ас-Собуур (الصَّبُورُ) — одно из имен Аллаха, которое означает Терпеливейший [не торопящийся с наказанием грешников и отступников].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Нет никого, кто был бы более терпелив к нанесенной обиде (оскорблению, к причиненной словом боли), чем Аллах (Бог, Господь). [Некоторые люди, к примеру] приравнивают Ему то или иное, приписывают Ему [Творцу всего сущего] сына (дочь), а Он [несмотря на это] наполняет их жизненной силой (энергией; исцеляет, оздоравливает) и наделяет их уделом [постоянно предоставляя возможности и блага материального характера]. [Несмотря на грех язычества и приравнивания кого- или чего-либо Его непостижимому Божественному уровню] Он дает им [одаривает их самыми разными, часто незамечаемыми ими благами на протяжении всей жизни]»[1].
Аллах (Бог, Господь) ас-Собуур: Он терпеливо не спешит наказывать грешников, безбожников или язычников. Дает им время одуматься и исправиться. Он все так же одаривает их дарами и возможностями. До самой смерти человек может успеть раскаяться, но после того, как душа покинет тело, включатся иные правила. Правила вечности.
Многие из нас отказываются, даже не начав. О чем это я? Люди порой смотрят на благочестивых, набожных и думают, что никогда не смогут стать такими же. Отдельные ритуалы религиозной практики им кажутся очень трудными! Означает ли это, что Аллах (Бог, Господь) их не любит? Означает ли это, что Он отверг их? Нет, конечно же. Напротив, Он ас-Собуур, необычайно терпелив. Он знает, что иногда мы делаем два шага вперед и один назад. А порой один шаг вперед и два шага назад.
Ас-Собуур терпелив с каждым из нас. И мы сами по отношению к себе должны быть терпеливы: двигаться в вопросах духовности шаг за шагом. Главное, чтобы мы искренне старались. Пока живы, Он дает нам шанс и множество шансов стать лучше. Мы делаем шаг Ему навстречу – Он устремляется к нам в ответ[2].
Ас-Собуур – Тот, Кто проявляет терпение длительное время. На протяжении всей жизни индивида. Он спокойно ждет нашего возвращения к Нему через веру, благодеяния и поклонение.
Как использовать имя ас-Собуур в повседневной жизни:
Верующие многократно призываемы Кораном к терпению. Например, в Коране сказано:
Когда вы расстраиваетесь из-за того, что все испортили, помните, что Аллах (Бог, Господь) ценит ваши усилия и необычайно терпелив к вам. Пока душа не покинула тело, вы можете вернуться к Нему и стать лучше.
Пример использования имени ас-Собуур в дуа
Яс-Собуур, даруй мне много жизненной энергии (аль-‘аафия), чтобы были силы проявлять терпение в периоды усталости, переутомления или трудностей.
Для размышления над этим именем
Задумайтесь над тем, что поможет вам быть более терпеливым к себе и к другим.
Если Аллах (Бог, Господь) столь терпелив к вам, почему вы не можете стать чуточку терпеливее к другим? Особенно по отношению к жене (мужу), детям или родителям.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2303, хадис № 7378; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1128, хадис № 50–(2804); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 458.
[2] Пророком Мухаммадом передаются слова Господа со следующим смыслом: «Я [говорит Творец всего сущего, — Своей безграничной силой, щедростью, милостью, прощением] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне. Я рядом с ним, когда он обо Мне вспоминает (упоминает) [устами ли своими или сердцем; плохое думая обо Мне или хорошее]. Когда он [верующий человек, в ком вера опустилась в сердце] упоминает обо Мне про себя [восхваляя или благодаря, например], Я также вспоминаю о нем про Себя [одаривая его Божественной милостью и щедрым воздаянием]. Если он упоминает обо Мне в обществе [в кругу тех или иных людей], то Я упоминаю о нем в лучшем [более высоком, элитном] обществе [ангелов]. Если он приблизится ко Мне [образно говоря] на пядь, Я приближусь к нему на локоть. Если приблизится на локоть, то Я — на маховую сажень (расстояние между пальцев вытянутых в стороны рук). Если он пойдет ко Мне [завершает свое повествование Господь миров], Я побегу к нему!» Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1075, хадис № 2–(2675); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 335, хадис № 1/441.