104 (2114).
/13/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 876.
/14/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 95.
/15/ Подробнее см., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675-739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 10. С. 552-556, хадисы № 4699-4705.
/16/ См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 534, хадис № 4924, «мункяр»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 354, хадис № 4535.
/17/ Абу Дауд (Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Саджистани) (202-275 по хиджре; 817-889) — известный богослов-мухаддис. С раннего детства получил знания мусульманского богословия и с целью приумножения их, а также работая над достоверностью повествований, приписываемых пророку Мухаммаду, посетил все научные центры того времени (Шам, Египет, Аравийский полуостров, Ирак, Хорасан и др.). В последующем стал имамом (главой) мухаддисов (хадисоведов) своего времени. Умер в Басре. Его главный труд «ас-Сунан» входит в шестерку основных сводов хадисов (Аль-кутуб ас-ситта). В нем приведено 4800 хадисов, выбранных из 500 000 повествований (отсев производился в результате кропотливой работы по установке достоверности отношения того или иного повествования к Сунне Пророка Мухаммада). Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин. Т. 1. С. 784, № 5824; аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. Т. 3. С. 122.
/18/ ‘Аиша была дочерью Абу Бакра.
/19/ В другом риваяте (версии хадиса): «Оставь их (не тронь их), Абу Бакр, у нас праздник» См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 295, хадис № 987.
/20/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 285, хадис № 949.
/21/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 286, хадис № 952.
/22/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 563.
/23/ О сопровождении праздника концертными программами с учетом национальных традиций см. в достоверном хадисе: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 285, хадис № 950. Комментарии к нему см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 564, 565; Абу Бакр ибн аль-‘Араби. Ахкям аль-кур’ан: В 4 т. Бейрут: аль-Джиль. Т. 4. С. 1950.
/24/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 358, хадисы № 5809 (да‘иф) и 5810 (да‘иф). Да‘иф — значит, слова, приписываемые Пророку, но на самом деле ему не принадлежащие, то есть хадис не является достоверным.
/25/ Абу Бакр Мухаммад ибн ‘Абдулла ибн аль-‘Араби (умер в 543 г. по хиджре; в 1148 г. по григорианскому летоисчислению) — богослов из Андалусии. Его наиболее известные произведения — «Ахкям аль-кур’ан» и «Аль-‘авасым мин аль-кавасым».

Прошу не путать этого Ибн аль-‘Араби, являющегося без преувеличения великим ученым, с другим известным андалусским ученым и суфием Мухьиддином ибн аль-‘Араби (умер в 638 г. по хиджре; в 1240 г. по григорианскому календарю).
/26/ См.: Абу Бакр ибн аль-‘Араби. Ахкям аль-кур’ан. Т. 3. С. 1053, 1054, 1494, а также Т. 4. С. 1950.
/27/ См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 690, 691.
/28/ Малик ибн Анас (712-795 по григорианскому календарю) — выдающийся факих и мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов. Родился и умер в Медине. Автор многих авторитетных трудов, среди которых «Аль-муватто», «Ар-радду ‘аля аль-кадария», «Аль-мудаввана аль-кубра».
/29/ Захиритский мазхаб (аз-захирия) имел распространение в X—XII вв. Основан факихом Даудом ибн ‘Али аль-Асфахани (умер в 883 по григорианскому календарю). Имел распространение в Ираке, Андалусии, Хорасане. Наибольший и решающий вклад в разработку богословско-правовой доктрины захиритского мазхаба внес Ибн Хазм аль-Андалуси (994-1063).
Захиритская богословско-правовая доктрина основывалась на «внешнем» (аз-захир), «буквальном понимании Священного Корана и Сунны», отрицая их аллегорическое толкование; не допускала использования логико-рационалистических методов фикха (ра’й) во всех их формах: кыяс, истихсан, зараи‘, масалих мурсаля и т. д. При отсутствии прямого указания в Священном Коране и Сунне богословы-захириты обращались к иджма‘, достигнутому на основе абсолютного консенсуса всех ученых исключительно периода сподвижников (сахаба) пророка Мухаммада. В случае невозможности такого подхода к решению вопроса заключение строилось на основе принципа дозволенности, согласно кораническому аяту: «Он [Господь] сотворил для вас абсолютно все, что есть на этой Земле» (см.: Св. Коран, 2:29).
Объективной причиной постепенной утраты захиритами своих позиций и исчезновения этого мазхаба стало его несоответствие одному из основополагающих принципов шариата — гибкому подходу к проблемам постоянно меняющегося мира, который обеспечивали такие правовые методы, как кыяс, истихсан, масалих мурсаля и т. д. См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий. С. 313, 808, 811; Рашад Хасан Халиль. Ат-ташри‘ аль-исламий [Исламское право]. Каир, 1994. С. 244-249.
/30/ Подробнее см., например:: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2665, 2666; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 108.
/31/ См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 690.
/32/ Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]: В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 10. С. 513, 514.
/33/ Саид Нурси (1876-1960) — выдающийся исламский богослов и мыслитель XX века. Родился в турецком селе Нурс. Получил имя Бедиуззаман («чудо времени»). Его богословские произведения объединены в собрание сочинений «Рисале-и Нур».
/34/ Подробное разъяснение и аргументацию по данному мнению см.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 688-693.
/35/ Всего голосов: 88. Статистика с сайта www.umma.ru
/36/ Подробное богословское исследование на тему искусства вы можете прочитать на нашем сайте в разделе Фетвы или в книге Ш. Аляутдинова «Реальность». С. 111-129.
/37/ См.: «Комедия на счастье» // Взгляд. Деловая газета. 12 февраля 2006 года.
/38/ По этой теме полезно будет прочитать книгу Ш. Аляутдинова «Мир души».
Москва
Сегодня 24 июня
29
ДЕНЬ РАМАДАНА
фаджр / есть до 1:52
шурук3:45
зухр12:33
аср17:04
магриб / начинаем есть21:19
иша/таравих23:12

 
 

Twitter

Шамиль Аляутдинов
Ильдар Аляутдинов