Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Духовное воспитание детей начинается дома

Интервью Ш. Аляутдинова для Информационно-правового портала «Закония», январь 2010.

Специалисты отмечают: в наши дни наука настолько быстро движется вперед, что знания человека, даже если он сегодня очень грамотен и профессионален в той или иной области, устаревают примерно за 10 лет, причем на 90 с лишним процентов.

Вспомним, что именно 10 лет ребенок проводит в школе, и учат его в большинстве случаев педагоги, собственные знания, подходы и стили которых зачастую уже не актуальны. К тому же и знания по школьным предметам, и морально-этические нормы доходят до детей не в четко установленном виде, а несут в себе следы личностных черт друзей, педагогов, их оценок и мировоззрения.

Нередко происходит и так, что детей, к примеру, учат: врать — нехорошо, однако родители и воспитатели почему-то могут говорить неправду; курить — нехорошо, но взрослые не просто позволяют себе это, а еще и делают открыто… В таких условиях воспитуемые имеют право выбора между назиданиями воспитателей и их действиями. Как зачастую реализуется это право, говорить излишне.

Заместитель председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имам Московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов видит причины ситуации в отрыве современных морально-этических норм от религиозности, и начался этот отрыв в обществе примерно со второй трети ХХ века.

Во время интерактивной беседы с гражданами по видео через интернет, состоявшейся на Информационно-правовом портале «Закония», Шамиль Аляутдинов назвал одним из наиглавнейших моментов воспитания ребенка его духовное воспитание. «Чем здесь может помочь школа? Может быть, введением предмета религиоведения?» — поинтересовался один из участников разговора.

«Вряд ли. Задача учителей на таких уроках — подвести суть учения основных религиозных конфессий под шаблоны и границы «общеобразовательного» воспитания. В этом никакой духовности нет», — уверен имам Шамиль. Воспитание духовности в ребенке и предмет религиоведения, по его мнению, разные вещи.

«Для детей полезнее и важнее, чтобы все-таки родители крупица за крупицей прививали им духовные, моральные, нравственные ценности, — считает Шамиль Аляутдинов. — Заключительный посланник Всевышнего, пророк Мухаммад говорил: «Я был избран Богом для того, чтобы довести нравственные нормы до совершенства». Родители должны учиться сами и уметь находить в современной литературе доходчивые, доступные пониманию детей необходимые формулы. Как мы готовим красивые блюда на ужин либо на праздничный стол, так же нужно «приготовить» и суметь подать красивое интеллектуальное «блюдо», которое будет удобоваримо для ребенка в том или ином возрасте. Лучше, конечно, начинать с раннего. Пусть это будет набор из десяти каких-либо важных ценностей: не завидовать, не питать злобы, не лгать, уметь выметать из своего сердца все негативное… Это надо повторять, прививать ребенку, с одной стороны.

С другой — формулировать самое важное для его морального облика на всю оставшуюся жизнь, а это то, что явно запретно: спиртное, наркотики, курение, ложь, воровство, прелюбодеяние, насилие… И вот если родитель сумеет это донести, то он предотвратит в том числе возможное негативное влияние в школе, институте, убережет ребенка от других пагубных факторов. Он будет знать, что ответить, когда ему скажут: «Попробуй, ничего страшного, ночью Бог не видит…»

Этой основы духовности ни СМИ, ни школа пока что нашим детям дать не могут. Мы с вами, родители, должны это взять на себя, если хотим чтобы они выросли устойчивыми, уверенными, духовно богатыми, нравственно полноценными личностями.

Однако не стоит все подряд и сразу запрещать, абсолютно нет. Постепенно, шаг за шагом нужно объяснять, почему то или иное запретно. С Божьей помощью, я думаю, всего можно добиться, если именно мы, не ожидая от кого-то, внесем вклад в то, чтобы дети наши формировались как многосторонние личности.

А что касается школы, я все-таки сторонник того, чтобы государственное образование давало нашим детям светские, как можно более живые, полезные общеобразовательные знания из области математики, физики, химии, русского языка, истории и т. д. Не чье-то отдельное, частное видение предмета, а, повторю, именно базовые знания современного уровня. Россия на сегодняшний день при существующей модели образования многое теряет, и для меня, как для россиянина, это печально».

Конец фрагмента.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Дети

Воспитание

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic