аль-Му‘ты (المعطي) — одно из имен Аллаха, которое означает Дающий.
Пророк Мухаммад однажды сказал: «Аллах (Бог, Господь) – Дающий, а я делящий [распределяющий между вами]»[1].
Также посланник Божий молитвенно проговаривал: «Господи, никто не сможет воспрепятствовать (помешать) тому, что Ты даешь. И никто не сможет дать, если Ты поставишь этому препятствие (помешаешь)»[2].
Аллах (Бог, Господь) аль-Му‘ты. Он дает, кому пожелает, когда пожелает и сколько пожелает. От нас – усилия, старания, постоянство и дисциплина на годы и десятилетия. От Него – предоставление возможностей и Божье благословение на результат. Он дает, если пожелает. Он Щедр (аль-Кяриим), но хватит ли нам уверенности в успехе и усердия в учебе и труде?
Как использовать имя аль-Му‘ты в повседневной жизни
Важно знать изначально, чего хотите получить от аль-Му‘ты (Дающего). А для этого должны быть четкие цели и конкретные сроки, а также понимание – зачем вам это. Все это прописано и ежедневно реализуемо действиями. И даже если мы не получим желаемого, получим не в том количестве, качестве или не в срок, крайне важно быть благодарными при любом раскладе[3], подтвердить статус веры[4] через принятие, спокойствие. И продолжать целенаправленно делать необходимое с учетом обстоятельств.
Если убежденно знаем, кто истинно Дающий, тогда мыслительному потоку задается верное созидательное направление.
Пример использования имени аль-Му‘ты в дуа
Яль-Му‘ты, одари меня в земном и вечном не по моим усилиям, а по Твоей милости и щедрости.
Для размышления над этим именем
Часто ли вы вините себя или других, когда нет ожидаемого результата?
Нет смысла винить себя или других, есть смысл перезагрузить процесс, выявить изъяны, найти более верную стратегию, посоветоваться с опытными в этом деле. А результат – от аль-Му‘ты (Дающего).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 959, хадис № 3116.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 256, хадис № 844.
[3] «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность — это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и усердны в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны, знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).
[4] «Не надоедает человеку просить [Бога] о хорошем [для себя или других. Не устает он от этого и не перестает просить о земном достатке, благополучии, здоровье и т. п.]. Но когда постигает его зло [в самых разных формах и проявлениях], он сразу теряет все надежды и впадает в ступор отчаяния (глубокую депрессию)» (Св. Коран, 41:49).
«Когда Мы [говорит Господь миров] одариваем человека [земными] благами [здоровье, хорошее окружение, образование, нужные связи, счастливая семья и здоровые дети, высокий достаток и общее благополучие], он [в заботах и проблемах либо желая уже отдохнуть ото всего этого] отворачивается и удаляется (уходит) бочком [перестает быть благодарным и обязательным пред Богом. Вера и ее постулаты, религиозная практика отходят на второй план. Главным и первостепенным становится забота о сохранении и приумножении достатка и благополучия либо включается спокойствие, граничащее с безразличием, — «перегорел»]. [Через какое-то время дает о себе знать большое «но» — все в жизни временно.] И когда постигает его зло [появляются трудности и проблемы в неожиданных обличиях, безвозвратно рушащие его спокойствие и благополучие], он сразу [превращается в] молящего [Господа миров] о многом (его молитва-ду‘а становится многословной) [он не жалеет на это ни сил, ни времени, ни средств. Хотя уместнее ей быть постоянной, краткой и содержательной]» (Св. Коран, 41:51).
«Когда даем Мы [говорит Господь миров] человеку попробовать Нашей милости [что сопровождаемо необычайным великолепием, душевным уютом, новыми красками жизни и впечатлениями; крепким здоровьем и хорошим материальным достатком], а затем забираем ее (вырываем; снимаем с него, подобно одежде), он переполняется чувством отчаяния [все для него останавливается и заканчивается, руки опускаются, появляется апатия, сразу теряет все надежды, только вчера теплившиеся в нем, радовавшие и окрылявшие]. И [человек] крайне неблагодарен [возмущен, полон негодования, словно это принадлежало раз и навсегда единолично ему. А ведь игра продолжается, и никому, кроме Бога, неизвестно, сколько еще самого разного может постичь данного человека в этой жизни, в том числе еще более яркого и прекрасного, если он соберет силы, волю, желание и двинется дальше]» (Св. Коран, 11:9).
«Когда Мы [говорит Господь миров] даем человеку мирские блага [когда приумножается его достаток и благополучие], он отворачивается [начинает чувствовать некую уверенность, самостоятельность и самодостаточность] и мало-помалу уходит (отдаляется) [от Бога, от веры, от стремления изменять жизнь в лучшую сторону; отходит от чистого и высокого, которое только вчера поднимало его в небеса, а в сегодняшней суете уже затерялось где-то под ногами]. Но [заметьте, колесо истории находится в постоянном движении и в жизни все быстро меняется] как только постигают его неприятности, он впадает в отчаяние [ведь духовный стержень утерян, от прежней уверенности в Божьей милости и мощи ничего не осталось, хотя не так давно, возможно, этот человек безумолчно говорил о религии, о том, что боится «только Аллаха» и учил «джахилев» (невежд) уму-разуму]» (Св. Коран, 17:83).