аль-Карииб (القريب) — одно из имен Аллаха, которое означает Близкий, притом что Господь миров трансцендентный, не ограничен ни местом, ни временем.
*
Аллах (Бог, Господь) аль-Карииб. Он близок к тем, кто искренен в поклонении, устремлен к Нему с покаянием. Близость Его в том, что Он отвечает на молитвы-ду‘а таких людей. Близость Бога может быть общей: Своим всезнанием Он близок к каждому. И может быть частной: Он особо близок к тем, кто поклоняется Ему, просит у Него и любим Им.
В достоверном хадисе-кудси[1] Господь миров говорит: «Если он [раб Мой, человек] приблизится ко Мне [образно говоря] на пядь, Я приближусь к нему на локоть[2]. Если приблизится на локоть, то Я — на маховую сажень (расстояние между пальцев вытянутых в стороны рук). Если он пойдет ко Мне, Я побегу[3] к нему!»[4].
В другом достоверном хадисе пророк Мухаммад обращается к своим сподвижникам: «Люди! Остановитесь! [Не кричите. Пожалейте себя. Успокойтесь. Поймите и уясните] вы, поистине, не обращаетесь с мольбою к глухому и отсутствующему! Вы взываете к слышащему и близкому. Он с вами!»[5].
Как использовать имя аль-Карииб в повседневной жизни
Поклоняясь Всевышнему в виде совершения благодеяний на пользу другим или в виде выполнения религиозной практики (молитва-намаз, пост), старайтесь чувствовать близость Аллаха (Бога, Господа) к вам: всезнанием, вниманием лично к вам и желанием ответить на ваши просьбы. Бога невозможно представить[6], но Он метафизически необычайно близок Своими бесконечными качествами и характеристиками.
Пример использования имени аль-Карииб в дуа
Яль-Карииб, низведи спокойствие в мою душу осознанием того, что Ты необычайно близок и всегда готов ответить на мою просьбу.
Для размышления над этим именем
Задумайтесь, насколько вам удается чувствовать Аллаха (Бога, Господа), Его всезнание и всемогущество, особенно в периоды соблюдения поста в месяц Рамадан или выполнения очередной молитвы-намаза?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Слова Бога, переданные через пророка Мухаммада и не вошедшие в текст Корана.
[2] Что подразумевает ответное на благодеяния одаривание человека Божьей милостью; подразумевает степень довольства Бога и уровень Божественного воздаяния. Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 626–628, хадис № 7536 и пояснение к нему.
[3] Слово «харваля», использованное в хадисе, переводится как «быстрый бег».
[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1075, хадис № 2–(2675); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 335, хадис № 1/441.
[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1083, хадис № 44–(2704).
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2013, хадис № 6409; там же. С. 2005, хадис № 6384; там же. С. 2067, хадис № 6610; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 256, хадис № 6409; там же. С. 224, хадис № 6384; там же. С. 612, хадис № 6610 и пояснение к нему.
[6] В Коране четко сказано: «Нет ничего, подобного Ему» (см. Св. Коран, 42:11).