Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Договор достойных (Сира 33)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Что касается договора достойных, то в нем содержится указание на то, что в жизни — сколько бы ни было в ней темных страниц и каким бы явным ни было зло — всегда есть достойные люди, которые ведомы идеей взаимопомощи и благодеяний. В период джахилии несколько таких человек заключили между собой договор, желая утвердить справедливость и противостоять притеснению. Они стремились возобновить утраченные устои на священной территории.

Ибн аль-Асир передает: «Племена курайшитов заключили договор в доме ‘Абдуллаха ибн Джуд‘ана[1] по причине почтения к нему и его преклонного возраста». Среди них были: род Хашима, род ‘Абдуль-мутталиба, род Асада ибн ‘Абдуль-‘уззы, род Зухра ибн Киляба, род Тейма ибн Мурра. Они пришли к соглашению, что, если найдут в Мекке притесненного жителя или странника, то окажут ему поддержку против того, кто его притеснил, вплоть до восстановления справедливости. Курайшиты назвали договор «Хильфуль-фудуль», что означает «договор достойных».

Пророк был среди засвидетельствовавших договор. Когда Аллах возложил на него пророческую миссию, он сказал: «Поистине, я был вместе со своими дядями со стороны отца свидетелем договора в доме ‘Абдуллаха ибн Джуд‘аны, я не желаю взамен этого договора обладать красными верблюдами. Если бы я был призван к тому договору в Исламе, я бы ответил» [2]. Воистину, радость по причине договора читается в словах посланника Аллаха.

Ярость по отношению к тирану, каким бы ни был он великим, и поддержка притесненного, каким бы ни был он униженным, есть суть религии Ислам. Религия призывает к благому и удерживает от скверного, охраняя границы Аллаха. Ислам обязывает сражаться с несправедливостью, будь то проявленная в правлении народами или во взаимоотношениях людей друг с другом.

Предпосылками к заключению договора стало то, что человек из племени Зубайд продал товар аль-‘Асу ибн Ваилю ас-Сахми[3], но тот отказался заплатить обещанное. Тогда притесненный призвал племя курайшитов на подмогу, но никто не обратил на него внимания. Притесненный чужеземец встал у Каабы и провозгласил на всю округу о своей беде. Аз-Зубейр ибн ‘Абдуль-мутталиб[4] поднялся с места и спросил: «Кто поддержит этого человека?» Собрались представители родов, ранее упомянутых Ибн аль-Асиром. Они отправились к аль-‘Асу ибн Ваилю и забрали у него долг — это произошло после заключения договора.

Аль-‘Ас вел торговлю и часто вовремя не исполнял своих обязательств. Его имя упоминается также в истории с Хаббабом ибн аль-Араттом ─[5]. Как известно, последний был кузнецом, он выковал меч для аль-‘Аса и пришел к нему за платой. Аль-‘Ас ему сказал: «Я не дам тебе ничего, пока ты не отречешься от Мухаммада». Хаббаб ответил: «Я не отрекусь от него, пока Аллах не умертвит тебя и после не воскресит». Аль-‘Ас спросил: «Неужто я умру и буду воскрешен?» Когда Хаббаб ответил утвердительно, аль-‘Ас сказал: «Оставь меня, пока я не умру, воскресну, а затем мне будут даны богатство и дети — вот тогда я и расплачусь с тобой». Относительно этой истории были ниспосланы аяты:

«Ты видел того, кто категорично отрицает Наши знамения и при этом заявляет [в ответ на просьбу верующего о возврате долга], что у него [у этого нахального безбожника, после того как его воскресят (хотя сам он в это не верит)] будут богатства и дети [тогда он и расплатится с мусульманином, которому задолжал].

Неужто он знает сокровенное?! [Не верует, но все же видит себя через тысячи лет выходящим из могилы вместе со своим богатством и детьми?!] Или, может, он договор подписал со Всемилостивым [Творцом]?!

Нет же! [Ничего подобного не будет!] Мы зафиксируем все, что он заявляет, и приготовим для него «хорошее» наказание в Аду.

Все то, что он упомянул [все его достижения, окружение, достаток, накопленный капитал], останется Нам [здесь, на земле, когда он будет уже под нею, и Мы распорядимся ими, определив собственников и наследников]. Этот человек [в Судный День] придет к Нам один-одинешенек [ни детей, ни богатств при нем не будет]» (Св. Коран, 19: 77–80).

Подобных аль-‘Асу в сфере торговли и политики немало — Мухаммад был впереди всех за восстановление справедливости. Приближенные к нему — это те, кто помогает против притеснителей и стоек во вражде с ними.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] ‘Абдуллах ибн Джуд‘ан — глава рода Тайм. Был состоятельным человеком в Мекке, освободившим Сухейба.

[2] См.: аль-Байхакы. Ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2003. Т. 6. С. 596, хадис № 13080.

[3] Аль-‘Ас ибн Ваиль ас-Сахми — глава рода Сахм племени курайшитов. Был ярым противником Пророка. Является отцом двух известных сподвижников — ‘Амра ибн аль-‘Аса и Хишама ибн аль-‘Аса.

[4] Аз-Зубейр ибн ‘Абдуль-мутталиб аль-Хашими аль-Курайши — глава рода Хашим. Занял этот статус после своего отца. Принял участие в утверждении «договора достойных», что являлось признаком его высоких нравов и праведности. Аз-Зубейр — старший из дядей со стороны отца Пророка.

[5] Абу Яхья Хаббаб ибн аль-Аратт ат-Тамими — сподвижник пророка Мухаммада. Происходил из племени Тамим. Был шестым человеком, принявшим Ислам. Подвергался пыткам со стороны мекканских многобожников. Умер в 37 г. по хиджре (658 г. по григор.).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1