Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Аллах принимает покаяние троих сподвижников (Сира 164)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Прибыв в Медину, Пророк отправился в мечеть, где совершил молитву в два ракяата и приступил к общению с людьми. Оставшиеся позади и не принявшие участие в походе поспешили в мечеть, дабы принести свои извинения и привести доводы в оправдание своего неучастия. Свои слова они подкрепляли клятвами. Численность таковых составила более восьмидесяти человек. Пророк выслушал их, принял извинения, попросил за них прощения у Аллаха, вновь закрепив присягой. Однако внутренний настрой этих людей он оставил на суд Всевышнего.

Среди оправдывающихся был Ка‘б ибн Малик. Что же помешало ему выйти вместе со всеми в поход, и как это воспринял Пророк, вернувшийся через два месяца в Медину? Узнаем об этом со слов самого Ка‘ба ибн Малика, который передает: «Что касается меня, то я не пошел вместе с посланником Аллаха в поход на Табук, хотя, поистине, никогда я не был столь силен и хорошо обеспечен, как тогда. Мусульман в этом походе ждали безводная пустыня и множество врагов. Поэтому Посланник, объявив о цели похода, призвал сподвижников как следует подготавливаться. Каждое утро я выходил, чтобы вместе со всеми начать подготовку, однако возвращался, так ничего и не сделав. Сам себе я говорил: «Мне ничто не помешает быстро собраться». Так продолжалось до тех пор, пока в один из дней рано утром посланник Аллаха вместе с мусульманами не вышел в путь. Я вознамерился непременно догнать их. Ах, если бы мне удалось это сделать! Вопреки неуемному желанию этого не произошло.

Когда после отъезда Пророка ﷺ я появлялся среди людей, меня сильно огорчало, что я остался лишь с явными лицемерами или немощными. После же, когда я узнал, что посланник Аллаха возвращается из Табука, меня охватили стыд и печаль. Я стал придумывать ложные оправдания, говоря себе: «Как же мне избежать его гнева завтра?» Когда же люди стали говорить, что Посланник уже совсем близко к Медине, все ложные оправдания покинули меня. Я понял, мне не спастись с помощью лжи, и я решил сказать правду.

По возвращении Пророк ﷺ, как обычно, сначала направился в мечеть, совершил молитву в два ракяата, а потом некоторое время находился там вместе со своими сподвижниками. К нему приходили люди, остававшиеся на время похода в Медине, и принимались оправдываться, подкрепляя свои оправдания клятвами. Таких набралось более восьмидесяти человек. Приняв их оправдания и клятвы, Посланник обратился к Аллаху с мольбой об их прощении, предоставив сокровенное суду Всевышнего.

Настал и мой черед. Когда я поприветствовал Пророка, в ответ увидел улыбку разгневанного человека. Он сказал: «Подойди». Я подошел ближе и сел перед ним. Он спросил: «Что заставило тебя остаться? Разве ты не имел верблюда?»

Я сказал: «О Посланник, клянусь Аллахом, если бы я сидел перед любым другим человеком, то уверен, что я смог бы избежать его гнева с помощью лживых оправданий, ибо я наделен красноречием. Клянусь Господом, я понял, что если сегодня солгу тебе, а ты удовлетворишься услышанным, Аллах все равно потом укажет тебе на мою ложь, и мне не избежать твоего гнева. Если же я скажу тебе правду, то ты разгневаешься на меня уже сейчас. Однако я надеюсь на прощение Великого Аллаха. Клянусь Всевышним, нет у меня никаких оправданий, и, клянусь Всевышним, у меня был достаток, и физически я был способен выступить».

Посланник произнес: «Что касается Ка‘ба, то он сказал правду. Вставай же и жди, пока Аллах не вынесет решения относительно тебя». Когда я покинул Пророка, ко мне устремились люди рода Саляма и стали упрекать меня в том, что мне не удалось оправдаться подобно другим. Я тогда спросил: «А случилось ли с кем-нибудь подобное?» Они ответили: «Да, еще с двоими: Мурарой ибн Раби‘а[1] и Хилялем ибн Умайей[2]». Были названы имена двух праведных людей, принимавших участие в битве при Бадре, и я сказал: «Мне следует брать с них пример!»

Через какое-то время посланник Аллаха ﷺ запретил мусульманам общаться с нами троими. Люди стали сторониться нас. Даже земля стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, по которой я ходил прежде. Два моих товарища, смирившись, сидели у себя дома и безостановочно плакали. Я же был моложе и сильнее, поэтому выходил из дома, принимал участие в молитвах вместе с другими мусульманами, ходил по рынкам, но желающих говорить со мной не было. Я регулярно подходил к посланнику Аллаха, когда он сидел среди людей после молитвы, приветствовал его, после чего спрашивал себя: «Пошевелил ли он своими губами в ответ на мое приветствие?» Затем я молился рядом с ним, украдкой посматривая на него. Когда я погружался в молитву, он глядел на меня, когда же я поворачивался в его сторону, он уводил свой взор.

Однажды я вышел из дома и брел, пока не достиг ограды сада Абу Катады, моего любимого двоюродного брата. Забравшись на ограду, я обратился к нему с приветствием, и, клянусь Аллахом, он ничего не ответил. Тогда я воскликнул: «Абу Катада, заклинаю тебя Аллахом, известно ли тебе, что я люблю Всевышнего и Его посланника?» Тот безмолвствовал. Я вновь обратился к нему с теми же словами,
но он продолжал хранить молчание. Я еще раз повторил свои слова, на что получил ответ: «Аллах и Его посланник знают лучше». Глаза мои переполнились слезами, и я ушел прочь.

Проходя по рынку Медины, я услышал, как один из крестьян Шама расспрашивал: «Кто укажет мне на Ка‘ба ибн Малика?» Люди указали на меня. Подойдя, он передал послание от правителя гассанидов, в котором было сказано: «Поистине, до нас дошло, что твой друг оставил тебя, присоединяйся же к нам. Среди нас ты найдешь утешение и покой». Прочитав послание, я произнес: «Это очередное испытание», после чего сжег его.

Так прошло сорок дней, но Откровение Аллаха все не приходило. Еще одним испытанием стало то, что ко мне явился посланец от Пророка, сказав: «Пророк велит тебе не приближаться к твоей жене». Я спросил: «Мне развестись с ней или надо поступить как-то иначе?» Он сказал: «Нет, просто сторонись ее и ни в коем случае не приближайся к ней». Тогда я велел своей жене: «Отправляйся к своим родителям и оставайся у них, пока Всевышний не вынесет Свое решение».

Пришла супруга Хиляла ибн Умайи и сказала: «О посланник Аллаха, поистине, Хиляль несчастный пожилой старец и у него нет слуги. Не против ли ты, чтобы я помогала ему в домашних делах?» Пророк ﷺ ответил: «Не против, однако не приближайся к нему». Она сказала: «Клянусь Аллахом, у него нет никакого стремления к чему-либо. Клянусь, он плачет с того момента, как все началось, и по сей день».

Ка‘б передает: «Некоторые из моих близких предложили также попросить разрешения у посланника Аллаха касательно супруги, чтобы она помогала мне в домашних делах. Но я сказал: «Клянусь, я не буду этого делать. Я не знаю, как Пророк ﷺ отреагирует на мою просьбу, ведь я еще молод».

В таком состоянии я пребывал еще десять ночей, пока не прошло полных пятьдесят с того момента, как посланник Аллаха ﷺ запретил общаться с нами.

На исходе пятидесятой ночи я совершил утреннюю молитву на крыше одного из домов, сидел там, пребывая в состоянии, которое Всевышний описал так: душа моя сжималась, а земля казалось тесной, несмотря на ее обширность.

В то утро после молитвы Пророк сообщил людям о том, что Всевышний Аллах принял покаяния троих: Ка‘ба ибн Малика, Мурары ибн Раби‘ и Хиляля ибн Умайи. Люди отправились сообщить нам благую весть. Ко мне спешил всадник на коне, другой человек из племени Аслям вбежал на гору и его глас достиг меня быстрее, нежели верховое животное всадника: «О Ка‘б ибн Малик, благая весть тебе!» Заслышав эти слова, я со слезами радости склонился в земном поклоне. Когда ко мне явился тот, чей голос я услышал, я снял с себя два одеяния и накинул на него в знак благодарности за благую весть. Клянусь Аллахом, ничем иным я не обладал из одежды — по этой причине после я позаимствовал ее у другого мусульманина».

Ка‘б передает: «Я поспешил в мечеть. По дороге встречные люди поздравляли меня с принятием покаяния. Когда я вошел в мечеть и направился к Пророку, мне навстречу поспешил Талха ибн ‘Убайдуллах и пожал мне руку со словами поздравления. Клянусь Аллахом, никто из мухаджиров не встал, и я никогда не забуду поступок Талхи.

Когда я поприветствовал Пророка, он произнес: «Радуйся лучшему из дней твоих с момента рождения!» И лицо его при этом сияло от радости. Я спросил: «Это от тебя, о посланник, или же от Аллаха?», на что он ответил: «Нет, это — от Всемогущего и Великого Аллаха».

Мы знали, что если Пророк ﷺ радовался, то его лицо сияло подобно полной луне. Сев перед Пророком, я произнес: «О Посланник, я в знак раскаяния отказываюсь от всего своего имущества ради Аллаха и Его посланника». Он ответил: «Удержи часть своего имущества, это лучше для тебя». Тогда Ка‘б произнес: «Я оставлю долю, полученную при Хайбаре. Поистине, Аллах спас меня только благодаря тому, что я сказал правду. В знак благодарности за то, что мое покаяние принято, я до самой смерти не буду говорить ничего, кроме правды!»

Ка‘б добавил: «Клянусь Аллахом, я не знаю никого из мусульман, кого бы Аллах подверг такому же испытанию касательно правдивости речи, как меня. До сегодняшнего дня я не произносил преднамеренно лжи. Надеюсь, что Аллах сохранит и защитит меня от этого, пока я жив».

Всевышний Аллах низвел Своему посланнику аяты:

 

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) простил Пророка [одарил устремленностью
к Его милости, прощению, благословению], мухаджиров и ансаров, последовавших за ним [пророком Мухаммадом] в трудный час, хотя у некоторых из них сердца начали было терять верный курс (уверенность) [из-за того, что на определенном этапе поход, в который они отправились, оказался невероятно тяжелым физически]. После Он простил им (принял их раскаяние) [ответил на душевную устремленность к Нему, дав необходимое количество сил и жизненной энергии]. Воистину, Он Сострадателен (Добр, Мягок) и бесконечно Милостив к ним [как и к тем, кто идет Ему навстречу несмотря на кажущуюся непроходимость тернистого пути]

А также [простил] троих, которым была дана отсрочка [оставшихся позади]. [После проявленного ими малодушия] они оказались в таком состоянии, что земля со всем ее простором [и необъятной широтой] стала тесна для них [они не могли найти себе места], души «съежились» [сжались, наполнились печалью, унынием, подавленностью], и они поняли, что для спасения вернуться можно лишь обратно к Богу. Через некоторое время Он дал им возможность раскаяться [восстановил легкость души и ее необъятность; утвердил в них неотъемлемое качество — устремленность к Нему]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) может все простить [пока человек жив и имеет устремление к Господу], и Он бесконечно Милостив.

Верующие, будьте набожны [что поможет вам верно, достойно и с минимальными потерями, а также максимальным успехом прожить эту жизнь] и держитесь с правдивыми (в числе правдивых, искренних). [Больше общайтесь с правдивыми и искренними людьми, дабы эти качества прививались, развивались и укреплялись в вас самих; будьте правдивы сами с собою, с Богом и с людьми; благоразумная правда должна стать одной из неотъемлемых характеристик вашей личности, стремящейся к духовному, да и не только, богатству]» (Св. Коран, 9:117–119).

 

Ка‘б продолжил: «Клянусь, Аллах не проявил ко мне большей милости после того, как направил меня к Исламу, чем моя правдивость по отношению к посланнику Аллаха и то, что я ему не солгал. И чем то, что я мог погибнуть подобно тем, которые солгали. Воистину Аллах сказал оправдывающимся худшее, что может быть сказано кому-либо».

 

«Они будут клясться и божиться, когда вернетесь вы к ним, только ради того, чтобы вы их не упрекали [чтобы оставили это незамеченным и простили]. Отвернитесь же от них (отстранитесь) [не следует говорить им что-либо, нет смысла ругать, они все равно не поймут; совесть их не мучила и не мучает]. Они [совершили] скверный (гнусный) поступок (поэтому стали мерзки и скверны) [дела говорят сами за себя]. Их обитель [в вечности] — Ад, и это итог того, что они делали.

Клянутся и божатся они вам ради того, чтобы вы приняли их своими сердцами [в очередной раз прониклись бы к ним добрыми, дружескими чувствами]. Даже если такое произойдет [если и смогут они помочь вам забыть их ненадежность, малодушие, трусость, лень, инертность], то в любом случае Аллах (Бог, Господь) не будет доволен грешниками [Его отношение к ним от этого не изменится]» (Св. Коран, 9:95, 96).

 

Ка‘б говорит: «Посланник Аллаха, выслушав оправдания других, приняв их присягу и попросив за них прощения, отсрочил решение по нам троим, пока Аллах не вынес Свое решение». По этому поводу Аллах сказал: «А также [простил] троих, которым была дана отсрочка [оставшихся позади] …» (Св. Коран, 9:118) Это касалось не того, что мы остались позади битвы, а того, что нам была дана отсрочка после того, как у остальных были выслушаны и приняты ложные оправдания»[3].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Мурара ибн Раби‘ — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из рода ‘Амра ибн ‘Ауфа. Один из трех, кто без весомой причины не принял участия в битве при Табуке. Позже о принятии его покаяния Всевышним был ниспослан аят Священного Корана.

[2] Хиляль ибн Умайя — сподвижник из числа ансаров. Происходил из рода Вакыф из племени Аус. Один из трех, кто без весомой причины не принял участия в битве при Табуке. Позже о принятии его покаяния Всевышним был ниспослан аят Священного Корана.

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 4. С. 2120, хадис № 2769.

Сира

Сура 9

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Ка‘б ибн Малик

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Информационная война

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как не потеряться в современном потоке религиозной интернет-информации. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ответь на удар!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает историю из жизни Ибрахима ибн Адхама. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Саляфит и суфий

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и и говорит о проблеме юношеского максимализма. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

Аят дня

Хадис дня

53:31

Аллаху (Богу, Господу) принадлежит все то, что на небесах, и все то, что на земле. [И сотворено все это в том числе для того] чтобы воздать совершающим зло (причиняющим другим вред, доставляющим неприятности) их же делами[1], а также воздать тем, кто совершает благодеяния (делает добро; выполняет свое дело превосходно, отлично), наилучшим (прекрасн

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Информационная война

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как не потеряться в современном потоке религиозной интернет-информации. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ответь на удар!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает историю из жизни Ибрахима ибн Адхама. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Саляфит и суфий

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и и говорит о проблеме юношеского максимализма. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic