И сказал Господь ангелам: «Воистину, Я сделаю на Земле наместника [человека, Адама, от которого пойдет род человеческий]. Св. Коран, 2:30
Мы [говорит Господь миров] чествуем потомков [прародителя человечества] Адама. <…> Перед многим другим из числа сотворенного Нами люди имеют немалое количество преимуществ. Св. Коран, 17:70.
Каждый человек — это уникальное и неповторимое создание Бога: как не существует одинакового рисунка пальцев рук (такое совпадение может случиться лишь один раз из двадцати четырех миллионов, а может и не случиться), так нет людей, точь-в-точь подобных один другому. В Коране сказано:
«Он тот, Кто всему придал форму, дал [индивидуальное] телосложение [отвечающее необходимым для каждого творения потребностям и особенностям], а затем наставил на верный путь [предоставил возможность применять это, гармонично сосуществовать со всем окружающим и просто жить]» (см. Св. Коран, 20:50).
Палитра человечества разнообразна, она не ограничивается черно-белой или сине-красно-зеленой краской. У Господа в ней столько цветов и оттенков, сколько мы не в состоянии себе даже представить нашим земным воображением. Никогда в мире не появится человека, один в один похожего на другого, да никогда и не появлялось. И в этом — уникальность.
«Генетика утверждает: люди становятся именно такими, какие они есть, в основном в результате слияния 23 отцовских и 23 материнских хромосом. В этих 46 хромосомах заложено все то, что вы получаете в наследство от своих предков… В каждой хромосоме может быть от нескольких десятков до сотен генов, причем иногда лишь один ген может кардинально изменить всю жизнь человека… Даже после того, как ваши отец и мать встретили друг друга и вступили в брак, существует лишь один шанс из 300 триллионов, что на свет появится именно такой человек, как вы! Иными словами, будь у вас 300 триллионов братьев и сестер, все они могли бы быть непохожими на вас… Это научный факт»[1].
«Все сотворенное Им [Богом, Господом миров] совершенно [сделано мастерски, наилучшим образом, в гармонии со всем остальным]. И дал [Он] начало сотворению человека [прародителя человечества Адама] из глины. Затем сделал [сотворение] потомков его (Адама) [то есть людей, берущим свое начало] из сгустка ничтожной жидкости. Позже подготовил его [запустив процесс развития органов и частей тела] и вдохнул в него от духа Своего [то есть оживил находящуюся в процессе формирования материю]. Он дал вам [люди] слух, зрение и сердце. Но вы мало благодарите» (Св. Коран, 32:7–9).
Человек… У него особая функция, особые возможности и характеристики, заложенные в нем Творцом. Построение и развитие жизни под его (человека) руководством более ценно, важно, так как в человеке есть и добро, и зло. Противостояние этих двух начал, а также противостояние между верой и неверием выводили и выводят человеческую цивилизацию с одного уровня на другой; соперничество личностей, народов, государств, цивилизаций закаляет людей, раскрывает в них новые грани; смена войн (военных действий, конфликтов, информационных войн) созидательными мирными периодами двигала и продолжает двигать науку и культуру к достижению новых высот.
Сколько миллионов лет прошло, а человек все еще находится в состоянии усердного познания своего внутреннего мира и внешнего окружения. Одни открытия опровергаются другими, и наука в очередной раз доказывает, что человек — это необычайно сложное существо, которое не могло появиться бесцельно.
В Коране говорится:
«И сказал Господь ангелам: «Воистину, Я сделаю на Земле наместника [преемника, человека, Адама, от которого пойдет род человеческий]». Ангелы воскликнули [в недоумении, имея некоторые сведения из Хранимой Скрижали о том, какого нрава будут люди]: «[Господь, позволь молвить.] Ты хочешь поселить там тех, кто начнет портить (разлагать, развращать, сеять раздор) и проливать кровь?! Мы же возвеличиваем Тебя с благодарностью и связываем с Тобою лишь святость. [Если есть мы, ангелы, покорные Тебе и безгрешные по природе своей, зачем нужен этот грешный человек?!]» Он [Творец всего сущего] ответил: «Я знаю то, чего не знаете вы».
И научил Он Адама всем именам [названиям всего земного][2], затем показал это ангелам и спросил: «Скажите Мне названия этого, если вы правдивы [обо всем осведомлены, уверены, что нет смысла в сотворении человека и предоставлении ему столь важной миссии]». Они ответили: «Свят Ты, о Господи! Если мы и знаем о чем-то, то лишь о том, о чем Ты нам дал знание. Воистину, только Ты являешься Всезнающим и безгранично Мудрым».
Сказал Он:
«Адам! Перечисли им имена!» Когда он их объявил, Всевышний продолжил: «Разве не говорил Я вам о том, что знаю неведомое на небесах и Земле, знаю то, что вы делаете явно, и то, что скрываете?!» (Св. Коран, 2:30–33).
Адам и Ева по Божьему замыслу должны были оказаться на Земле, но в соответствии с Божественной мудростью этому должно было предшествовать непродолжительное пребывание их в Раю:
«Мы [говорит Господь миров] сказали Адаму: «Живи вместе с супругой в Раю, питайтесь райскими благами без ограничений, где пожелаете [все для вас съедобно, вкусно, легкодоступно], но не приближайтесь к этому дереву (не троньте его), иначе станете грешниками». Сатана [нашептывая] заставил их оступиться (ошибиться)[3] касательно того [запретного плода] и вывел из состояния и места, в котором они находились. Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] сказали: «Опускайтесь [на Землю и помните, что] вы являетесь врагами друг для друга. [Сатана, Дьявол — враг человека навечно.] Земля для вас — место временного пребывания, где вы найдете все необходимое для вашей жизнедеятельности» (Св. Коран, 2:35, 36).
Пока человек жив, он имеет возможность подняться на тот уровень, с которого в свое время были низведены Божьей мудростью прародители человечества — Адам и Ева. Главный помощник ему в этом — вера в Творца и постулаты ее, а главный противник — проклятый Сатана, получивший отсрочку до Конца Света. Господь дал ему право испытывать людей на прочность, целеустремленность и непоколебимость.
«Адам получил от Господа слова молитвы [взмолился о прощении вместе с Евой][4] и был прощен [и были оба прощены]. Воистину, Он — Всепрощающ и Милостив» (Св. Коран, 2:37).
Хотя Сатана и поспособствовал проступку Адама и Евы, но все же это был их личный выбор. А раскаявшись в грехе, они получили прощение Всевышнего. Бог создал человека не бесцельно и бессмысленно. Хотя его существование и временно, на него возложено немало функций и обязанностей, связанных с развитием и процветанием жизни на земле, через что человек раскрывает свой потенциал и доказывает самому себе, чего же он достоин после смерти, Конца Света и всеобщего Воскрешения — или Ада (по справедливости Творца), или Рая (по милости Его).
«Мы [говорит Господь миров] сказали: «Все вы [Адам, Ева и Сатана] спускайтесь отсюда [на Землю]! Вам [Адам и Ева, а также всем последующим поколениям людей] будет указан верный путь от Меня [через пророков, посланников и Писания], и те, кто последует Моему пути, не будут подвержены страху [не поработятся им; таким людям не стоит бояться предстоящего после смерти] и не опечалятся [за то, что оставят в мирском, переходя в вечное]» (Св. Коран, 2:38).
*
«Мы [говорит Господь миров] даем тебе удел [и твоей семье, как и каждому из людей предоставляем на время многочисленные возможности, блага и дары]. [И в погоне за мирским либо вечным не забывайте, что] в итоге [самым главным качеством человека] является набожность [проявляющаяся в том числе в видении явного греха грехом, а очевидного зла — злом. Ведь порой мнимая набожность в состоянии превратить человека в дьявола, облаченного в накидку пророка, настоящую суть которого раскрывают нам плоды (итоги) дел его и поступков]» (см. Св. Коран, 20:132).
*
«Божий цвет (окраска) [которым окрашены сердца верующих. Вера этих людей естественна и представлена не столько рассуждениями на религиозные темы, не столько отдельными атрибутами в одежде или стилем в поведении, сколько искренностью и альтруизмом[5] в поступках, ответственным отношением к жизни, времени, Божьим дарам]. Кто может дать окраску лучше той, что от Бога?! Ему мы поклоняемся» (Св. Коран, 2:138).
У каждого из людей своя миссия, каждому — свое. Поняв и прочувствовав это, сконцентрируйся на своем жизненном пути, на том, что тебе дано Богом для реализации потенциала, для мирских свершений и достижений.
Но как прожить жизнь так, чтобы потом не жалеть? Как превратить прелести мирские в то, что возымеет бесконечно изящную, изумительную красоту в вечном? В продолжение и углубление темы приведу смысл двух поучительных наставлений заключительного Божьего посланника:
«Кто сделает все свои заботы [кружащимися вокруг] одной [главной] — заботы о том, с чем [рано или поздно] он вернется к Богу[6], у того все его земные тревоги (беспокойства) будут разрешены Господом [ведь при всей его включенности и активности душа, сердце будут спокойны]. [Когда человек научится поддерживать грациозное кружение листопада перипетий вокруг основного своего жизненного смысла, тогда тревоги и заботы перестанут падать на его пути, мешаясь и шурша под ногами подобно жухлой осенней листве. Центром всех его чаяний станет настроенность сердца и разума на понимание того, чем тот или иной выбор может обернуться для него в вечности].
Чье же внимание будет рассеяно меж мирскими заботами (тревогами, беспокойствами) [и не более того; кто уподобится своей беспечностью или сверхзанятостью дереву с многочисленными ветвями, устремленными в самые разные стороны], тот лишит себя Божественного внимания [окажется вне милости и щедрости Господа миров. От такого суетного человека Всевышний отвернется]. Творцу не интересно будет даже то, где [и как] он умрет»[7].
«Для кого мирская жизнь станет [главной] его тревогою [суета начнет проедать его; страхи, беспокойство и тревоги не дадут ему спокойно спать и есть; всё и вся в его делах и поступках, устремлениях и желаниях, даже мольба, обращенная к Богу, будут вертеться вокруг преходящего, мирского], того Всевышний сделает разрывающимся (дела его будут разорваны Им) [в клочья и раскиданы повсюду, он станет напряженно стараться собрать их воедино и хоть что-то успеть], а [в итоге, ни в чем ничего серьезного не добившись, теряя надежду и уверенность в собственных силах и возможностях[8], он придет к тому, что Господь] поставит ему [печать] нищеты [прямо] меж глаз: в мирской обители он получит лишь то, что уже [минимально] определено для него [и лишит себя Божьей милости и щедрости].
Чьим же стремлением (конечной точкой устремленности, сутью его намерений) [окажется] вечность [то, как дела мирские вернутся к нему в Судный День в форме необратимых наказаний либо Божественных воздаяний], (1) дела того Всевышний соберет воедино [необходимые обстоятельства, возможности, люди будут вовремя появляться на его жизненном пути, нежданно-негаданно окажутся рядом[9]; Творец благословит его на сосредоточенность, собранность, четкое видение мирских и вечных целей, задач, а также оптимальность их решения]; (2) а также наполнит сердце его счастьем (всесторонней самодостаточностью); (3) мирская же жизнь, желая того или нет, падет к его ногам [врата земного изобилия и всестороннего благополучия будут по мере необходимости беспрепятственно открываться пред ним]»[10].
Жизнь влечет и страшит быстротечностью и непредсказуемостью: все успеть и нигде не опоздать. Однако, в очередной раз отведав сполна горечь алоэ в бочонке меда, всегда можно вернуться в Его присутствие. Только здесь ощущаешь верный такт жизни, сверяешь стрелки жизненного бытия с эталоном вечности. Отсюда видно, где россыпи бриллиантов, а где блестки стразов пустых желаний. Оборачиваться нет времени, ведь чувства души прикованы к подлинному великолепию жизни через ароматы осени, хрустальный блеск зимы, многоголосье весны и солнечность лета. Силой желания и жаждой обращенности к Богу душа вдыхает в себя всю многогранную красоту мирского, выдыхая его в непостижимое, но и неизбежное вечное.
Слова имама ‘Али, обращенные к его сыну Хасану
Надень на себя одежду терпения в периоды бед,
Через прекрасное терпение ты обретешь хороший конец[11].
На любом собрании (в любой ситуации) не расставайся с добротой[12],
Доброта (благоразумие) — это наилучший спутник твой.
Храни верность дружбе и оберегай ее,
От должного внимания к ней ты вкусишь чистоту черт характера (своего).
За все блага будь благодарен Богу,
И Он поднимет тебя на еще более высокие уровни щедрых дарований.
Человек таков, каковым он себя считает (на какой уровень себя ставит),
Стремись же к наивысшим степеням (уровням) среди людей.
Стремись к приобретению удела (достатка) посредством халяльного[13],
И ты увидишь, как со всех сторон твой удел будет удваиваться.
Береги воду лица (слезы) и не растрать ее полностью,
Не жди от подлых людей высоких целей, благородства устремлений.
Учитывай права друга, когда приходит он к тебе,
Ответь ему правдивым благородством, подобно обязательному для тебя[14].
Оберегай своих родителей и помогай им,
А также соседу своему, набожным людям и близким тебе[15].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Цит. по: Карнеги Д. Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы. Минск: Попурри, 2007. С. 11,12.
[2] С. Маршак писал: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает… Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий». См.: Маршак С. Я. Собр. соч. В 8 т. М., 1971. Т. 7. С. 254.
[3] Существует два варианта трактовки: (1) тогда Адам еще не был пророком, а потому нет противоречия с общепризнанным утверждением о том, что все пророки и посланники Всевышнего безгрешны; (2) он совершил это, забыв о запрете. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 154.
Что касается приписывания отдельным пророкам грехов, в том числе и больших, что можно встретить в современном изложении Писаний, которые были ниспосланы до Священного Корана, то, по мнению мусульманских ученых, это — дело рук человеческих (дописано при переписывании текстов в древние времена).
[4] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 155.
[5] Альтруизм — бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других личными интересами.
[6] Забота о том, с чем каждый из нас вернется к Богу… Как это увидеть на практике, в повседневной жизни? Полагаю, это — умелая реализация того, что Творец предоставил и предоставляет каждому из нас на этой земле в бессчетном количестве; постоянное интеллектуальное, физическое и духовное развитие вместе с жесткой самодисциплиной и ощущением во всех этих, порой болезненных процессах себя пред Господом миров, дабы Он, видя наши усилия, был нами доволен. Ведь рано или поздно мы к Нему вернемся.
[7] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы, а также от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 8. С. 667; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 444, хадис № 4106, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 331, хадис № 1949, «сахих».
[8] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Вы не лишитесь Божественной благодати, милости Его до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки, душевного томления, не пойдете у него на поводу». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 136, хадис № 43.
[9] «Кто набожен пред Богом [следует морально-нравственным нормам, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Всевышним в этом мироздании], тому Господь непременно предоставит спасение, выход [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Всевышнего, тому Его достаточно. Воистину, Он довершает и завершает желанное Им. Творец определил для каждой вещи «кадр» (см. Св. Коран, 65:2, 3).
Кадр (араб.) — определенность, ограниченность каждой вещи (ситуации, трудности) местом, количеством, размером, временем и т. п. А потому неприятности не бесконечны, если мы идем и благоразумно преодолеваем их.
[10] Хадис от Зейда ибн Сабита; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 667; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 444, хадис № 4105, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 331, хадис № 1948.
[11] Беды и сложности завершатся для тебя благом.
[12] В тексте употреблено слово «аль-хильм», которое переводится как «кротость, мягкость, доброта; благоразумие».
[13] Того, что дозволено Всевышним.
[14] Относясь к этому как к обязанности.
[15] См.: аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб [Сборник стихов правителя правоверных имама ‘Али ибн Абу Талиба]. С. 15.