Аудио версия настоящей статьи:
Если человек намеревался соблюдать пост и в течение дня преднамеренно нарушил его, не имея на то весомых причин, как быть? Он обязан восполнить этот нарушенный день одним днем поста после месяца Рамадан или же ему следует поститься два лунных месяца плюс один день?
Я пропустила один день поста по неуважительной причине. На одном из сайтов прочитала, что пропущенный день по неуважительной причине следует восполнить двумя месяцами непрерывного поста. Правда ли это? Я всегда думала, что пропущенные дни восполняются один к одному. Д.
Прочитанное вами является выражением одного из богословских мнений, не подтвержденного ни Кораном, ни Сунной [1]. Большинство авторитетных богословов говорят о том, что искупление в виде двухмесячного поста может быть только в случае нарушения его супружеской близостью (половым актом) [2]. В достоверном хадисе говорится лишь об этом случае. Приведу хадис. Однажды к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) подошел человек и воскликнул: «Я погиб! [Горе мне!]» Посланник Божий спросил: «Что погубило тебя? [Что случилось?!]» — «Я [преднамеренно] [3] вступил в половую связь с женой во время поста в Рамадан». — «Есть ли у тебя раб, которого ты мог бы освободить в искупление греха?» [4] — спросил Пророк. «Нет». — «А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?» — «Нет, не в состоянии». — «А есть ли у тебя возможность накормить шестьдесят бедняков?» — «Нет». Он [пришедший со своей бедой] присел [неподалеку]. Пророку принесли корзину с финиками [5]. Он (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к тому человеку: «[Возьми это и] раздай в качестве милостыни [в искупление своего греха]». — «А разве есть кто-то беднее меня, более нуждающийся в этом?!» Пророк широко улыбнулся (засмеялся) и сказал: «[Тогда] иди и накорми этим свою семью [6]» [7]. Подробнее об этом читайте в материале «Супружеская близость во время поста».
Разве искупление в 60 дней поста необходимо только для супругов, вступивших в интимные отношения до времени разговения? А как же те, кто, например, намеренно пропускает пост, имея возможность поститься? Почему они не должны быть оштрафованы 60 днями? Руслан.
Нет такого положения в Коране и Сунне.
На вопрос одного из посетителей сайта umma.ru касательно поста вы дали ответ, который я не понял. «Если я без уважительной причины пропустил один день поста, правда ли, что мне надо держать пост 30 дней после месяца Рамадан? Mikail». — «Неправда. Каждый пропущенный день восполните одним днем поста». Здесь говорится о неуважительной причине(!), следовательно, ему надо непрерывно поститься 60 дней?! Данияр
С чего вы взяли? Откуда такая уверенность?
Уважаемый Шамиль, меня интересует вопрос о преднамеренном нарушении поста, например съел что-нибудь, осознавая нарушение поста; не держал пост в определенный день из-за работы. Вы писали о преднамеренном нарушении в случае половой близости, искуплением чего является непрерывный двухмесячный пост. Какое искупление предусмотрено в иных случаях осознанного нарушения? Газиз. Один человек соблюдал пост в месяц Рамадан только первые 6 дней. Вечером 6-го дня он вознамерился не поститься, начиная с 7-го дня, причем без какой-либо уважительной причины (возможно, ввиду слабости веры). Следует ли ему только возместить пропущенные дни или же он должен соблюдать 60 дней в качестве каффарата (искупления) за каждый пропущенный день? Считается ли, что он не нарушал пост, так как не имел намерения поститься в определенный день? Как известно, во время Рамадана намерение нужно произносить [8] на каждый новый день. Муслим.
Искупление в форме соблюдения поста на протяжении двух лунных месяцев за один преднамеренно нарушенный день поста предусмотрено канонами лишь в случае нарушения его преднамеренным вступлением в половой акт с женой (мужем) [9]. По этому поводу имеется достоверный хадис [10]. Некоторые ученые говорили о подобном искуплении и в случае нарушения поста преднамеренным приемом пищи и питьем воды. Однако данное богословское суждение не имеет прямого подтверждения в аятах и достоверных хадисах, а потому остается суждением, с которым можно и не согласиться [11].
Будет ли правильным держать уразу в месяц Рамадан 9 дней: 3 дня в начале, 3 — в середине и 3 в конце?
Это не будет правильным. Несоблюдение поста, при наличии возможности соблюдать его, — тяжкий грех пред Господом миров. Такая необязательность может обернуться неприятностями земными и вечными. Не советую разрушать свое будущее, игнорируя Божье предписание [12]. Считаю уместным напомнить хадис: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста. [То есть каждый день обязательного поста крайне важен и ценен. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» [13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 139.
[2] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 229; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 139.
[3] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 229.
[4] Обращаю внимание читателя на то, что мусульманская культура еще со времен Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) активно способствовала искоренению рабства, которое в те времена было широко распространено в мире. Одним из крупных благодеяний пред Богом, а также одной из форм искупления греха было предоставление свободы тому, кто являлся рабом или стал таковым в результате превратностей судьбы. Отмечу, что с точки зрения Ислама превращение свободного человека в раба — один из самых тяжких грехов.
[5] В одном из достоверных риваятов говорится, что в корзине было пятнадцать са‘ фиников. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2393. Подробнее об этом см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 230. Са‘ — это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и — 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему посудины, посредством которых происходила продажа сыпучих масс. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 270.
[6] В одном из риваятов хадис завершается словами: «Сам поешь и накорми семью. [В искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан] и проси у Всевышнего прощения». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 272, хадис № 2393, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1671, «сахих». В св. х. Ибн Маджа присутствуют только слова «[в искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан]». Подробнее см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 203; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 231.
[7] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 575, хадис № 1936; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 204, хадис № 1936; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 41, хадис № 1936; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 271, хадисы № 2390 и 2392, оба «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1671, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 139, хадис № 724, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 228, хадис № 1656.
[8] Главное — намерение сердцем, мысленное намерение.
[9] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 229; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 71.
[10] Приведен выше.
[11] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1709, 1722, 1727; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 202, 203.
[12] «О верующие! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными» (см. Св. Коран, 2:183).
[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 238, хадис № 722; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2396; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1672; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8492, «хасан»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 308. Подробнее о степени достоверности см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 575; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 202, 203; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 31–34.