Акыда (вероубеждение) – это целое научное направление в Исламе. Если бы оно на протяжении 14 веков мусульманской науки было сугубо научным и выводило за границы научных полемик лишь конкретные практические рекомендации, тогда это было бы очень полезно для мусульманского сообщества и явилось бы хорошим консолидирующих фактором. Но на деле все пошло в русле человеческих слабостей, а также желания конфликтовать и уничтожать своих оппонентов и противников.
Акыда охватывает такие темы, как «единственность Аллаха (Бога, Господа)», «пророки», «Священные Писания», «ангелы», «Загробный мир», «предопределение», «Ад», «Рай» и подобное, большинство из чего невозможно увидеть и потрогать. Многие века Ислам был двигателем прогресса, науки и культуры во всех их проявлениях, но свобода мысли и плюрализм мнений иногда переходили в обсуждение того, чего нет, предполагая, если оно будет. Происходило наслоение теоретических умозаключений, которые были совсем оторваны от реальности и не несли пользы обществу. Научное направление акыды в первые века Ислама с переводом трудов философов древней Греции начало все больше уходить в логические умозаключения Аристотеля и ему подобных, отдаляясь от текста Корана и Сунны, а также от самой жизни и потребностей общества, которое ожидало духовного воодушевления, заряда энергии и вдохновения, а не мертвые теоретические полемики, например, на тему «где находится Бог».
Что мусульмане получили в итоге
1. Акыда наполнилась множеством теоретических умозаключений, правильных в той или иной степени и сухих для восприятия, подобно алгебраическим уравнениям. Говоря и рассуждая о Боге, получалось не живое знание, укрепляющее веру человека, а мертвая теория, отвращающая от веры своей запутанностью.
2. Акыда (теоретические выводы ученых) явилась основанием для резких высказываний одних мусульман в адрес других мусульман, стала четким основанием для обвинения своих недругов в безбожии и язычестве. Разные кланы и группы, а также политические партии начали брать себе на вооружение теоретические формулировки акыды и расправляться со своими недругами: от обвинений в неверии и язычестве до военных конфликтов и физического истребления. И к большому сожалению, это начало происходить уже с первых веков после смерти пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)[1].
Эта «обосновательная база» исправно работает до сих пор: на территориях, где нет сильной, поддерживаемой специальными службами безопасности официальной власти, военизированные «мусульманские» группировки расправляются со своими противниками под предлогом их куфра (безбожия) или ширка (многобожия). Запад успешно разыграл эту карту на территории неподконтрольных ему отдельных арабских и не только стран (Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия, Йемен и т. д.), обеспечивая «повстанцам» и «сторонникам демократических свобод» необходимую информационную, финансовую, а главное, военную поддержку.
Также на просторах современного Интернета этих плодов теоретической акыды великое множество. С появлением социальных сетей очагов внутримусульманской взаимной ненависти стало еще больше. И часто их такие названия, как «тавхид» («таухид») или «единобожие», четко указывают на источник проблемы.
Бывший одним из последних великих визирей Османской империи Ахмед Иззет Фургач[2] около 100 лет назад в контексте обсуждения идеологизированных групп, разделившихся по признакам акыды и враждующих между собою, сказал: «Эти разногласия в основе своей не должны были выйти за границы научных полемик. Мы обезобразили имя Аллаха (Бога, Господа), вызвали отвращение людей к Исламу, занимаясь спорами, не имеющими особого смысла. Одни наши группы стали обвинять другие в неверии (куфр) и атеизме, ереси, безбожии (ильхад). Научные полемики мы превратили в нестихающие, неослабевающие религиозные споры, противоречия. Они все больше расширяли свои границы и уходили в глубину осознания, ощущения и восприятия Ислама другими. Все это постепенно трансформировалось в неразумные, а порой и смешные по своей сути споры»[3].
Все эти противоречия в идеале должны были остаться в прошлом и изучаться на уроках истории в качестве живого примера того, как не должно быть. Какая разница, кто прав, а кто ошибся, если каждый по-своему прав и нет смысла переубеждать другого. «Та община была в прошлом, им отвечать за свои дела и поступки, а вам — за ваши. У вас не спросят о том, что они делали» (Св. Коран, 2:134). Вера, акыда (вероубеждение) призваны мотивировать верующих к ответственности и созидательной активности[4], чтобы появлялись новые научные направления, делающие жизнь людей еще более интересной и насыщенной; чтобы появлялись новые архитектурные шедевры и целые города. Мы же в реалиях последних 30 лет (конец ХХ века — начало ХХI) получили разрушение целых городов и стран, а также архитектурных памятников прошлого. В сути этих военных конфликтов — радикальные мнения, выводы из акыды (кто кяфир, а кто нет) и простое животное желание человека быстро наживиться за счет другого. В военных конфликтах – забрать чужое имущество, а в Интернете – получить побольше лайков и просмотров. К сожалению, все это происходит под красивым названием «Джихад», который на самом деле подразумевает в Исламе защиту Родины либо созидательный самоотверженный труд во благо других, на пользу другим, не ожидая ничего взамен.
Не будем выказывать недовольство Аллаху (Богу, Господу) за то, что творят некоторые представители рода человеческого. Им самим за себя держать ответ перед людским правосудием, а затем – правосудием Бога в Судный День. Займемся собою (мыслями, словами, делами) и тем, что в наших силах, через строгую дисциплину и ежедневный труд, чтобы пусть даже не сегодня и не при нашей жизни, но завтра жизнь на земле стала лучше, а мусульмане ассоциировались со здоровым образом жизни и созидательной неустанной активностью во благо общества.
В заключение приведу несколько цитат из Корана:
*
*
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Затерявшись в философских полемиках акыды и с поддержки заинтересованных лиц, мусульманское сообщество быстро забыло основополагающие принципы Ислама о миролюбии, уважении к правам других и недопустимости зла.
«[Вы, мусульмане (покорные Богу), должны помнить Его наказ:] помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности! И не помогайте друг другу в грехе и вражде!» (см. Св. Коран, 5:2).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерег: «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа «эй, враг Божий», а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он является носителем основных постулатов веры, хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [«смелая»] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком много на себя взял, ведь это было не в его праве и не его забота]». Хадис от Абу Зарра; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 396, 397, хадисы № 1734, 1735 и пояснение к ним; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1925, хадисы № 6103, 6104; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 56, хадис № 111–(60).
Пророк Мухаммад также сказал: «Не становитесь после меня безбожниками, убивая друг друга!» См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2214, хадис № 7077.
[2] Ахмед Иззет Фургач (1864–1937 гг.) был Османским генералом албанского происхождения во время Первой мировой войны. Он также был одним из последних великих визирей Османской империи (14 октября 1918 г. — 8 ноября 1918 г.) и ее последним министром иностранных дел. Сыграл важную роль в модернизации Османской армии при помощи германских консультантов.
[3] Данную цитату я взял из вступительного слова Мухаммада аль-Газали (1917–1996 гг.) к его книге «Акыда мусульманина». Само вступительное слово этого великого ученого прошлого столетия подтолкнуло меня написать этот материал.
[4] В качестве аргумента в пользу этих слов я привожу множество аятов и хадисов в моих книгах из триллионерной серии. Их всего девять. Рекомендую начать с «Триллионер слушает», «Триллионер думает», «Триллионер действует» и «Финансы Триллионера».
Мой термин «Триллионер» подразумевает в первую очередь не деньги, как это многие предполагают, а убежденную веру в неограниченность человеческих возможностей.