аль-Хаафид — (араб. الخافض) одно из имен Аллаха, которое означает Снисходительный (Унижающий).
ар-Раафи‘ — (араб. الرافع) одно из имен Аллаха, которое означает Возвышающий.
В контексте «Возвышающий» в Коране сказано:
*
В контексте «Снисходительный» в Коране сказано:
«Будь предельно снисходителен к тем, кто последовал за тобою из числа верующих» (Св. Коран, 26:215).
Еще одно значение аль-Хаафид
Но аль-Хаафид имеет смысл не только «Снисходительный», но и «Унижающий», то есть понижающий в степенях и ставящий на место.
Мы встречаем людей, «возвышенных» в разных отношениях, а также находящихся ниже. Иногда этому есть причины, а иногда и нет. И это, полагаю, не так важно. Главное – к чему стремимся и как оценивает нас Господь миров.
Поднимает и возвышает одних по итогу их труда, стараний и упорства, а возможно, и без видимых на то причин. Поднимает в степенях и уровнях земного характера и вечного. И опускает, унижает других, в первую очередь — высокомерных и надменных, ставит их рано или поздно на место. Опускает все ниже и ниже по степеням и уровням как земного характера, так и вечного.
Жизнь прекрасна изменчивостью. И одна из главных составляющих в ней – мы настоящие, наша суть, наш сокровенный диалог с собой и Богом, Господом миров. Скромность пред Ним, реализуемая в том числе через скромность в людской среде. И параллельно стремление к проявлению Его милости через повышение наших уровней как материального, так и духовного характера.
Эти два имени Аллаха (Бога) учат нас не обманываться своим статусом в мире земном и обращать больше внимание на то, что в нашей сути, именно это в итоге ведет по степеням ввысь (дараджат) либо по степеням вниз (даракят).
Аллах может возвысить кого-то в этом мире, но этот человек может быть унижен духовно, потому что он использует эту привилегию для запрещенных Аллахом целей, и наоборот. Жизнь показывает, что те, кто когда-то был возвышен, может быть быстро опущен. Мы должны помнить, что подчиняемся Аллаху, возвышаясь духовно, и это должно утешать нас, если сталкиваемся с противодействием со стороны других людей. Они для нас не препятствие. Главное препятствие – наша суть, наши поступки, когда никто нас не видит.
Аль-Хаафид ар-Раафи‘ – это Тот, Кто рано или поздно унижает, ставит на место преступников, тиранов и возвышает благодетелей, праведников.
Как использовать имена аль-Хаафид и ар-Раафи‘ в повседневной жизни?
Когда вы завидуете тому, что есть у других в материальном плане…
Припомните слова из Корана: «Аллах (Бог, Господь) сделал вас разными в уделе [в вопросе благосостояния люди не одинаковы; одним Он предоставил преимущества перед другими]» (см. Св. Коран, 16:71).
Внемлите наставлению пророка Мухаммада: «[Люди!] Не завидуйте друг другу [не завидуйте кому-либо][1]! Не питайте отвращения (ненависти, неприязни) друг к другу [или к кому-либо]! Не враждуйте друг с другом [учитесь легко находить общий язык с другими, ищите согласия, мирную форму разрешения возникающего недопонимания, проблем]. Будьте братьями [не теряйте человечности, ощущения общечеловеческого родства, «все вы — дети Адама, а он — сотворен из земли»[2]]»[3].
Если вы по какой-либо причине чувствуете свое превосходство над другими, помните, что Аллах возвышает смиренных и одновременно с этим смиряет высокомерных.
Если вы чувствуете себя подавленным из-за того, что не достигли значительных успехов в мирском, помните, что аль-Хаафид ар-Раафи‘ – Самый Мудрый. Сосредоточьтесь на том, что имеете, и делайте то, что можете. Тогда откроются новые пути и возможности. И не теряйте из виду в своих стараниях перспективу райской обители в вечности.
Пример использования имен аль-Хаафид и ар-Раафи‘ в дуа
Яль-Хаафид ар-Раафи‘, дай упорства подниматься выше и защити от падений в бездны земные и вечные.
Для размышления над именами аль-Хаафид и ар-Раафи‘
Сравните свое материальное положение с усилиями, прикладываемыми ежедневно в учебе и труде, дисциплине. Чувствуете ли гармонию, взаимодополнение? Или разрываетесь на части?
К чему ведут ваша учеба, дисциплина и труд — к заносчивости или скромности?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 590.
[2] Хадис от Хузейфы; св. х. аль-Барраза. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6368, «хасан».
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 173, хадис № 2901, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1915, хадис № 6064; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 589, хадис № 6064.