Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Авангард переселенцев (Сира 70)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Мусульмане по поручению посланника Аллаха ﷺ поспешили отправиться из Мекки и других городов в Ясриб, ведомые убежденностью и безмерным доверием к нему.

Хиджра не является перемещением из одного города в другой либо переездом в поисках пропитания с бесплодной и сухой земли на плодородную. Переселение есть принуждение человека, пребывавшего в безопасности в кругу своей семьи и пустившего корни в определенной местности, отказаться от своих прав и пожертвовать своим имуществом ради своего спасения и спасения своей веры. То переселение предвещало, что отныне этот человек и его кровь объявлены разрешенными, он подвержен опасности и может в любой момент погибнуть в пути, полном неопределенности, его будущее размыто и неведомо, какие печали оно принесет. Если бы это было лишь авантюрой одного человека, то можно было посчитать его за легкомысленного путешественника. Однако же человек выступал в путь со своей семьей, при этом его душа и совесть были спокойны, а лицо озарено сиянием. Как же это объяснить? Верой! Той верой, которая тяжелее гор. Верой в кого? Верой в Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле, и лишь Ему хвала, Он Мудрый и Всезнающий. Подобные трудности может осилить лишь поистине верующий человек.

Люди, которые окружили Мухаммада ﷺ в Мекке и переняли от него свет праведности, взаимоотношения которых строились на призыве к благому и терпению — воистину, они оставили все, когда им было сказано переселяться, дабы возвеличить Ислам, обеспечив будущее и безопасность этой религии.

Многобожники увидели, что дома в Мекке, наполненные прежде жизнью, опустели. ‘Утба, ‘Аббас и Абу Джахль проходили мимо дома ‘Амира ибн Раби‘а, который со своей семьей и слепым братом Ахмадом переселился в Ясриб. ‘Утба, услышав, как ветер свистит в доме, произнес: «Дом совсем опустел, обитатели покинули его». Абу Джахль сказал ‘Аббасу: «Это все проделки твоего племянника, который раздробил наше общество и внес раздор между нами».

В его словах раскрывается суть, присущая многим тиранам. Поистине они, греша, чиня бесправие и беззаконие, стараются взвалить ношу греха на плечи других и повергнуть слабых. Если те отказываются преклониться, то отказ становится причиной проблем и источником печали.

В числе первых попытались переселиться Абу Саляма[1] со своей супругой и сыном. Когда он вознамерился выступить в путь, к нему пришли родственники со стороны жены и сказали: «Мы не властны над тобой, но что касается супруги, она наша родственница, и мы не можем допустить, чтобы она покинула нас». С этими словами они отняли у него супругу. Тогда род Абу Салямы разгневался и выступил в защиту, сказав: «Мы не отдадим вам ребенка, представителя нашего рода». Враждующие стороны стали буквально перетягивать ребенка, в конечном итоге род Абу Салямы вырвал руку мальчика, и они забрали его. Абу Саляма же был вынужден отправиться в Медину один. Умму Саляма стала выходить каждое утро в пустыню, плача до наступления вечера. Так продолжалось в течение года, пока один из ее родственников, сжалившись над ней, не обратился к своим сородичам: «Не пора ли избавить эту несчастную от страданий? Вы разлучили ее с супругом и ребенком!» Тогда они ей сказали: «Примкни к своему супругу, если хочешь». В итоге она забрала сына у родственников мужа и вместе с ним отправилась в Медину[2].

Когда Сухейб[3] захотел переселиться, курайшиты сказали: «Ты пришел к нам нищим и униженным, а благодаря нам обрел статус и приумножил имущество. И после этого ты желаешь уйти, забрав богатство? Клянемся Аллахом, не бывать тому!» Сухейб ответил: «Если я оставлю вам свое имущество, дадите ли вы мне уйти?» Получив согласие, он сказал: «Воистину, все свое имущество я отдаю вам». Когда весть о произошедшем дошла до посланника Аллаха ﷺ, он воскликнул: «Воистину, Сухейб заключил прибыльную сделку» [4].

И вот, вынужденно оставляя позади любимую родину, нажитое имущество, мусульмане ради сохранения своей веры, что является самым ценным на земле для верующего, постепенно покидали Мекку. Продолжалось это до тех пор, пока в Мекке не осталось никого из мусульман, кроме самого Пророка ﷺ, Абу Бакра и ‘Али, а также некоторых из тех, кто по причине болезни или насильственного пленения не смог выйти в путь.

Курайшиты ощутили, что у приверженцев Ислама появилось пристанище, куда они могут отправиться, и крепость, в которой они могут обрести защиту. Они почувствовали угрозу в призыве Мухаммада, в их крови забурлил инстинкт хищного зверя, опасающегося за свою жизнь. Однако посланник Аллаха ﷺ все еще оставался в Мекке, хоть и должен был в ближайшем времени примкнуть к своим сподвижникам.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу Саляма ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль-асад аль-Махзуми — один из сподвижников пророка Мухаммада и его молочный брат. В числе первых принял Ислам. Первым переселился в Эфиопию вместе со своей женой Умму Салям, затем вернулся в Мекку. Совершил хиджру в Медину и принял участие в битве при Бадре.

[2] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 140.

[3] Абу Яхья Сухейб ибн Синан ар-Руми (36 г. д. х.–37 г. п. х.) (587–658 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада. В раннем возрасте попал в плен к византийцам, поэтому известен как ар-Руми («византиец»).

[4] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 15. С. 557–558, хадис № 7082.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1