Люди приходят в мечеть помолиться. И только. Собираются вместе, чтобы почитать Коран, послушать назидание. И только. Люди приходят на разговение в мечеть либо в гости друг к другу, их цель – объединиться с другими верующими и совершить поклонение Творцу, они вспоминают о Нем и благодарят Его. И только. Они собираются на маджлисы, мавлиды, проводят духовные собрания, цель их встреч — духовное общение, укрепляющее веру и напоминающее о Боге. Внимательно вчитайтесь и вслушайтесь в смысл следующего хадиса.
Му‘авия[1] подошел к группе людей, сидевших в кругу в мечети, и спросил: «Что вас побудило собраться?» Те ответили: «Мы сели здесь, чтобы вспомнить об Аллахе (о Боге)». — «Вы поклянетесь Богом, что вас побудило сесть здесь лишь это?!» Те ответили: «Клянемся Богом, только это побудило нас собраться здесь». — «Я попросил вас поклясться, но не сомневаясь в том, что вы говорите (не желая обвинить вас в чем-то). [Причина в другом.] Нет того, кто был бы настолько близок к Пророку[2] и при этом передал от него так мало хадисов, как я. [Но то, что я увидел сейчас и услышал, побудило меня передать достоверный хадис.] Поистине, посланник Божий однажды вышел к кругу людей из числа его сподвижников и спросил: «Для чего вы сидите [здесь, что побудило вас собраться?]». Те ответили: «Мы собрались, чтобы вспомнить о Боге, поблагодарить Его за то, что наставил нас на верный путь, одарил нас этим». — «Вы поклянетесь Богом, что вас побудило сесть здесь лишь это [и никаких других целей у вас не было]?!» – удостоверился Пророк. Они ответили: «[Да] клянемся Богом, только это побудило нас собраться здесь». — «Я попросил вас поклясться, но не сомневаясь в том, что вы говорите (не желая обвинить вас в чем-то). [Причина в другом.] Ко мне пришел [ангел] Джабраил (Гавриил) и оповестил, что Аллах (Бог, Господь) хвалится вами (хвастается и гордится) перед ангелами [что говорит о величии вашего поступка и особом положении его пред Всевышним]»[3].
Абу Хурайра и Абу Са‘ид аль-Худри засвидетельствовали, что посланник Божий сказал: «Если люди сели [собрались], чтобы вспомнить об Аллахе (о Боге), то ангелы непременно окружат их, этих собравшихся накроет Божья милость, и снизойдет на них [глубокое] спокойствие. И Аллах (Бог, Господь) упомянет о них в Своем [ангельском] окружении»[4].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Му‘авия ибн Абу Суфьян (умер в 60 г. по хиджре; в 680 г. по григорианскому) — наместник (губернатор) Сирии в периоды правления праведных халифов ‘Умара и ‘Усмана. Он основатель и первый халиф династии Омейядов c 661 года, перенес столицу халифата в Дамаск. Сын Абу Суфьяна. Был известен своей проницательностью и умением править, был видным политическим деятелем и полководцем своего времени.
[2] Му‘авия был близким родственником пророка Мухаммада и одним из писарей Священного Писания при его жизни.
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1083, хадис № 40–(2701); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 226, хадис № 4/1451.
[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1082, хадис № 39–(2700); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 225, хадис № 2/1449.