Ад — огненный апогей, в котором окажутся те люди и джинны, кто заслужил наказание[1].
Где же Ад?!
Современник пророка Мухаммада[2] византийский император Ираклий[3], который, наряду с другими императорами крупных держав, был призван к вере в Бога, Единого и Единственного Творца, в переписке с Пророком однажды иронически спросил: «Если для верующих уготована обитель, просторы которой — небеса и земля, где же тогда Ад (ведь Рай занял всю возможную территорию)?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Субханаллах!..[4] А где же ночь, когда приходит день?! »[5].
На площади Суда
В Коране сказано:
«В тот День [чьи-то] лица будут белыми [светлыми, радостными], а [чьи-то] лица почернеют [потемнеют, погрустнеют]. Тех, чьи лица почернеют, спросят: «Вы стали безбожниками после того, как были верующими?! Вкусите же наказание за ваше неверие» (Св. Коран, 3:106).
*
«Кто совершал злые, греховные поступки, им воздастся подобным [то есть в равной мере, без ожесточения и усугубления], их постигнут унижение и позор. От Божьего возмездия этих людей никто не спасет, не защитит. Их лица будут темны, мрачны как ночная мгла (это будет похоже на то, будто куски ночи покрыли, накрыли их лица). Они — обитатели Ада, и пребудут в нем вечно» (Св. Коран, 10:27).
*
«[Те, которые так и не одумаются, покинут сей бренный мир упрямыми безбожниками или язычниками] в Судный День будут собраны [на площади Суда] идущими [не на ногах, а] на головах, лицами ползя по земле: [ведь они были] слепы, немы и глухи [и останутся таковыми уже в ином качестве[6], до попадания в свое обиталище]. Их обитель — Ад» (см. Св. Коран, 17:97).
*
«Положение тех обитателей Ада, кто окажется воскрешен [движущимся к площади Суда] на голове, лицом пропахивая землю, [а не на ногах], явится [одним из] худших, ведь их [земные] заблуждения были наиболее отдаленными [от истины, Божественных наставлений и благоразумия]» (Св. Коран, 25:34).
*
«В День, когда их потащат в Ад, лицами [волоча по земле, им скажут:] «Вкусите прикосновение Преисподней» (Св. Коран, 54:48).
*
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) также предупреждал: «У кого будут две жены, и он не будет явно одинаково относиться к ним [особенно в вопросе материального обеспечения и уделяемого каждой из них внимания], то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной [тела]»[7]. То есть позор и унижение его начнутся с началом воскрешения из могил. Ожидает их после Судного Дня невообразимый ужас: «В тот День [назначенный Свыше и ведомый лишь Творцу] ужас горьких страданий накроет их сверху и появится у них из-под ног. Будет сказано:
«Попробуйте (испытайте на себе) все то, что вы делали. [Ощущаемые вами боль и страдания — плоды ваших дел, убеждений и поступков]» (Св. Коран, 29:55).
*
«В тот День Мы [говорит Господь миров] скажем Аду [давая возможность другим услышать]: «Ты наполнился?» [Ад] ответит: «А есть ли еще?» (Св. Коран, 50:30).
Тем самым Ад подтвердит его наполненность до отказа, обещанную Творцом, о чем сказано в других аятах[8]. При описании Рая в аятах и хадисах подчеркивается его необъятный простор, а при описании Ада — теснота, в дополнение ко всему остальному мучающему его обитателей и удручающему.
И умертвят смерть…
В Судный День такое непостижимое и страшное для разума людей творение Создателя, как смерть, примет волею Бога облик барашка. Его возложат на пути, ведущем в райскую обитель, и на глазах всех представителей мира людей и мира джиннов, как тех из них, кто окажется в Раю, так и тех, кто попадет в Ад, заколют подобно жертвенному животному: «Когда обитатели Рая отправятся в свою вечную обитель, а обитатели Ада — на временные или вечные муки в Ад, велением Творца смерть материализуется и разместится между Раем и Адом. [На глазах у присутствующих] она будет умерщвлена, уничтожена. Глашатай воскликнет: «Обитатели Рая, пред вами вечность и нет больше смерти! Обитатели Ада, пред вами вечность и нет больше смерти!»[9] Праведников это событие еще больше обрадует, а грешников, оказавшихся в Аду, сильнее опечалит.
Семь врат Ада
«У Ада семь врат, в каждые из которых войдет определенная категория людей. [Все обитатели Преисподней будут поделены на семь групп, и каждая группа, сколь бы многочисленной она ни оказалась, войдет через свои врата, на свой уровень адской обители]» (Св. Коран, 15:44).
Не пытайтесь представить себе эти врата похожими на земные. Если и есть что-то общее у вечного с земным, то это — лишь названия.
«[После всеобщего Суда] безбожников поведут (погонят) в Ад группами[10]. И когда они подойдут к нему, врата откроются, и хранители Ада [очень неприятные и ужасающие на вид ангелы] встретят их словами: «Разве к вам не приходили посланники [Божьи, избранные] из числа вас же самих [дабы повеления Творца были доходчивы для вас и понятны]?! Они (посланники) читали вам знамения Господа [в том числе и строки Священных Писаний] и предупреждали о наступлении этого Дня [Дня всеобщего Суда и спроса]». Те ответят: «Да [все было именно так]!» Однако [ничего уже более не поделать], наказание безбожников неотвратимо. [По итогу прожитой ими земной жизни приговор вынесен и обжалованию не подлежит.] Сказано будет [им, безбожникам]: «Входите во врата Ада! Вы там навечно. Сколь скверно (ужасно) прибежище высокомерных (надменных) [посчитавших (в период земной жизни) веру в Бога и следование Его посланникам ниже своего достоинства; ратовавших за свободу в совершении греха, а в итоге водрузивших все это зло, преобразованное в тяжеленные тюки и баулы, себе на плечи, и отправившихся вкушать горечь собственных промахов]» (Св. Коран, 39:71, 72).
*
«[После Судного Дня] поистине, он [Ад, врата его] закроются за ними [клеветниками, всю свою сознательную жизнь выискивавшими недостатки других и жадно накапливавшими материальное], и на них [на вратах] — длинные засовы [которые никогда не дадут вратам открыться]» (Св. Коран, 104:8, 9).
Адская бездна
Как в Раю есть степени, возводящие ввысь, так и в Аду будут степени, низводящие вниз, и чем ниже, тем хуже.
«Люди окажутся на разных уровнях пред Аллахом (Богом, Господом)» (см. Св. Коран, 3:163).
Местоположение человека или джинна будет зависеть от того, как он прожил мирскую жизнь, и от того, в какой мере проявится к нему милость Творца.
«Вне всяких сомнений, все они [не верившие в воскрешение из мертвых] будут собраны Нами вместе с [их друзьями] дьяволами [неверующей частью мира джиннов], и Мы всех их поставим на колени пред Адом (вокруг адской пропасти). Затем из каждой группы [сообщества единомышленников, нашедших между собою общий язык в отрицании Творца и миссии Его посланников] Мы [скажет Джабраил (Гавриил), говоря от имени ангелов] вытащим [выдернем] по одному самому наглому и заносчивому [ненавистнику] Всемилостивого [Господа миров и бросим их в адский огонь]» (Св. Коран, 19:68, 69).
*
«И откуда тебе [Мухаммад] знать, что это такое [бездна Ада]?! [Это] горячий [невероятно высокой температуры] огонь!» (Св. Коран, 101:10, 11).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал однажды: «Воистину, огромная скала, которая [если такое вообразить] сбрасывается с края Ада, [и даже если] будет она лететь вниз семьдесят лет, то все равно не достигнет дна [адской обители]»[11]. Второй праведный халиф ‘Умар, комментируя эти слова, сказал: «Чаще задумывайтесь[12] об Аде: температура его необычайно высока, дно невероятно глубоко и палицы[13] там металлические»[14].
«Каждому [из людей и джиннов] — свои степени (уровни) [вознаграждения или наказания] от того, что они сделали (сделают) [оценка дел каждого индивидуальна, хотя есть одно общее: зло принесет своему хозяину мучения в Аду, а добро обернется добром]. Господь твой в полной мере сведущ о том, что они [каждый из людей и джиннов] делают. [Ничто не спрячется от Его взора; все будет учтено, и за все воздастся по справедливости Творца и Его милости]» (Св. Коран, 6:132).
*
«Лицемеры… Они [навечно будут помещены] на низшую ступень Ада. Ты никогда не найдешь того, кто поможет им [оттуда выбраться]» (Св. Коран, 4:145).
Лишь тень черного дыма
«Отправляйтесь под [черную, непроглядную, невыносимо жаркую] тень [Ада], состоящую из трех слоев [дымовой завесы адского пламени]. [Под тень] которая не притеняет [не несет собою даже намека на прохладу] и не защищает от пламени (жара) [адского пекла]» (Св. Коран, 77:30, 31).
*
Растопка для Ада
«Бойтесь Ада, топливом для которого будут люди и камни. Уготован он для безбожников» (см. Св. Коран, 2:24).
*
«Вы [дорогие безбожники, язычники всех времен и народов], а также все то, что вы обожествляли [помимо Бога][15], — растопка Ада (подобие дров, топлива для адской обители) [вами будут поддерживать температуру]. Вам — туда. Если бы то, что вы обожествляли, на самом деле было богом (богами), тогда они (эти «боги») не оказались бы там (в Аду). Все они в [жаре и ужасе] Преисподней навечно» (Св. Коран, 21:98, 99).
*
«Верующие защищайте себя, а также свои семьи от Ада[16] [культивируя нравственность и взаимопонимание в семье]! [Помните, что] топливом его будут люди и камни» (см. Св. Коран, 66:6).
Управленцы в Аду
«Управленцами же [Ада по велению Творца] будут грубые (жесткие) [несговорчивые, которых невозможно растрогать, подкупить или устрашить] и очень сильные ангелы [всего их девятнадцать]. Они во всем покорны Аллаху (Богу, Господу) и [беспрекословно] выполняют то, что велено» (см. Св. Коран, 66:6).
*
«Заправляют им (Адом) девятнадцать ангелов. [Это первый вариант толкования — буквальный; второй вариант — девятнадцать ангелов-руководителей, заведующих вопросами Ада, что же касается ангелов, находящихся в их подчинении, то количество их огромно; третий вариант — всего там девятнадцать разновидностей ангелов, а общее число неизвестно]. Управленцами Ада по воле Нашей [подчеркивает Господь миров] являются только ангелы [лишь представители мира ангелов]. Число же [упомянутое ранее в аяте] — это своего рода (1) испытание для неверующих людей [ведь сфокусировав внимание на этом числе, они будут искать новые оправдания своему упорству в неверии, безбожии: «А почему именно девятнадцать?!», хотя они не верят даже в само существование Ада], (2) возможность для людей Писания удостовериться [в истинности миссии пророка Мухаммада, так как эту информацию можно при желании найти в канонических источниках Иудаизма и Христианства], (3) для приумножения веры уверовавших, (4) для того, чтобы люди Писания и верующие не сомневались, (5) а постоянно сомневающиеся (в чьих сердцах болезнь неуверенности) и неверующие спросили: «А что Аллах (Бог, Господь) хотел сказать этим (этой притчей[17])?!» Подобным образом Господь сводит с пути веры тех, кого пожелает [в результате их собственного выбора и упрямства][18], и наставляет на верный путь угодных Ему [за их желание уверовать, благоразумие, праведность и многое другое]. О воинах Господа твоего [то есть о настоящем числе ангелов, степени их мощи, силы] известно лишь Ему. Это [информация о девятнадцати, да и о самом существовании Ада] — напоминание для человека [для любого из людей, дабы призадумался и уверовал]»[19] (Св. Коран, 74:30, 31).
*
Адское пламя
«[Придет время, и] Я [говорит Господь миров] введу его [нежелавшего уверовать и определиться в вопросах веры] в сакар (Ад)[20] [дабы пропекался в нем вечно. Ничего иного такой человек не заслуживает]. И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое сакар?! [Это то, что] не оставит [нетронутым все оказавшееся в нем — будет печь и обжигать], [никого, попавшего туда] не оставит в покое. [Адский огонь никого не пощадит.] Он обжигает (поджаривает) людей [живого места на них не оставляет. И так — с периодическим восстановлением кожного покрова — на протяжении вечности][21]» (Св. Коран, 74:26–29).
*
«Он [если покинет земную обитель, оставаясь неверующим] непременно будет брошен [ввергнут] в аль-хутому. И откуда тебе знать, что такое аль-хутома? [Это –] разожженный огонь Господний [адский огонь], который достигает сердец [постепенно сжигая их и принося им ни с чем несравнимую боль]» (Св. Коран, 104:4–7).
*
«Нами [говорит Господь миров] для грешников и безбожников уготован огонь, шатры (своды) которого [огромные по высоте и протяженности стены] держат их в закрытом пространстве» (см. Св. Коран, 18:29).
*
«Поистине, оно [пламя Ада] испускает искры [огромные], как большие [строительные] сооружения (дворцы) [разлетающиеся в разные стороны и с грохотом падающие]. Они [искры] похожи на черных (черно-желтых)[22] верблюдов [по их многочисленности, движению друг за другом и скорости движения]» (Св. Коран, 77:32, 33).
*
«Для них [грешников] в Аду уготовано [огненное] ложе, а сверху — [огненное] покрывало [то есть они со всех сторон будут окружены ужасом Ада]. Так Мы [говорит Господь миров] воздаем грешникам (притеснителям)» (Св. Коран, 7:41).
*
«Всякий раз как [начнет] затухать огонь [ослабевать от выжигаемого им кожного покрова, от пота, лимфы, крови, которые будут интенсивно вытекать из тел], Мы [восстановив все нервные окончания и составные части кожи] начнем увеличивать силу огня [повторяя этот мучительный процесс снова и снова]» (см. Св. Коран, 17:97).
Кожа и нервные окончания после сгорания будут постоянно восстанавливаться, чтобы ощущение от болезненного и мучительного наказания Ада продолжалось вновь.
«Тех, кто не поверил Нашим [говорит Господь миров] знамениям, в последующем [после Конца Света и Судного Дня] отправим в огонь. Едва сгорев [с невыносимой болью и до полного умерщвления последнего нервного окончания], кожные покровы их будут [вновь и вновь] обновляться [чтобы муки эти не прерывались], дабы они [в полной мере] вкусили ужас адского наказания. [Они захотели бы умереть, но смерти после всеобщего воскрешения уже не будет. После Судного Дня люди перейдут в то измерение, где есть начало, но нет конца; где только жизнь, причем у каждого своя.] Воистину, Аллах (Бог, Господь) Могущественен и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 4:56).
*
«…Безбожники получат [им выдадут в Аду] куски огненной одежды [практически оденутся в огненное пламя], а сверху будут поливаемы кипятком [температура которого не соизмерима с земной, она будет намного более высокой]. Внутренние органы и кожа начнут плавиться от этого [а после онемения нервных окончаний — восстанавливаться заново для продолжения ощущения бесконечных истязаний]. [Также] для них приготовят большие металлические палицы [которыми временами они будут побиваемы; с помощью их же пресекут беспорядки и проведут воспитание беглецов]. [Потому что] всякий раз, когда из-за невыносимой жары и духоты [либо переполняющего чувства печали и скорби, что прожитого не вернуть и уже не изменить, а терпеть нет сил — впереди вечность] они будут организовывать побег, их вернут [не без помощи упомянутых палиц] обратно [со словами]: «Продолжайте вкушать адские мучения» (Св. Коран, 22:19–22).
*
«Огонь будет обжигать их лица. Они поблекнут (увянут, станут хмуры и мрачны) [даже ни намека на жизнерадостность]» (Св. Коран, 23:104).
*
«В тот День [когда они окажутся в Аду] их лица будут поворачиваться в огне [подобно куску мяса, переворачиваемому на вертеле. Когда кожа и нервные окончания сгорят, кожный покров обновится, дабы адские мучения не заканчивались]. Они скажут: «Ох, если б мы тогда [в пролетевшей как миг мирской жизни] проявили покорность пред Богом и Его посланником!.. [Отстранились бы от того, что запретно, и выполняли бы в меру сил и возможностей то, что обязательно… Все было бы иначе!]» (Св. Коран, 33:66).
Железные ошейники
«[Послышится:] «Хватайте его и надевайте оковы [на шею и на руки]. Затем ведите его печься в Ад. [Но это еще далеко не все!] После опутайте его [металлической] цепью [которая пройдет через разные части тела и серьезно ограничит возможность двигаться], длина ее — семьдесят локтей» (Св. Коран, 69:30–32).
*
«Ты увидишь, как преступники [заслуживающие Ада] в тот День будут по двое (попарно) закованы в кандалы и цепи. Их одеяния — деготь (жидкая смола; гудрон) [именно этим будут покрыты их тела, кожа для более ощутимого горения в адском пламени]. Их лица будут охвачены огнем. Это [Воскрешение из мертвых] ради того, чтобы воздать каждой душе [каждому из людей и джиннов] то, что они заслужили (заработали) [прожив жизнь мирскую с приглянувшимися им ценностями, идеалами]. Воистину [пусть не пугает вас численность людей и джиннов, что предстанут пред Богом в Судный День. Сколько бы их ни оказалось], суд над всеми состоится скоро и быстро» (Св. Коран, 14:49–51).
*
«[Безбожники окажутся] закованы в железные ошейники (кандалы, наручники) и цепи [держа за которые ангелы, смотрящие за порядком в Аду] потащат их [опуская лицом] то в кипяток, то в огонь, [в котором они, заслужившие своими земными убеждениями Ад] будут пропекаемы» (Св. Коран, 40:71, 72).
*
«Поистине, Мы [предупреждает Господь миров] уготовили для безбожников [в Аду] цепи, железные ошейники (кандалы, наручники) и огонь [невероятно высоких температур]» (Св. Коран, 76:4).
*
Отравляющий сок адских деревьев
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды процитировал: «Верующие! Бойтесь Господа боязнью, которая соответствует Ему. [Найдите в себе боговдохновенный трепет пред Ним.] И делайте все, чтобы покинуть этот мир, оставаясь покорными Ему (сохраняя веру в своих сердцах и делах, оставаясь мусульманами)» (Св. Коран, 3:102), после чего добавил: «Если капля сока плода адского древа капнет на мирскую обитель, она лишит вкуса, отравит весь это временный мир. А представьте себе состояние тех, для кого он станет пищей [в адской обители, временно или навечно пребывающих там]»[23].
«Кроме [несъедобных, даже для животных] колючек, еды у них не будет. Эта еда не прибавит им веса и не утолит голод» (Св. Коран, 88:6, 7).
*
«Поистине, дерево заккум — [это] пища грешника. Подобна [она вязкому] осадку масла. Кипеть будет в животах, как кипяток» (Св. Коран, 44:43–46).
*
«Поистине, вы, сошедшие с верного пути и считавшие ложью [все то, о чем вам говорилось через пророков и посланников Божьих, а также Священные Писания, будете после Судного Дня отправлены в Ад, где] непременно станете есть с дерева заккум. И наполните им [его плодами] животы. Поверх этого будете пить [никогда не остывающий] кипяток, и пить его станете подобно [людям, постоянно] испытывающим жажду [то есть утолить ее им вы никогда не сможете]. Это — «гостеприимное» угощение для них в День Суда [и на весь последующий период пребывания в Аду]» (см. Св. Коран, 56:51–56).
*
«…Дерево заккум, которое Мы [говорит Господь миров] сделали предметом искушения [фактом, способным укрепить в безбожии, аргументом] для грешников [в пользу того, что Ад не существует. Ведь они, мысля земной логикой, говорили: «Если в Аду высокая температура и обжигающий огонь, то как дерево может находиться там и не сгорать?!»]. Поистине, это такое дерево, которое произрастает со дна Ада [и поднимается ввысь по его уровням]. Завязи[24] [на ветвях] его подобны головам дьяволов [они отвратительны, омерзительны]. Поистине, они [обитатели Ада] едят с этого дерева [несмотря на всю омерзительность, зловоние и несъедобность] и наполняют свои животы его плодами [голод вынуждает их идти на такие муки]. После они запивают все это кипятком [который смешивается в их желудках с пережеванными плодами того дерева]. Затем, поистине, их местом возвращения [которое они покинули, дабы поесть плодов адского дерева и попить кипятка] все также остается Ад [их тесная камера в нем]» (Св. Коран, 37:62–68).
«Поить их будут из невероятно горячего источника»
«[Оказавшись в мучительном пекле Ада] они станут ходить кругами между ним (Адом) [его огненными камерами пребывания] и неимоверных температур кипятком [за неимением чего-либо иного утоляя им, разрывающим их внутренние органы, жажду]» (Св. Коран, 55:44).
*
«[Обитатели Ада утоляют жажду] предоставляемым кипятком, который разрывает их кишки на части [из-за высоких адских температур выжигает всю пищеварительную систему]» (см. Св. Коран, 47:15).
*
«Если молят они о помощи, то получают ее в виде мутной (вязкой, густой) жидкости [раскаленной до такой степени, что] обжигает лица [при поднесении ее ко рту]. Более отвратительного напитка не сыскать, и это [Ад] — худшее, из чего можно было бы извлечь хоть какую-то пользу [более ужасного места пребывания не найти]» (см. Св. Коран, 18:29).
Будет там и другое питье, и пища из похожего разнообразия
В Коране сказано:
«[У Нас в Аду имеется] еда, вызывающая удушье (спазмы), и [иные формы] болезненного наказания» (Св. Коран, 73:13).
*
«Все жестокие (немилосердные), упрямые [безбожники и язычники] оказались в проигрыше (потерпели неудачу; они обманулись, их надежды не оправдались). А за всем этим [сокрушительным провалом в мирском] — Ад, где питьем будет напиток из некротических масс [коктейль из гноя и крови]. Они будут залпом выпивать его [быстро заглатывать из отвращения к нему], но все равно проглатывание окажется нелегким, а усваиваться он практически не будет. Со всех сторон их окружит смерть [в мирской обители это давно убило бы их], и все же они будут оставаться в живых, а дальше — еще хуже» (см. Св. Коран, 14:15–17).
Если говорить более точно, напиток этот состоит из того, что стекает с израненных, измученных тел обитателей Ада, а также всего того, от чего их тела будут освобождаться[25].
«Сегодня здесь у него [оказавшегося в Аду] нет хорошего друга [который хоть как-то смог бы облегчить его участь]. Не будет [сегодня у него] еды, кроме [кровавого] гноя [стекающего с израненных тел обитателей Ада][26]. И едят это лишь грешники» (Св. Коран, 69:35–37).
*
Грешники станут звать смерть
В Коране сказано:
«Тем, кто был [в земной жизни] безбожен, — огонь Ада, где ни умереть не смогут, ни наказание им не облегчат. Таким образом будет воздано всякому особо неблагодарному (безбожному)» (Св. Коран, 35:36).
*
«Тот, кто предстанет [в Судный День] пред Богом грешником [преступником, безбожником, кто так и не изменился за всю свою сознательную жизнь, следуя убеждению «горбатого могила исправит»], тому — Ад [огненная Геенна], где он не умрет, но и жить не сможет» (Св. Коран, 20:74).
*
«Затем он [оказавшийся в Аду] не сможет ни умереть там [дабы освободиться от всего этого ужаса], ни жить [нестерпимым окажется пребывание]» (Св. Коран, 87:13).
*
«А когда закованными в цепи они будут сброшены в адскую тесноту [и прочувствуют весь «комфорт» того, где оказались навечно], начнут звать смерть [пожелают умереть, произвести над собою суицид]. [Хранители адского порядка и дисциплины скажут:] «Не стоит звать (вызывать) одну погибель, а зовите их сразу побольше. [Привычной по вашей памяти смерти уже больше нет — вы здесь не умрете. Остались только невероятно болезненные и бесконечные мучения]» (Св. Коран, 25:13, 14).
*
«Обитатели Ада обратятся к хранителям Преисподней [ангелам, смотрящим за порядком на разных уровнях Ада]: «Попросите Господа, пусть [хотя бы] на день облегчит наши страдания (мучения)!» Те ответят: «Разве к вам не приходили ваши посланники со знамениями [посланники Божьи, избранные из вашей среды либо оставившие наследие в форме наставлений в ваш исторический период]?» Они скажут: «Да [было такое]». Молвят [ангелы]: «Ну тогда молите [Бога сами], но [учтите, что] мольба безбожников [покинувших в таком состоянии земную обитель] — в блуждании (заблудится) [то есть бессмысленна, бесполезна]» (Св. Коран, 40:49, 50).
*
«Издалека они [обитатели Ада] обратятся [к стражу адской обители]: «Владыка! Пусть Господь заберет наши души [мы не в состоянии более терпеть эти муки, страдать]!» Он [ангел-страж] ответит: «Вы, поистине, здесь пребудете [вечно. Иных вариантов нет]. Ранее [когда вы находились в земной обители] Мы [через пророков Наших и посланников, через Священные Писания] приходили к вам с истиной [которую следовало принять, понять, применить, улучшив себя и мир вокруг]. Однако же большинство из вас не приемлет истину (испытывает к ней отвращение) [а потому винить вам остается лишь самих себя]» (Св. Коран, 43:77, 78).
Все увидят Ад и Рай
«Не войдет кто-либо в Рай, пока не увидит свое место в Аду, где мог бы оказаться, если бы грешил. Это приумножит его благодарность Всевышнему. И не будет отправлен кто-либо в Ад, пока не увидит свое место в Раю, где мог бы оказаться, будь он совершающим благодеяния (стремящимся к совершенству в благом; будь он набожным). Это сильно опечалит его»[29]. Прожив свои 50, 70, 80 или 100 лет, с приходом смерти человек закроет глаза, столь долго смотревшие на этот мир. Срок исправить что-либо безвозвратно истечет, хотя возможностей было немало.
«Все вы, люди, увидите Ад. Таково установление вашего Господа. Те, кто был набожен [в жизни мирской и покинул ее таковым, в ком была вера, пусть даже наряду с незначительными, а тем более искупленными ранее грехами и проступками, и он удостоился Божьей милости], будут спасены [не войдут в Ад, а лишь увидят его]. Грешники же [все те, кто не получил прощения Господа] будут сброшены в Преисподнюю стоящими на коленях» (Св. Коран, 19:71, 72).
Ибн Мас‘удом были переданы следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), которые приоткрывают для нас картину событий ожидающего всех непростого периода: «Все люди будут подведены к Сырату [своего рода мосту, ведущему в высочайшие райские уровни, но проходящему над бездонной огненной Геенной]. Они окажутся возле Ада и начнут свое движение вперед согласно их мирским делам и поступкам: кто-то преодолеет Сырат подобно молнии, кто-то — подобно ветру, скорость иных будет равна скорости полета птиц, других — скорости бега лучших скакунов, а какая-то часть людей двинется со скоростью хорошего верблюда.
В числе последних окажутся те, кто пойдет по этому мосту обычным человеческим шагом. Медленнее всех, замыкая процессию [из тех, кто милостью Господа миров все-таки дойдет до Рая] пойдут те, у кого света веры [накопленного общей совокупностью их мирских благодеяний] будет хватать лишь на блеск большого пальца обеих ног. Во время продвижения вперед мост под ногами у них будет качаться и [сильно] шататься. Сырат скользкий и полон шипов, колючек [идти будет трудно, но через эти тяготы преодоления с человека спадут все остатки его грехов, дабы он подошел к Раю без унизительного груза]. С обеих сторон узкого моста будут находиться ангелы. С помощью огненных крюков они вырвут из общего потока всех обитателей Ада и сбросят их в Преисподнюю. Другие ангелы будут молить Господа: «Прости и помилуй [грешников], прости и помилуй»[30].
Пылинка веры
Безбожники, язычники останутся в Аду навечно, а непомилованные верующие грешники будут пребывать в Геенне столько, сколько того потребует искупление их грехов. Но в достоверной Сунне четко сказано, что каждый, в ком была хоть пылинка осознанной веры в единственность и непостижимость Творца, рано или поздно выйдет из Ада, даже если в жизни мирской не совершил ни одного благодеяния[31].
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто поймет для себя, что Аллах (Бог) [Единый и Единственный для всех, Творец всего сущего] — его Господь [и лишь Ему следует поклоняться, лишь Его молить о помощи и просить] и что я [пророк Мухаммад] — Его пророк [и заключительный посланник Божий, не философствуя и не проявляя фанатизма, а] искренне веря в это всем сердцем, того Аллах (Бог, Господь) защитит от Ада [в вечности]»[32].
Если человек атеист, но благороден и высоконравственен
Часто можно видеть, что верующий (относящий себя к той или иной конфессии) оказывается очень даже непорядочным и невоспитанным, скупым, например, а неверующий — очень даже высоконравственным и щедрым. Разве такому хорошему человеку Всевышний не воздаст благом, в том числе и в загробном мире?
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если совершит благодетельный человек что-то хорошее, вне зависимости от того, верующий он или нет, Всевышний непременно воздаст ему благом». Сподвижники спросили: «А как Он воздаст благом безбожнику?» — «Если он укреплял родственные связи, давал милостыню или совершал любое другое благое деяние, ему воздастся благом в его богатстве (имуществе), детях, здоровье и подобном мирском [касающемся лично его или тех, кто находится на его попечении]», — ответил Пророк. «А как же ему воздастся благом в вечности [ведь он не верил ни в Бога, ни в пророков, ни в Писания, ни в наличие вечной жизни после смерти; не имел даже и пылинки веры, которая могла бы его спасти]?!» — с недоумением вопрошали сподвижники. «[Его постигнет] облегченная форма наказания [в загробном мире и вечности]», — ответил заключительный Божий посланник»[33].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) также сказал: «Верующему Творец воздаст за каждое благодеяние как в мирской обители, так и в вечной. Что же касается безбожника, то за все хорошее и благое, что сделает он в этой жизни, ему воздастся благом уже здесь, на Судный День ничего не останется [ведь он не верил ни в Бога, ни в Судный День, ни в вечность. Все его сознание было ограничено мирским. И если сделал он что-то хорошее здесь для других людей, например был щедр к неимущим и поддерживал слабых, то ему воздастся за это многими формами блага, но только земного, тленного]»[34].
Любой, у кого есть хотя бы капля веры в Единобожие, обязательно когда-либо, но попадет в Рай. Однако современные христиане считают, что Бог — это Отец, Сын и Святой Дух, то есть они не верят в Единобожие, а следовательно все христиане будут вечно гореть в Аду. Хотя лично я знаю многих христиан, которые очень хорошие и добрые люди, искренне верующие в Бога. Тут возникает недоразумение: почему бандит, террорист-смертник, который все же верит в единого Бога, попадет со временем в Рай, а эти добрые люди вечно будут гореть в Аду?
Бандиту, террористу-смертнику придется очень долго гореть в Аду, а возможно, и целую вечность, если он убил невинного, верующего человека, причем если убил преднамеренно.
«А кто убьет верующего преднамеренно, наказание тому — вечный Ад. Прогневался Всевышний на него, проклял и уготовил для него великое наказание» (Св. Коран, 4:93)[35].
Отмечу, что вера — это сердечное состояние, а не внешние атрибуты, а потому определяема лишь Творцом, Господом миров. То есть ее наличие или отсутствие станет окончательно известно лишь в Судный День.
«Щадящий» уровень Ада
Последний посланник Божий оповестил: «Самое облегченное наказание в Аду будет у тех, на кого наденут огненную обувь, прогревающую человека до таких температур, что мозг его будет кипеть, как в котле. Те, кто испытает это адское мучение, посчитают, что подвергаются самому страшному наказанию, хотя оно — самое облегченное»[36]. То есть бывшие в мирской обители верующими в Творца и следовавшие его предписаниям, но совершавшие прегрешения, которые не были искуплены раскаянием и благими делами, а также не удостоившиеся по той или иной причине милости Создателя в Судный День, окажутся на этом самом «щадящем» адском уровне на определенный, зависящий от количества грехов срок[37]. На этом же уровне, возможно, окажется и некоторая часть самых разных по убеждениям и воззрениям людей, которые были благородными и великодушными натурами, но… не пожелали пустить в свои сердца лучики веры. «Господь [Творец всего и вся, Который в этом миру невообразим и не сопоставим с чем-либо мирским] спросит в Судный День обитателей Ада, что окажутся на самом «щадящем», облегченном уровне: «Если бы в вашем распоряжении оказались все мирские блага, то пожелали бы вы откупиться ими от адских мук?» — «Да», — ответят те. «А ведь Я просил от вас совсем немногого — не причислять кого-либо в сотоварищи Мне [не обожествлять что-либо помимо Меня]. Вы же и этого малого не сделали!»[38]
Кого и за что в Аду будет больше?
Насколько достоверен хадис о том, что в Аду женщин будет больше, чем мужчин?
Суть не в том, — кто, где и в каком количестве окажется, а в умении извлечь назидание из повествования. Безусловно, мужской шовинизм здесь абсолютно неуместен. Подобные повествования могут озвучиваться в назидание, но не как упрек. Хадис обращен не столько к женщинам, сколько к мужчинам, взывая их к осознанию ответственности за тех женщин, которые рядом с ними, находятся под их опекой. Теперь перейдем к канонической стороне вопроса. Хадис достоверен. Смысл его, подчеркивающий качества обитателей Ада, касается как мужчин, так и женщин, но женщин — в большей степени.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Мне был показан Рай, я взял там гроздь (кисть райского плода), которой, если я принес бы ее вам, вы могли бы питаться и насыщаться до Конца Света![39] Я [также] видел Ад. Подобного [ужаса] я никогда не встречал. Я воочию лицезрел, что большая часть обитателей его — женщины». — «Почему, о посланник Божий [именно женщины]?», — спросили у него сподвижники. «За неверие[40] их». — «Неверие (неблагодарность) пред Богом?», — уточнили у него. «Нет, неверие (неблагодарность) перед теми, кто рядом с ними; за неблагодарное отношение к благодеянию, к чему-то хорошему [совершенному для них, ради них]. [Ведь зачастую] относишься хорошо к одной из них [к одной из женщин, например, к жене] на протяжении века [то есть очень долго], а она, увидев в тебе (от тебя) что-то [то, что ей не понравилось, вдруг] восклицает: «Я так ничего хорошего от тебя и не увидела (не дождалась)! [Или другой пример из нашей жизни: «Ты погубил мою молодость, я потратила на тебя лучшие годы своей жизни!..» и т. п.]»[41].
«Мне был показан Рай»; «я [также] видел Ад», то есть для Пророка были сняты ограничения временем и местом, и он, являясь последним Божьим посланником, увидел одну из граней вечности касательно Ада и Рая. Оповещение же пророков о подобных вещах — предупреждение (по воле и милости Творца) о том, в чем следует быть более внимательным и бдительным. Ведь человек может и молиться, и поститься, считая себя при этом очень набожным (внешне сравнивая себя с другими), но в элементарных вопросах этики, благодарности по отношению к людям, а тем более — родителям, мужу или жене, быть абсолютно бестактным и скверным, тем самым перечеркивая благое и готовя себе пусть не вечное (если на момент смерти в сердце есть хоть пылинка веры и основ ее), но все же адское наказание. Пессимизм неуместен.
Последний Божий посланник, ниспосланный милостью для миров, неспроста оповестил об упомянутом ранее. Следует принять во внимание данное оповещение и ввести в практику способы профилактики подобных ошибок.
Чем закончится жизнь?
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. [Продолжительность пребывания в Аду после Судного Дня будет зависеть от степени пагубности этих завершивших его жизнь деяний.] А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада [в душе искренне стремясь к вере и благочестию, препятствием чему постоянно будет являться назойливое и пагубное влияние извне (окружение, например)], однако [начав думать собственной головою и все-таки вырвавшись из темницы пагубных зависимостей, он в корне преобразится и] завершит жизнь делами обитателей Рая [где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется]»[42].
По этой же теме есть и следующий интересный хадис: «Поистине, человек может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая, как это видится (кажется) людям [то есть им будет казаться, что он очень праведный и набожный], но при этом он [станет] обитателем Ада [после Судного Дня в вечности]. А другой может [на протяжении долгого периода] совершать поступки, свойственные обитателям Ада, как это будет видеться (казаться) людям, однако он [в итоге станет] обитателем Рая. Поистине, дела [оцениваются пред Богом] по тому, как они заканчиваются [как отдельно взятое дело, так и жизнь в целом]»[43].
В качестве примера в хадисах упоминается самоубийство от нестерпимой физической боли (в наше время большинство случаев самоубийства — это результат «невыносимой» моральной боли или психологического давления), а также преднамеренное нанесение вреда своим наследникам[44] посредством написания завещания, лишающего их наследства либо несправедливо распределяющего его.
Последний покинувший Ад
Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Я знаю [мне внушено Божественным Откровением] о том, кто последним выйдет из Ада, войдя также последним в Рай. Этот человек выйдет из Ада на четвереньках [невероятно измученный продолжительным пребыванием в Аду]. Всевышний Творец скажет ему: «[Теперь] можешь войти в Рай». Он подойдет, но ему покажется, что Рай уже полон обитателями. Он вернется и воскликнет: «О Господи, я вижу, что Рай уже полон [мне там места не осталось]!» Господь снова скажет ему, чтобы отправился в Рай, но, подойдя и не видя для себя там места, [этот несчастный] в недоумении повторит свои слова. [Проведя человека через необычные ощущения и впечатления, Творец успокоит его:] «Можешь войти в Рай [не беспокойся, для тебя там место есть]. Тебе то, что пожелаешь, и ждет тебя там такое количество благ, которое можно сравнить лишь со всеми благами планеты Земля, помноженными на десять!»[45]
[Человек, покинувший мирскую обитель, имея частичку веры, что и спасло его в конце концов, но также неся с собою и самый большой груз грехов, что повлекло столь продолжительное пребывание в Аду, пережил невообразимый ужас и мучения в искупление прегрешений. И вот теперь, после того как он вкусил всю горечь пребывания в огненной Геенне, у него появилась возможность подойти к райской обители и войти в нее. Он уже приблизился к головокружительному благоуханию райских кущ, непередаваемой красоте… Но вдруг ему показалось, что места там нет. После он узнает, что ему, самому последнему грешнику из числа верующих, дается такое количество благ, какое на земле никто и вообразить себе не смог бы, и причем — навечно. Он вышел из Ада последним, изможденным и обессилевшим. Позади он оставил тех, кто пребудет там вечно. Услышав о том, что его ожидает, а незадолго до этого он и малого местечка для себя там найти не мог, человек воскликнул:] «Господи, не шутка ли это, ведь Ты — Властелин всего?!»[46] Пророк Мухаммад, рассказав хадис и упомянув невообразимое количество благ, что будут ожидать данного человека, подчеркнул: «Это — самая низшая ступень Рая [самое малое по райским меркам для самого грешного из числа верующих]»[47].
Половинка финика
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) наставлял: «Страшитесь Ада! [Будьте набожны пред Богом, сторонясь явных грехов и совершая благие дела!] И пусть же [благое] будет проявлено хотя бы половинкой финика [чем-то очень малым и незначительным, совершенным на благо другим] или, если даже столь малого у вас нет, добрым словом [подбадривающей, правдивой, успокаивающей, воодушевляющей, дарящей положительные эмоции вашему собеседнику речью]»[48].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 168.
[2] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) родился в 570 г. и умер в 632 г. по григорианскому календарю.
[3] Ираклий (575–641) — византийский император с 610 г. Отразил в 626 г. нашествие авар и славян на Константинополь; в 627–628 гг. вернул отнятые персами земли на востоке империи, но не смог отстоять их от захвата арабами в 630-х гг. См.: Большой энциклопедический словарь. С. 459.
[4] То есть: «Господи, Ты далек от всех недостатков, и Тебе присуще лишь совершенство!»
[5] Св. х. Ахмада. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 410, 411.
[6] Если в мирской жизни они были слепы, немы и глухи духовно по своему выбору и желанию, то в Судный День это будет уже им навязано в качестве наказания.
[7] Хадис от Абу Хурайры; приведен в четырех из шести сводов хадисов и в св. х. Ахмада. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 213, хадис № 1969, «сахих».
[8] См., например, в моем переводе смыслов: Св. Коран, 7:18, 11:119, 32:13, 38:85.
[9] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 486, хадис № 7450, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 725, 726, хадис № 2562, «хасан, сахих»; там же, хадис № 2563, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 466, хадис № 4327, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2050, хадис № 6545.
[10] Ведь среди безбожников в земной обители есть самые разные люди, в том числе и благодетельные, щедрые в адрес других, например.
[11] Св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 730, хадис № 2580; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 125, хадис № 2042, «хасан»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 96.
[12] Не с тем, чтобы загнать себя в тупик безысходности, а наоборот — чтобы придать себе жизненных сил, желание изменять, замаливать, исправлять прошлое, украшать настоящее и совершенствовать будущее.
[13] Палица — старинное ударное или метательное оружие — тяжелая дубинка с утолщенным концом.
[14] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 730, хадис № 2580.
[15] Пророк Иисус, сын Марии, а также ангелы, которые обожествлялись некоторыми людьми, к этому не относятся, доказательством чему другие аяты и хадисы.
[16] Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас в пояснение к этому аяту сказал: «То есть обучайте свои семьи [вопросам морали и нравственности, набожности и покорности Господу миров] и воспитывайте [то есть пусть это будет последовательным на протяжении лет процессом воспитания духовно и интеллектуально богатой личности. Не ограничивайтесь лишь материальным обеспечением семьи]». См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 127, 128; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 28. С. 315, 316; аль-Кушайри А. Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 434.
[17] Притча — 1) иносказательный рассказ с нравоучением, 2) перен. о непонятном, труднообъяснимом явлении (разг.).
[18] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 15. С. 252, 253, 256.
[19] Подробнее см., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1991. Т. 4. С. 469, 470; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 19. С. 52–54; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 15. С. 239–256.
[20] Сакар — одно из названий Ада. См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий. С. 628.
[21] Другой вариант перевода: «И виден будет он (Ад) людям с огромного [невообразимого по земным меркам] расстояния». См., например: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 3. С. 465.
[22] Если переводить подстрочно, то использованное в аяте слово переводится как «желтые», но практически во всех авторитетных источниках говорится, что имеется в виду «черный цвет, поверх которого желтизна». Подробнее см., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 581; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 15. С. 353; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 588; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 3. С. 490.
[23] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 732, хадис № 2590, «хасан сахих».
[24] Завязь — нижняя часть пестика в цветке, образующая после опыления плод.
[25] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 7. С. 242. [26] Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 545; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 568.
[27] В некоторых тафсирах это предложение приводится как слова идеологов в адрес своих последователей.
[28] Заключительным Божьим пророком и посланником является Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует).
[29] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 6569; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 510, хадис № 6569.
[30] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 489; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 383–389; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 11. С. 325.
[31] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 490.
[32] Хадис от ‘Имрана; св. х. аль-Барраза и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 534, хадис № 8860, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 401. [33] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Барраза и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 9. С. 18; аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 2. С. 39, хадис № 3038; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 12. С. 452.
[34] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1129, хадисы № 56–(2808) и 57–(2808); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 113, хадис № 1823, «сахих».
[35] Подробнее на тему терроризма, а также о посягательстве на жизнь или имущество других людей, вне зависимости от их национальности или вероисповедования, читайте в моей книге «Как увидеть Рай?».
[36] См.: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 9. С. 3613, хадис № 5667. Также см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2052 и 2053, хадисы № 6561 и 6562; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 508, хадисы № 6561 и 6562.
[37] См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 3613.
[38] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2052, хадис № 6557; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 507, хадис № 6557; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 3614, хадис № 5670.
[39] Кстати, это не говорит о необъятных размерах данного плода, ведь в Раю иное понятие материи и сути вещей.
[40] В тексте хадиса употреблено слово «куфр», которое переводится как «безбожие, неверие; неблагодарность».
[41] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1672, хадис № 5197, 5198; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 372, хадисы № 5197 и 5198; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 20. С. 265, 266, хадисы № 5197 и 5198.
[42] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; хадис № 11–(2651); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 11–(2651); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1972, «сахих».
[43] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 894, хадис № 2898; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; часть хадиса № 12–(112); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 12–(112); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 175, хадис № 1458; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1971, «сахих».
[44] См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 401, хадис № 1458.
[45] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 735, хадис № 2600, «хасан сахих».
[46] Как передает Ибн Мас‘уд, пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует), произнеся эти слова, засмеялся, да так, что были видны его коренные зубы. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2054, хадис № 6571; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 510, хадис № 6571.
[47] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2054, хадис № 6571; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 510–543, хадис № 6571 и комментарий к нему. Разные варианты (риваяты) текста данного достоверного хадиса см., например: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 499; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 105, хадис № 312–(189); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 44, хадис № 312–(189); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 467, хадис № 2322; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 673.
[48] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1904, хадис № 6023; там же. Т. 4. С. 2053, хадис № 6563; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 550, хадис № 6023; там же. Т. 14. С. 509, хадис № 6563.