Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Дополнительное поднятие рук в намазе

Скажите, пожалуйста, нужно ли по шафиитскому мазхабу поднимать руки в начале 3-го ракяата так же, как и в начале молитвы?

При ответе на ваш вопрос был использован один из основополагающих трудов по фикху в шафиитском мазхабе[1] — книга «Мугни аль-мухтадж иля ма‘рифати ма‘ани алфаз аль-минхадж». Там упоминается только поднятие рук в самом начале молитвы, перед поясным поклоном и после него[2].  В книге «Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух», которая является одной из самых крупных современных энциклопедий по фикху, где содержатся мнения богословов четырех мазхабов с аргументацией, при подробном описании 36 желательных действий (сунн) в молитве-намазе в шафиитском мазхабе, наряду с упоминанием о поднятии рук в самом начале молитвы, перед поясным поклоном и после него (пункт № 1), есть упоминание и о поднятии рук, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда (пункт № 23). В сноске, поясняющей этот пункт, не дается богословского источника шафиитского мазхаба, а оговаривается, что об этом есть упоминание в хадисах[3]. Если ставить вопрос о том, есть ли вообще в Сунне упоминание о поднятии рук с такбиром, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда, то оно в Сунне есть. Для ознакомления обращаюсь к книге «Нейль аль-автар» известного богослова прошлого аш-Шавкяни[4]. В ней собраны практически все хадисы, содержащие в себе канонические положения (ахкям). При этом оговариваются подробности по достоверности-недостоверности каждого хадиса на основе мнений авторитетных хадисоведов и заключения канонического порядка, которые были сделаны факихами-богословами прошлого. Из нее мы видим, что среди трех положений поднятия рук в молитве наиболее часто упоминаемым в Сунне и, по мнению богословов, однозначно нужным является поднятие рук с такбиром в начале молитвы-намаза[5]. «Когда пророк Мухаммад вставал на молитву, он протяжно[6] поднимал руки» (хадис от Абу Хурайры; в пяти сводах хадисов, кроме ан-Насаи). Приведу некоторые высказывания ученых по данному хадису:

аш-Шавкяни: «Нет никакого упоминания относительно его хотя бы частичной недостоверности»;

ан-Навави: «Нет разногласий между богословами относительно поднятия рук в начале молитвы»;

аш-Шафи‘и: «Наверное, нет больше положения, которое было бы передано столь значительным количеством сподвижников Пророка»;

аль-Бухари: «Девятнадцать сподвижников Пророка передали информацию об этом (о поднятии рук в начале молитвы)»;

аль-Байхакы говорил об около тридцати передавших это сподвижниках пророка Мухаммада;

аль-Хаким: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является бесспорной сунной Пророка. Среди свидетельствовавших есть десять человек, которым уже при жизни Пророком была обещана райская обитель в вечности»;

аль-‘Иракы: «Около пятидесяти сподвижников Пророка говорили о необходимости поднятия рук в начале молитвы, среди них и десять тех, которым была обещана еще при жизни райская обитель в вечности». После перечисления всех упомянутых цитат и многого другого, подтверждающего достоверность данной сунны, имам аш-Шавкяни заключает: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является одним из тех положений, относительно которых иджтихад[7] недопустим».   На втором месте идет «поднятие рук перед поясным поклоном и после него». Данное положение не имеет столь высокой и непоколебимой достоверности, как «поднятие рук в начале молитвы». Именно поэтому такие богословы, как аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбаль, говорили о желательности этого, а, например, Абу Ханифа говорил, что руки нужно поднимать только в начале молитвы. Что касается «поднятия рук с такбиром, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда» (о чем говорил имам аш-Шафи‘и), то желательность этого не столь категорична. Ан-Навави, например, отмечал, что наиболее известным мнением имама Малика было мнение о желательности совершения этого. По всем вышеупомянутым положениям есть хадисы, но степень категоричности повествований и их достоверность различны. Мнение о том, что желательно поднимать руки, вставая с первого ташаххуда на третий ракяат, в шафиитском мазхабе есть, но оно не столь важно, как поднятие рук до и после поясного поклона[8].

В любом случае это относится к дополнительному (мустахаб). Сунной муаккядой (обязательной сунной), по мнению всех богословов, однозначно не является.

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 62, 63.

[2] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 247–352.

[3] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 743.

[4] Умер в 1255 г. по хиджре.

[5] По мнению богословов-ханафитов, мужчины поднимают руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, и произносят такбир: «Аллаху Акбар» («Бог превыше всего»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. Богословы-шафииты считают, что и мужчины и женщины поднимают руки на уровень плеч и такбир произносится одновременно с поднятием рук. Подробнее об этом читайте в моей книге «Мусульманское право 1-2».

[6] Ибн ‘Абдуль-Барр прокомментировал это как «поднятие рук выше ушей», то есть на уровень ушей.

[7] То есть данное положение столь достоверно, что сомневаться в необходимости его или трактовать как-то по-иному невозможно и недопустимо.

[8] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 2. С. 181–189, хадисы № 666–672; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–352.

Намаз

Аш-Шавкяни

Ан-Навави

Аль-Бухари

Аль-Байхакы

Аль-Хакиим

Аль-‘Иракы

Поднятие рук

Шафи‘иты

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic