Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Духовное воспитание детей

Основы веры крайне важны для человека, начиная уже с раннего детства.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний Творец и приветствует) оповестил: «Есть семь категорий людей. Они будут находиться в тени [которую пожелает предоставить] Аллах (Бог, Господь) в тот День, когда другой тени не будет [то есть в Судный День]».

И в числе их окажется «молодой человек (или девушка), который вырос в атмосфере набожности [с юности был религиозно-практикующим и далеким от явно запретного и греховного]»[1]. Здесь говорится не о тех людях, которые, например, к 20 годам набрали охапку грехов, затем раскаялись и стали религиозно-практикующими, а о тех, которые изначально имели хорошее внутрисемейное воспитание. Родители их с детства обучали набожности и религиозности, способствовали тому, чтобы они были далеки от всевозможных грехов, помогали, чтобы не попали под влияние дурных привычек и наклонностей (они никогда не сталкивались со спиртным, с сигаретами, к примеру), корректировали их развитие. Такие люди росли с минимизацией отрицательного влияния извне. Они выросли в атмосфере духовного роста и самосовершенствования, и так протекала вся их жизнь — именно такие окажутся в тени, когда кругом будет невыносимая жара, пекло.

Передается, как однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обратился к Ибн ‘Аббасу [бывшему в то время еще десятилетним ребенком], сидевшему позади него на мулице, со словами: «Оберегай Всевышнего [веру в Него, обязательность свою в выполнении Его предписаний и назиданий], и Он будет оберегать тебя [от всего дурного и скверного, невзгод и печали, как в мирском, так и в вечном].

Оберегай Его [всегда помни о Творце, восхваляя Его или благодаря], и ты почувствуешь Его рядом с собою [всегда будешь чувствовать в делах своих милость Божью и Его благословение].

Если просишь, то проси у Бога. Если тебе нужна помощь, то проси ее у Него. [Старайся по возможности не прибегать к помощи людей. В достижении желаемого прикладывай все свои силы и умения, уповая при этом на безграничную милость Господа миров].

Знай, что даже если все люди разом пожелают сделать тебе что-то хорошее, то они ничего не смогут сделать, кроме как с благословения на то Всевышнего (кроме того, что предписано Им). И если все люди соберутся для нанесения тебе вреда, они ничего не смогут сделать, кроме как с благословения Господа (кроме того, что предписано Им). И никто не сможет изменить того, что пожелал (утвердил и закрепил) Всевышний»[2].

В другом хадисе сказано: «Помни об Аллахе (Боге, Господе) в периоды благоденствия (изобилия), и Он не забудет о тебе в трудные (тяжелые) [для тебя] времена. Знай, что в терпеливом выполнении того или иного [праведного, необходимого], которое тебе уже порядком опостылело[3] (совсем не хочется этого делать) [ты устал, переутомлен или, например, не видишь результата в намеченные сроки], [заложено] много блага [пользы для тебя].

Знай, что (1) помощь[4] [Господа, как прямая, так и посредством чего-либо] — вместе с терпением [которое ты проявляешь в достижение своих целей; когда ты держишься и не падаешь духом несмотря ни на что], (2) облегчение (утешение; радость, довольство) — вместе с печалью (горестью, тоской; мукой) [они в твоей душе находятся очень даже близко друг к другу и периодически сменяют одно другим], а (3) трудность — с легкостью. [Когда где-то появляется трудность и ты, не останавливаясь, идешь ей навстречу, то одновременно с этим (или вслед за этим) совсем рядом или в других делах и заботах появляется облегчение, легкость][5]«[6].

По приведенному выше хадису имам ‘Абдуль-кадир аль-Джийляни[7] говорил: «Каждый верующий (му’мин) должен сделать этот хадис зеркалом своего сердца. Превратить его в девиз души, в ее легкую одежду и речь. Верующий во всех своих движениях или остановках должен следовать ему, и это ради своего благополучия в мирской обители и в вечной. Поступив так, человек приобретет честь и достоинство (‘изза) по милости Господа»[8].

Имам аш-Шафии[9] сказал:

Что может (с благословения Аллаха) подвести к успеху

более близко, чем прекрасное терпение?

Кто чувствует Всевышнего (анализирует пред Творцом свои дела, обстоятельства; не забывает о полной осведомленности Аллаха и неустанно просит Его о милости), тот (легко) достигает успеха (спасается, избавляется от проблем).

Кто правдив пред Господом (чист и искренен пред Ним в делах и поступках),

того не постигает боль. (Душа его настолько широка, что он всегда находит место, где мог бы похоронить обиды или плохие впечатления. Они не накапливаются на поверхности его души, подобно зловонному и постоянно напоминающему о себе мусору.)

Кто искренне обращен к Нему (просит у Него, не теряя надежды),

тот всегда чувствует Его рядом с собою[10].

Конечно же, приведенный хадис и высказывания ученых — это высокий слог и величественные смыслы, но жизнь пронизана ими. Обязанность родителей — понять это самим и, переведя на язык ребенка, донести до него путем примеров и ассоциаций. Ведь эти слова — из основ мироздания. Умения понять, смотря на жизнь через призму веры, и применить крайне важны для ребенка, завтрашнего юноши или девушки. Не только и не столько сухое заучивание, сколько проекция этих пророческих назиданий на каждодневные события значительно облегчает, помогает новому члену общества уловить такт жизни и алгоритм действий.

Вот краткие рекомендации родителям в вопросе воспитания духовности:

— Постепенно обучать основам веры[11].

— Разъяснять ценность и значимость Священного Корана[12] для мусульман и людей в целом.

— Внушать любовь и уважение к заключительному Божьему посланнику, пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует).

— С раннего детства помогать ребенку заучивать короткие суры и молитвы-ду‘а. Можно, например, читать последние три суры Священного Корана ребенку перед сном[13].

Также важно поспособствовать тому, чтобы ребенок выучил первую суру Корана со знанием ее смысла (или хотя бы перевода). Пророк Мухаммад говорил, что самой величественной сурой Корана является сура «аль-Фатиха» (Открывающая) и в ней — весь Коран[14]. Этим Пророк подчеркнул особую значимость смысла этой суры, чтения ее и воздаяния (саваба) за это.

У любого мусульманина связь со Священным Писанием должна быть на уровне души, сознания и фактических устремлений. Это станет, по милости Всевышнего, одной из гарантий его благополучия в мирской обители и в вечной. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Наилучший из вас тот, кто (1) обучился Корану[15] [научился читать его в оригинале, изучает его смыслы и практикует в контексте собственного счастья в обоих мирах] и (2) передает эти знания другим [помогает другим научиться читать его в оригинале; делится с другими живительными смыслами коранического текста]»[16].

«Не каждый, кто объявляет себя верующим, действительно привержен религиозным ценностям. Но когда человек на самом деле живет в согласии с религиозными принципами, это меняет его поведение и влияет на развитие личности. Австралийские психологи из университета Вулонгонг обследовали более 700 подростков в течение нескольких лет, начиная (в среднем) с 13-летнего возраста. Оказалось, что вера помогает мальчикам сдерживать свою импульсивность и эмоциональные порывы, а у девочек усиливает развитие позитивных черт личности — они становятся более радостными, вдумчивыми, открытыми другим людям»[17].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры и Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 285, хадис № 4645, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 209, хадис № 660; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 397, хадис № 91–(1031).

[2] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 715, хадис № 2521, «хасан сахих».

[3] Опостылело — очень надоело.

[4] Отмечу, что другим вариантом перевода использованного в хадисе слова «наср» является «победа».

[5] Кстати, муфассиры (толкователи Корана), давая пояснение кораническим аятам, где упоминается об этом (см. Св. Коран, 94:5, 6), с акцентом на грамматику арабского языка отметили, что смысл таков: «С одной определенной трудностью, сложностью необратимо появляются две очевидные легкости, два облегчения». Схожее замечание по этому поводу встречается и в хадисах.

То есть человек не может быть побежден, кроме как в случае, когда он сам пал духом, потерял надежду в разрешении отягощающих его проблем. Сохраняя же волю и целеустремленность, верующий в состоянии преодолеть любые препятствия и трудности, так как он знает и в перспективе видит рядом с собою (или ожидает) вдвойне большие облегчения. Такой настрой и жизненная позиция явились одной из главных причин феномена результативности в делах и открытиях сподвижников Пророка, как и результативности многих иудейских, христианских и мусульманских праведников, а также тех, кто достигал невероятных высот в своей сфере деятельности (наука, искусство, архитектура, военное дело), двигая прогресс человечества вперед.

См., например: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3325; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 293, 298, 299; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Т. 20. С. 73, 74; аль-Вахиди А. Аль-Васыт фи тафсир аль-кур’ан аль-маджид. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1994. Т. 4. С. 517–520.

[6] Оба хадиса переданы Ибн ‘Аббасом и являются достоверными. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 1. С. 126, 127, хадис № 12, «хасан сахих»; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 367, хадис № 2518; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 16. С. 249–251, хадис № 1 (5836); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3323–3325, хадис № 5302 и пояснение к нему.

[7] ‘Абдуль-кадир аль-Джийляни (аль-Гийляни) (1077–1166 гг. по григор.; 470–561 гг. по хиджре) — один из величайших богословов-суфиев. Жил и похоронен в Багдаде. Является автором немалого числа трудов по богословию и духовной практике, среди которых «Джаляу аль-хатыр фи аль-батын ва аз-захир», «Аль-фатх ар-раббани ва аль-файд ар-рахмани», «Адаб ас-сулюк ва ат-тавассуль иля маназиль аль-мулюк» и др. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 2. С. 200.

[8] См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3325.

[9] Подробнее об имаме аш-Шафи‘и и его жизни читайте в моей книге «Как увидеть Рай?»

[10] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Коран аль-кярим, 1981. Т. 3. С. 653; Диван аль-имам аш-шафи‘и [Сборник стихов имама аш-Шафи‘и]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. С. 45.

[11] Основными постулатами веры являются:

1. Вера в Единого и Единственного Творца, Бога.

2. Вера в ангелов, которые не имеют пола и во всем покорны Создателю.

3. Вера во все Священные Писания и следование в религиозной практике и обыденной жизни последнему из них — Священному Корану.

4. Вера во всех Божьих пророков и посланников.

5. Вера в Судный День, о котором говорят все небесные религии и который является разделительной чертой между временным и вечным.

6. Вера в то, что все изначально известно Всевышнему и определено. Все хорошее и плохое — от Творца (плохим Он наказывает, а порой и испытывает человека). Человек движется по жизни на основе своего желания и выбора, за правильность и неправильность которых он будет отвечать пред Богом в Судный День.

[12] Коран — последнее и заключительное Священное Писание, полученное человечеством через пророка Мухаммада. Содержание его — повествования Всевышнего, данные на понятном для людей уровне. Священным является только на языке оригинала, то есть арабском.

[13] «Пророк Мухаммад каждую ночь, ложась спать, соединял ладони [подобно как соединяют их при чтении мольбы-ду‘а], сплевывал воздухом на них, читал последние три суры Корана и обтирал себя ладонями с головы до ног (начиная с головы и лица). Делал он это трижды».

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1617, хадис № 5017; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 10. С. 76, хадис № 5017; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 692; аль-Багави Х. (умер в 516 г. по хиджре). Тафсир аль-Багави [Комментарии к Корану имама аль-Багави]. В 8 т. Рияд: Тайба, 1993. Т. 8. С. 600.

[14] Один из сподвижников передал: «Посланник Божий обратился ко мне, взяв меня за руку: «Не научить ли тебя самой великой (величественной) суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети?». Когда [после некоторого пребывания в мечети] мы собрались выходить, я напомнил: «О посланник Божий! Ты сказал, что непременно научишь меня самой великой (величественной) суре Корана». Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» [сура «аль-Фатиха»] — это семь строк (семь аятов) и это великий Коран, который был дан мне [Богом. То есть она является квинтэссенцией, основой коранического Слова и смысла]».

Св. х. аль-Бухари. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 13, хадис № 1/1009; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1453, хадис № 4703.

[15] Порой люди значительное внимание уделяют лишь заучиванию Корана наизусть, на что обычно уходит около двух лет, не обременяя себя осмыслением текста Священного Писания. Впоследствии некоторые довольно быстро заученное забывают, так как сохранение в памяти такого объема информации (более шестисот страниц) требует ежедневной работы, повторения.

Наиболее верно, на чем делали акцент и сподвижники Пророка, — заучить повседневно необходимый объем сур и повторять их периодически. А больший акцент сделать на понимании смыслов Священного Писания и практическом применении их в жизни.

[16] Хадис от ‘Усмана; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари[Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1620, хадисы № 5027 и 5028; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 91, хадис № 5027; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4111, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 611, хадис № 2109.

[17] Леонтьев Д. Бог в помощь? // Psychologies, апрель 2008 (№ 26). С. 32.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1