Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Ценность намаза сообща с другими (джама‘атом)

Совершение очередной обязательной молитвы-намаза сообща с другими (джама‘атом) имеет большое преимущество по сравнению с тем, если человек совершит ее в одиночестве. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Молитва[-намаз] сообща с другими (джама‘атом[1]) лучше, чем молитва в одиночку, на 27 степеней»[2]. В другом риваяте (варианте хадиса) сказано: «Молитва[-намаз] сообща с другими (джама‘атом) лучше, чем молитва в одиночку, на 25 степеней»[3].

Почему цифры разнятся? Один из богословских ответов: упоминание меньшего не отрицает большего. Также в качестве ответа указывали на разницу между тем, когда человек молится сообща с другими дома, и тем, когда он молится сообща с другими в мечети. Есть и мнение о том, что разница в присоединении: с самого начала или с опозданием. Существует и такое мнение: 27 касается тех намазов, которые читаются вслух, а 25 – которые про себя. Есть и иные предположения, но однозначный ответ отсутствует. В Своде хадисов имама Муслима присутствуют такие риваяты: «Молитва[-намаз] в джама‘ате равна [по Божьему воздаянию и вознаграждению] 25 молитвам молящегося в одиночестве»[4]; «Молитва[-намаз] с имамом лучше 25 молитв, совершенных в одиночестве»[5]; «Молитва[-намаз] сообща с другими лучше, чем молитва в одиночку, на 27 степеней»[6]; «Молитва[-намаз] человека в джама‘ате больше его молитвы в одиночестве на 27»[7].

И еще один достоверный хадис по теме: «Молитва[-намаз] мужчины [как и женщины] сообща с другими (джама‘атом) в сравнении с молитвой, совершаемой им дома либо на рынке [на работе в одиночестве], в 25 раз лучше. И это когда он: аккуратно совершил омовение, затем целенаправленно пошел в мечеть (лишь это побудило его выйти из дома). За каждый шаг ему будет записываться единица вознаграждения (будет подниматься его уровень) и прощаться единица греха. Когда [войдя в мечеть] он помолится, то, пока он будет оставаться на этом месте (месте, где помолился), ангелы будут молиться за него: «Господи, благослови его, Господи, помилуй его». И пока человек ожидает молитву[-намаз], он пребывает в состоянии молитвы»[8].

С учетом всех этих достоверных хадисов может возникнуть вопрос: данное вознаграждение за совместное совершение очередной обязательной молитвы засчитывается человеку лишь если он молится сообща с другими в мечети или вообще, не важно, дома ли это, в пути либо на работе, главное, что двое и более совершают молитву-намаз вместе, выбрав одного из них имамом? Здесь мнения ученых разнятся, и однозначного ответа нет.

Учитывая упомянутые и другие хадисы, подчеркивающие полезность совершения молитвы-намаза сообща с другими, а также принимая во внимание, что два человека – это уже джама‘ат, причем не важно, мужчины это или женщины, можно заключить, что многократное Божье воздаяние касается любого джама‘ата в намазе, но особо выделенным и более вознаграждаемым является тот намаз, что совершен в мечети.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Канонически «молитва сообща» (джама‘атом) – это два человека и более. Например, муж с женой – это уже джама‘ат.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 206, хадис № 645; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 166, хадис № 645 и пояснение к нему.

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 206, хадис № 646; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 166, хадис № 646 и пояснение к нему.

Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 255, хадис № 245–(649).

[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 256, хадис № 247–(649).

[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 256, хадис № 248–(649).

[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 256, хадис № 249–(649).

[7] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 256, хадис № 250–(649).

Также см.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 151–153.

[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 207, хадис № 647; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 166, хадис № 647 и пояснение к нему.

Также см.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 40, хадис № 2/1065.

Намаз

Джама‘ат

Награда Аллаха

Намаз джама‘атом

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:26

Поистине, Аллах (Бог, Господь) [легко] может дать вам поучительный урок и на примере [крошечного] комара, и на примере чего-либо большего [даже малые творения несут в себе мудрое совершенство, заложенное в них Творцом, не говоря уже о чем-то глобальном, вселенских масштабов]. Верующие знают, что это — истина от их Господа. Безбожники же вопрошают: «Что Аллах (Бог) хотел сказать этим примером?!» Через подобного рода [простые вещи] немало людей сходят с верного пути, как и немало встают на верный путь. Сходят же с пути веры [не желая размышлять над жизнью, бытием] именно грешники [плохие по своей натуре, аморальные, развратные люди] (Св. Коран, 2:26).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic