Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

‘Абдуллах ибн Салям (Сира 89)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Знаниями о последнем Пророке обладали иудейские мужи, среди которых известен ‘Абдуллах ибн Салям. Великий богослов Ибн Хаджар[1] в своей книге «аль-Исаба» пишет о том, что он был одним из потомков пророка Юсуфа (Иосифа). Принятие им Ислама засвидетельствовано даже в Священном Коране:

«Скажи [Мухаммад]: «Подумайте, если это все-таки от Аллаха (Бога, Господа), а вы отрицаете (не верите этому)?! [Представьте себе, что в итоге будет с вами!] И свидетельствовал ранее свидетель из числа потомков Якуба (Иакова) [в пользу правдивости] подобного [то есть правдивости Торы и Евангелия] и уверовал [в то, что текст Корана от Бога], а вы [мекканские язычники] проявляете высокомерие [и не желаете прислушаться к тому, что пойдет вам на пользу]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) не наставляет на верный путь народ грешный (притесняющий) [себя, греша и распутствуя, либо других. Внесите преобразования в жизнь, отстранитесь от очевидных грехов, и вам легче будет осознать правдивость того, с чем я пришел]» (Св. Коран, 46:10).

‘Абдуллах ибн Салям ─ вспоминал: «Когда посланник Господа переселился в Медину, я, как и все, отправился на встречу с ним. Вокруг него было много людей. Когда я зашел внутрь [помещения], услышал его, произносящего следующие слова: «...чаще приветствуйте друг друга и угощайте». Я был изумлен простотой и глубоким смыслом этих слов. Вглядываясь в лицо его, я понял, что только пророку может быть присуще выражение лица, которое было передо мною. Знания мои о последнем Пророке подтвердились. Немедля я произнес свидетельство Единобожия и веры в истинность миссии Мухаммада:

أشْهَدُ أَنْ لا إله إلا الله وأَشْهَدُ أنّ مُحَمَّدًا رسول الله

«Ашхаду алля иляха иллял-лах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах». Вернувшись домой, я призвал всех уверовать в истинность пророческой миссии Мухаммада и стать мусульманами»[2].

Религиозно образованные христиане и иудеи знали о последнем посланнике Господа. Однако зависть и нежелание отказаться от привычных религиозных представлений помешали многим из них уверовать в истинность его миссии. Хотя им достаточно было только увидеть его, ибо приметы будущего пророка были даны в их Священных Писаниях! Вот как об этом говорит Священный Коран:

«[Люди Писания ожидали заключительного Божьего посланника, но, поскольку знамя Божественной миссии понес человек не из их среды, не принявший ни сторону иудеев, ни сторону христиан, они отказались следовать его призыву и доводам, за исключением немногих, хотя:] те, кому было дано Писание [иудеи, христиане], знают его [Мухаммада], как знают своих детей. И, поистине, часть из них скрывает истину, зная ее» (Св. Коран, 2:146).

‘Умар ибн аль-Хаттаб ─, ставший впоследствии вторым праведным халифом, спросил однажды у ‘Абдуллаха ибн Саляма: «Знал ли ты Мухаммада ﷺ так же, как знаешь дитя свое?» Тот ответил: «Я знал его лучше, чем детей своих». ‘Умар ─ удивился: «Как это?» — «Что касается детей, я могу сомневаться в том, что они мои. Вдруг жена когда-то изменила мне?! Что касается пророка Мухаммада, то я ни на миг не сомневаюсь в том, что он Пророк!» — был ответ[3].

Действительно, христиане и иудеи хорошо знали о посланнике Творца. Однако знать — это одно, а уверовать — это нечто другое...

«Когда пришла к ним Книга от Аллаха (Бога, Господа) [Священный Коран], подтверждающая то, что у них [то есть Тору], а до этого они просили о помощи, чтобы суметь противостоять безбожникам, так вот, когда пришло к ним то, о чем они ранее были извещены, они не приняли это [по разным мирским причинам]» (см. Св. Коран, 2:89).

Упомянутый ранее ‘Абдуллах ибн Салям, после того как стал мусульманином, пришел к пророку Мухаммаду ﷺ и сказал: «О посланник Господа! Давай позовем всех религиозно грамотных иудеев, и ты спросишь у них обо мне и моих предках, а я в это время спрячусь. После того, как они выскажутся обо мне, я появлюсь и объявлю о принятии мною Ислама». Пророк Мухаммад согласился с таким предложением. Были приглашены люди. Посланник Творца спросил их: «Каково ваше мнение об ‘Абдуллахе ибн Саляме и предках его?» — «Его самого и отца его мы считаем наиболее уважаемыми и учеными среди нас», — ответили ему. «Если он подтвердит мою правдивость и истинность моей миссии, что вы на это ответите?» — поинтересовался Пророк. Они в один голос заявили: «Это невозможно! Такое никогда не произойдет!» В этот момент появился ‘Абдуллах ибн Салям и публично произнес свидетельство Единобожия и подтвердил истинность миссии Мухаммада, сказав: «О иудеи! Побойтесь Бога! Воистину, вы знаете о том, что он — посланник Божий! Вы ведь читали в Торе об имени его и внешних признаках. Поистине, я свидетельствую, что он — посланник Господа, верую в него и в правдивость его». Присутствовавшие сначала растерялись, а затем начали обвинять ‘Абдуллаха во всех грехах, говоря, что он наихудший из них и сын наихудшего... Столь явное двуличие было неприятно Пророку, и он, не задерживаясь, удалился[4].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу аль-Фадль Шихабуд-дин Ахмад ибн ‘Али аль-Аскаляни, более известен как Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. по хиджре) (1372–1448 гг. по григор.) — мусульманский ученый-богослов, хадисовед, правовед шафиитского мазхаба, историк. Является автором порядка 150 сочинений, посвященных разным областям мусульманской науки.

[2] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 2. С. 122.

[3] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир Ибн Кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 140.

[4] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 2. С. 122.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1