Интервью Ш. Аляутдинова для Информационно-правового портала «Закония», январь 2010.
Специалисты отмечают: в наши дни наука настолько быстро движется вперед, что знания человека, даже если он сегодня очень грамотен и профессионален в той или иной области, устаревают примерно за 10 лет, причем на 90 с лишним процентов.
Вспомним, что именно 10 лет ребенок проводит в школе, и учат его в большинстве случаев педагоги, собственные знания, подходы и стили которых зачастую уже не актуальны. К тому же и знания по школьным предметам, и морально-этические нормы доходят до детей не в четко установленном виде, а несут в себе следы личностных черт друзей, педагогов, их оценок и мировоззрения.
Нередко происходит и так, что детей, к примеру, учат: врать — нехорошо, однако родители и воспитатели почему-то могут говорить неправду; курить — нехорошо, но взрослые не просто позволяют себе это, а еще и делают открыто… В таких условиях воспитуемые имеют право выбора между назиданиями воспитателей и их действиями. Как зачастую реализуется это право, говорить излишне.
Заместитель председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имам Московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов видит причины ситуации в отрыве современных морально-этических норм от религиозности, и начался этот отрыв в обществе примерно со второй трети ХХ века.
Во время интерактивной беседы с гражданами по видео через интернет, состоявшейся на Информационно-правовом портале «Закония», Шамиль Аляутдинов назвал одним из наиглавнейших моментов воспитания ребенка его духовное воспитание. «Чем здесь может помочь школа? Может быть, введением предмета религиоведения?» — поинтересовался один из участников разговора.
«Вряд ли. Задача учителей на таких уроках — подвести суть учения основных религиозных конфессий под шаблоны и границы «общеобразовательного» воспитания. В этом никакой духовности нет», — уверен имам Шамиль. Воспитание духовности в ребенке и предмет религиоведения, по его мнению, разные вещи.
«Для детей полезнее и важнее, чтобы все-таки родители крупица за крупицей прививали им духовные, моральные, нравственные ценности, — считает Шамиль Аляутдинов. — Заключительный посланник Всевышнего, пророк Мухаммад говорил: «Я был избран Богом для того, чтобы довести нравственные нормы до совершенства». Родители должны учиться сами и уметь находить в современной литературе доходчивые, доступные пониманию детей необходимые формулы. Как мы готовим красивые блюда на ужин либо на праздничный стол, так же нужно «приготовить» и суметь подать красивое интеллектуальное «блюдо», которое будет удобоваримо для ребенка в том или ином возрасте. Лучше, конечно, начинать с раннего. Пусть это будет набор из десяти каких-либо важных ценностей: не завидовать, не питать злобы, не лгать, уметь выметать из своего сердца все негативное… Это надо повторять, прививать ребенку, с одной стороны.
С другой — формулировать самое важное для его морального облика на всю оставшуюся жизнь, а это то, что явно запретно: спиртное, наркотики, курение, ложь, воровство, прелюбодеяние, насилие… И вот если родитель сумеет это донести, то он предотвратит в том числе возможное негативное влияние в школе, институте, убережет ребенка от других пагубных факторов. Он будет знать, что ответить, когда ему скажут: «Попробуй, ничего страшного, ночью Бог не видит…»
Этой основы духовности ни СМИ, ни школа пока что нашим детям дать не могут. Мы с вами, родители, должны это взять на себя, если хотим чтобы они выросли устойчивыми, уверенными, духовно богатыми, нравственно полноценными личностями.
Однако не стоит все подряд и сразу запрещать, абсолютно нет. Постепенно, шаг за шагом нужно объяснять, почему то или иное запретно. С Божьей помощью, я думаю, всего можно добиться, если именно мы, не ожидая от кого-то, внесем вклад в то, чтобы дети наши формировались как многосторонние личности.
А что касается школы, я все-таки сторонник того, чтобы государственное образование давало нашим детям светские, как можно более живые, полезные общеобразовательные знания из области математики, физики, химии, русского языка, истории и т. д. Не чье-то отдельное, частное видение предмета, а, повторю, именно базовые знания современного уровня. Россия на сегодняшний день при существующей модели образования многое теряет, и для меня, как для россиянина, это печально».
Конец фрагмента.