аль-Каабид (اَلقَابِض) — одно из имен Аллаха, которое означает Держащий [блага у Себя] (Забирающий).
аль-Баасыт (اَلْبَاسِط) — одно из имен Аллаха, которое означает Расстилающий [Дающий в изобилии].
Однажды, когда во времена пророка Мухаммада поднялись цены, люди обратились к нему: «О посланник Божий, цены сильно поднялись! Назначь цены [помоги отрегулировать их, зафиксировать]». На это он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил [следующим]: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) — Назначающий цены. [Я не имею права вмешиваться в это. И все то, что может влиять на ценообразование, — от Него, Бога.] Он Держащий (Забирающий) [у кого угодно что угодно может забрать], щедро Дающий (Расстилающий в изобилии) [кому-то неожиданно дает очень много, разворачивая обстоятельства, связанные с политикой, экономикой или, например, погодой с огромной выгодой, пользой для него] и Обеспечивающий уделом [тех, кого пожелает, и в желаемом Им количестве]. И мне хотелось бы, когда встречу Аллаха (Бога, Господа) [предстану пред Ним в Судный день], чтобы никто из вас не предъявил мне иска с требованием возмещения прав (мол, я посягнул на его жизнь или имущество) [используя свое положение, я не намерен вмешиваться в ценообразование, так как, помогая одному, ущемлю права другого]»[1].
В Коране сказано:
Проявления этих имен многочисленны. Например, ощутимо мы чувствуем их проявление, когда переживаем падения (аль-Каабид) и взлеты (аль-Баасыт) в материальном плане. Также и в духовном: временами душа чувствует себя стесненной, «зажатой в кулак»[2], а жизнь кажется невыносимо тяжелой. Это – аль-Каабид. А порой без явных на то причин душа испытывает неимоверный простор и ликует, уверена в неограниченности возможностей и везде видит этому подтверждение. Это – аль-Баасыт. Для упомянутых изменений в материальном и духовном где-то мы найдем причины, ну а где-то объективно заметных причин может и не быть. И полезно добавить: каждое чувство дискомфорта, преодоленное с терпением, благодарностью Богу и настойчивостью в деле, приводит к широте, простору и изобилию – аль-Баасыт.
Убежденно знать, что Он — аль-Каабид, значит знать, что любой дискомфорт имеет смысл. И так же, как Он — аль-Каабид, Он же и — аль-Баасыт, который дает изобилие после ограничения. В отдельных случаях испытываемые нами негативные ощущения физического или эмоционального характера должны заставить нас обратиться к тому, кто может помочь, например, к квалифицированному врачу или грамотному психотерапевту. Также не спешите принимать обезболивающие или антидепрессанты, пусть их даже вам прописали. Ищите со специалистом первопричины: через боль Бог толкает вас к росту и развитию, к дисциплине и изменениям в жизни. С хорошим специалистом вы сможете «считать» это послание. Останется лишь действовать изо всех сил, корректируя себя в процессе движения и преображения. Все это от Аллаха аль-Баасыта.
Аль-Каабид аль-Баасыт — это Тот, Кто иногда ограничивает, не предоставляя нового либо забирая имеющееся, а порой и расширяет, просто щедро расстилает блага.
Как использовать имена аль-Каабид и аль-Баасыт в повседневной жизни
Когда вы видите или чувствуете препятствия, стоящие на вашем пути к росту и прогрессу, вспомните о Том, Кто аль-Каабид аль-Баасыт.
Когда вы видите и чувствуете неожиданное и щедрое изобилие, больше вспоминайте об аль-Каабид аль-Баасыт, чтобы защититься от проблем и неожиданных трудностей. Жизнь изменчива, а Бог Один.
Пример использования имен аль-Каабид и аль-Баасыт в дуа
Яль-Каабид, яль-Баасыт, Ты Один. Никто не может ограничить то, что Ты расширяешь, и никто не может расширить то, что Ты ограничиваешь. Прояви Свою щедрость, аминь.
Для размышления над этим именем
Опишите случай, когда вы так и не получили то, чего сильно и долго желали. Теперь вы понимаете, какое из имен Бога проявилось тогда?
Опишите случай, когда у вас забрали то, что было дорого вашему сердцу. Как вы отреагировали в тот момент? О каком из имен Бога теперь будете вспоминать в таких ситуациях?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Смысл: свободные рыночные отношения сами устанавливают подходящие для данного времени и места цены.
См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 385, хадис № 3451 «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 231, хадис № 1314, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа [Свод хадисов]. Рияд: Бейт афкяр давлийя, 1999. С. 238, хадис № 2200, «сахих».
[2] Это один из смысловых переводов имени аль-Каабид.