Сунна ли носить чапан и чалму? И дается ли награда за надевание такой одежды на намаз? Должен ли мусульманин носить их или это необязательно? Учащийся, 17 лет.
Как мужчинам-мусульманам, так и женщинам-мусульманкам необходимо соблюдать те законы и правила, которые установлены Творцом всего сущего и являются залогом нашего всестороннего благополучия в обоих мирах. Требование скромности и умеренности во всем, в том числе во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, касается как поведения, так и одежды. ‘Аурат – те части тела, которые должны быть обязательно прикрыты. Важно, чтобы данное требование реализовывалось с учетом объективных факторов современной жизни, тем более в среде, где мусульмане соседствуют с представителями разных культур и религий. ‘Аурат у мужчин – от пупка до колен включительно[1]. У женщин к области ‘аурата относится все тело, кроме лица и кистей рук[2]. Друг перед другом для женщин допустим такой же ‘аурат, как у мужчин, – от пупка и до колен включительно[3]. Прикрытие ‘аурата обязательно в случаях, когда мужчина или женщина находятся в обществе людей, не являющихся их кровными родственниками, а также при совершении молитвы-намаза. Также запрещено смотреть на ‘аурат других, как мужчин, так и женщин[4]. ‘Аурат может быть открыт перед супругой (супругом) и некоторыми близкими родственниками. Мусульманские каноны (Коран и Сунна) не ограничивают верующего в выборе стиля[5] одежды (если, конечно, он не оголяет то, что должно быть прикрыто). Главным является: (1) как носится одежда: скромно или кичливо; (2) покрывает ли она то, что должно быть прикрыто перед другими; (3) на что она приобретена (заработана ли честным трудом). Головной убор (к примеру, национальный) желателен для мужчин во время совершения молитвы-намаза. В остальных же случаях желательности, а тем более необходимости в его ношении нет, то есть — на личное усмотрение. В Пакистане, Индии и некоторых близлежащих государствах одеваются в длинные одежды. Для того региона это норма внешнего вида. Замечу, что одеваются там так и мусульмане, и христиане, и язычники. То есть этот стиль в одежде не определяет религиозной принадлежности человека, а больше связан с климатическими условиями, в которых живут граждане тех государств, а также с многовековой традицией данного региона. Нечто похожее на чалму и чапан пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) надевал, но делал он это просто как человек, живущий в определенных климатических условиях, а не потому, что являлся посланником Божьим, призывающим одеваться именно так[6]. Он не призывал к подобному стилю одежды и не упоминал на этот счет каких-то сакральных особых смыслов. Обычно в сегодняшних чалмах и чапанах различных мусульманских народов представлен свой национальный колорит и стиль (цвет, форма, узор). Традиционно в них одеваются имамы и муллы. Если человек, не являющийся имамом или муллой, облачится в такую одежду с намерением следования Сунне, то получение Божьего воздаяния за это возможно.
И только Богу известно все.


