аль-Хаади (الْهَادِي) — одно из имен Аллаха, которое означает Наставляющий на верный путь.
*
Аль-Хаади. Он наставляет людей на пути[3], ведущие к Нему. Он наставляет на пути добродетели. Показывает людям пути спасения и помогает избежать ошибок. Он дарует людям благословение в реализации задуманного и наполняет умы озарением, а сердца набожностью. Он также наставляет людей и животных на то, что полезно для их жизнедеятельности[4].
Когда мы хотим добраться до неизвестного нам места назначения, то ищем проводника, например, в лице электронных карт и навигаторов. Электронный гид проложит нам наиболее подходящий и короткий маршрут. А если мы вдруг заблудились или отклонились от пути, то снова обращаемся за помощью к проводнику. Когда мы не имеем конкретных целей и сроков, то велика вероятность постоянного отвлечения на множество разных дорог и улиц. Подчас даже появляются интригующие искушения пойти очень опасным путем. Порой мы можем следовать за теми, кто уводит нас с нужного нам пути.
Когда Аллах (Бог, Господь) говорит нам, что Он аль-Хаади, Наставляющий на верный путь, Он указывает на то, что может показать нам лучший путь к полноте счастья земного и счастья вечного. Имя Бога аль-Хаади также означает, что мы можем просить Его о наставлении в любое время. Не стесняясь.
Как использовать имя аль-Хаади в повседневной жизни
Когда мы чувствуем себя потерянными, растерянными, нужно обращаться к Тому, Кто наставит на верный путь, даст выход из безвыходной ситуации – аль-Хаади.
Аль-Хаади направляет нас через воодушевление, вдохновение, озарение, а также через знаки-указатели, которые нужно учиться замечать вокруг. Что в этом поможет? (1) Чаще быть в моменте «здесь и сейчас», (2) иметь цели и упаковывать их в конкретные сроки, (3) учиться замечать мир вокруг через доброе отношение к себе, близким и вообще людям.
Пример использования имени аль-Хаади в дуа
В одном из достоверных хадисов пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) передает нам следующие слова Господа миров: «О творения Мои! Все вы сходите с правильного пути, кроме тех, кого Я направлю [кого благословлю]. Просите у Меня, — и Я вас непременно поведу [в результате ваших молитв, правильных слов и действий]»[5].
Яль-Хаади, прости меня, помилуй, наставь на верный путь и надели щедрым уделом.
Яль-Хаади, ихдина ссыраатоль-мустакыим. Направь нас на правильный путь.
Для размышления над этим именем
Подумайте о своих жизненных целях на бумаге.
А теперь задумайтесь, сколь часто вы просите Всевышнего наставить вас на кратчайший путь их достижения?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Другой вариант перевода данной части аята: «Однако это Аллах (Бог, Господь) наставляет на верный путь тех, кто сам желает [того]».
[2] Также см.: Св. Коран, 2:272. Подробнее об этом см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 1. С. 64.
[3] Использовано мной именно множественное число, так как благословенных путей много, о чем сказано в Коране: «Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это пред Нами [говорит Господь миров; с мольбой о милости и прощении; на пользу веры и духовности, ради торжества Слова Божьего и извечных ценностей, а не в угоду страстям, низменным желаниям; не из чувства мести или назло кому-то; не доказывая другим, что он умнее, влиятельнее и богаче… Кто прикладывает усилия пред Богом], тем Мы откроем благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставим выход из безвыходных ситуаций; выведем из тьмы безысходности к ярко освещенной «трассе» надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах (делает свою работу наилучшим образом)» (Св. Коран, 29:69).
[4] Это так называемые животные инстинкты.
[5] Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 114, хадис № 17/111; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1039, хадис № 55–(2577).