На сайте ведутся технические работы.

Думать. Говорить. Думать. Делать

Начну с цитаты из книги Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости»: «Наши реакции, наш образ мысли, наша интуиция зависят от контекста, в котором проблема нам предстает. Школьная аудитория — один ареал[1]; повседневная жизнь — другой. Наша реакция на информационный сигнал определяется не его логической насыщенностью, а тем, в какую структуру он встроен и как он взаимодействует с нашей социально-эмоциональной системой. Логические проблемы, которые в аудитории решаются одним образом, в повседневной жизни могут рассматриваться совершенно иначе. Собственно, они и рассматриваются иначе в повседневной жизни.

Знание, даже точное знание, не часто приводит к правильным действиям, потому что стоит нам расслабиться, и мы тут же забываем то, что знаем, или перестаем соображать, как этим пользоваться, даже если мы — эксперты. Было установлено, что статистики[2] имеют обыкновение оставлять свои мозги в аудитории и допускать за ее порогом самые тривиальные логические ошибки»[3].

В Священном Коране сказано:

«Верующие! Почему вы [некоторые из вас] говорите то, чего сами не делаете [повелеваете другим то, чему сами даже не стараетесь следовать]. Крайне ненавистно пред Богом, когда вы говорите то, чего сами не делаете [когда слова ваши очевидным образом расходятся с делами]» (Св. Коран, 61:2, 3).

Верующий человек, стремящийся к счастью и благополучию в обоих мирах[4], на протяжении всей своей жизни изучает священный текст Писания и наследие Пророка как кладезь бесконечной мудрости. Но проблема обычно в том, что, например, изучая мудрую и грамотно написанную книгу по религиозной или околорелигиозной тематике либо слушая красноречивое наставление проповедника, цитирующего аят[5] или хадис[6], человек входит в одухотворенное состояние, а ныряя в поток повседневных обстоятельств — переходит в абсолютно иное и забывает о благородстве, честности, доброте и великодушии, которым учит религия. Для меня, практикующего мусульманские ценности и совершающего религиозную практику вот уже более 27 лет, а также являющегося проповедником одной из мечетей Москвы более 16 лет, это является одним из важных вопросов, на который я стараюсь ответить себе и другим. Мне интересно проводить параллели между теорией и практикой, накладывать теорию на практику, дабы, столкнувшись с «суровой» реальностью, мозг на автомате (на подсознательном уровне) сразу дал верное решение, основанное на мудрости священных текстов.

Большую часть того, что изучаем в школе или в институте, мы забываем уже через несколько месяцев после окончания учебного заведения — неиспользованные нейронные пути мозга через некоторое время отмирают, как говорят современные нейробиологи. К тому же мы ощущаем, какие знания нам жизненно важны (знания о смысле жизни[7], знания об умелом выстраивании отношений с другими людьми[8], финансовый интеллект[9], знания о вредном и полезном для нашего здоровья, для души и тела)[10], но редко когда уделяем им должное внимание, особенно в возрасте «до 35 лет», за исключением случаев, если сталкиваемся с серьезными проблемами.

«Наши реакции, наш образ мысли, наша интуиция зависят от контекста, в котором проблема нам предстает. Школьная аудитория — один ареал; повседневная жизнь — другой» — это очень правильные слова, тем более когда мы слышим и стараемся практиковать приведенные ранее два аята «Верующие! Почему вы [некоторые из вас] говорите то, чего сами не делаете [повелеваете другим то, чему сами даже не стараетесь следовать]. Крайне ненавистно пред Богом, когда вы говорите то, чего сами не делаете [когда слова ваши очевидным образом расходятся с делами]». Но напоминать эти слова следует в первую очередь себе, а не другому. Все нюансы поступка, а тем более намерения другого нам не известны. Мы судим обычно кого угодно, но только не себя, и это большая ошибка[11]. Всю жизнь следует грамотно и получая от этого удовольствие работать над собою[12], тогда жизнь внутри и вокруг нас будет становиться все более и более прекрасной.

«Недавно в New York Times промелькнула статья об ученых, изучавших, каким образом мы думаем и почему именно так, а не иначе. Резюме было такое: человеческий мозг превратился в машину для сочинения рассказов, которая берет «какие попало факты в какой угодно последовательности» и навязывает им «хронологическую и причинно-следственную логику»[13].

Полезно быть в меру самокритичным, дабы наши маленькие успехи, пусть даже в денежном эквиваленте они исчисляются миллионами долларов или евро, не ослепляли нас, лишая возможности и радости идти к чему-то большему и лучшему.

Если мы не можем разобраться в себе либо рассорились из-за какой-то мелочи, то следует обратиться к умному и мудрому человеку. Например, если возникли неразрешимые трудности между мужем и женой (неразрешимые на их взгляд), тогда:

«Если вы [муж с женою или их родные] опасаетесь распада семьи [когда появились сложности во взаимоотношениях, неприязнь друг к другу, когда конфликт перерос из чего-то поверхностно-эмоционального в то, что оставило значительный осадок на душе, когда окончательно охладели отношения], то отправьте судью [уважаемого, благоразумного и справедливого человека, старосту] от его семьи и подобного человека от ее семьи[14] [для ознакомления с тупиковой внутрисемейной ситуацией и поиска выхода]. Если они (эти два уважаемых человека) имеют [хоть малейшее] желание примирить [делая все от них зависящее, внимательно выслушивая обе стороны, а также поучительно наставляя, назидая], то Всевышний непременно даст им (мужу и жене) Свое благословение [восстановив между супругами добрые отношения любви и взаимоуважения]. Воистину, и нет сомнений, Он [Господь миров] Всезнающ и обо всем осведомлен» (Св. Коран, 4:35).

Отмечу, учитывая созданный средствами массовой информации искусственный барьер между обществом и практикованием религии, что разрешение конфликтов происходит не посредством «шариата» (я подразумеваю здесь новомодный термин, спустившийся в подсознание людей и ассоциирующийся в их умах с дикостью отдельных современных представителей рода человеческого), но посредством всесторонней грамоты (светского и религиозного характера) и справедливости. В Коране сказано:

«Нравится им [многим из числа людей] выслушивать ложь и поедать запретное [зарабатывать на жизнь греховным, незаконным, преступным путем; пользоваться тем, что уничтожает Божественную благодать]. Если придут они к тебе [Пророк], то рассуди между ними или отвернись [не обращай на их поведение особого внимания]. Если отвернешься [оставишь их наедине со своими грехами и отсутствием веры в сердце], они ничем не смогут навредить тебе [не опасайся на этот счет]. Если тебе необходимо рассудить между ними, то делай это лишь и только по справедливости. Аллах (Бог, Господь) любит справедливых» (Св. Коран, 5:42);

*

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) повелевает вам, чтобы возвращали вверенное на время (чтобы выполняли все обязательства, которые берете на себя перед другими людьми). [Повелевает, чтобы вы] когда стараетесь рассудить между людьми, делали бы это [лишь] по справедливости [выбрав самый короткий путь к правде, истине]. Сколь прекрасно то, на что наставляет вас Всевышний [обязательность во вверенном (взятом на время) и суждение по справедливости]! Воистину, Аллах (Бог, Господь) Всеслышащ и Всевидящ [ни одно слово, ни один ваш поступок не могут уйти от Его всеведения]» (Св. Коран, 4:58).

И в заключение приведу очень поучительный хадис о том, что обращаться за советом, тем более духовного и религиозного характера, следует не столько к человеку набожному (когда внешние атрибуты, походка или серьезное выражение лица говорят о «глубокой набожности»)[15], сколько к грамотному и мудрому.

«Когда-то давно жил на земле человек, который убил [за всю свою жизнь] 99 людей. Однажды [призадумавшись над своими грехами] он стал искать самого умного на земле. Ему указали на монаха-отшельника [человека отрешившегося от мирской активности и суеты, посвятившего себя сугубо религиозному поклонению]. Он пришел к нему и спросил: «[Если] некто убил 99 человек, может ли он раскаяться в содеянном?» Тот ответил: «Нет!» [И этот грешник] его (монаха) убил, пополнив свой список жертв до 100. Затем [через какое-то время, чувствуя душевное беспокойство и ища выход] он [опять стал] искать самого умного на земле [дабы получить мудрое наставление]. Ему указали на ученого человека[16]. Придя к тому, он спросил: «[Если] некто убил 100 человек, может ли он раскаяться в содеянном?» Тот ответил: «Да [конечно же]! Разве есть препятствие между ним и покаянием (раскаянием в совершенном грехе) [сколь бы тяжким грех ни был]?! [Человек, пока жив, может раскаяться в содеянном и исправиться]». [И поняв, что перед ним стоит тот самый грешник, ученый тут же указал ему на путь исправления:] «Отправляйся туда-то, там люди, поклоняющиеся Богу [они не совершают явных и очевидных грехов из трепета пред Богом и желания быть счастливыми в обоих мирах]. Поклоняйся Богу вместе с ними [и перенимай все хорошее[17]]. Не возвращайся на прежнее место, оно — сосредоточение греха!»

[Человек прислушался] и сразу отправился в указанном направлении. Пройдя половину пути, он [скоропостижно] скончался. Спустилось две группы ангелов: ангелы, проявляющие Божественную милость [забирающие души уверовавших в Бога людей], и ангелы, вершащие Божье наказание [забирающие души безбожников и очевидных грешников]. Они начали спорить. Первые сказали: «Он раскаялся и всем сердцем устремился к Богу!» Другие возразили: «Он ничего (!) хорошего не сделал!» В итоге был отправлен ангел, чтобы рассудить их: «Померьте расстояние между ним и тем местом, откуда он вышел, а также между ним и тем, куда направлялся. К кому [к обитателям какого из селений] он окажется ближе, к тем и относится». Они померили, и оказалось, что он ближе к тому месту, куда направлялся. Его душу взяли [на небеса] ангелы проявления Божественной милости [забирающие души уверовавших в Бога людей][18]»[19].

Эта поучительная история не призывает к греху, а наставляет: если одумался, сразу исправляйся и делай все, чтобы больше не возвращаться к злодеянию. А также поучает внимательно относиться к выбору того, у кого намерен брать знания или просить совета.

*

И в заключение напомню слова из Священного Писания: «Получит пользу от назидания (напоминания) тот, кто набожен [кто обращен к Богу, а не убегает от Него; кто ищет лучшее, не останавливаясь на достигнутом]. А избегать (сторониться) этих [назиданий, напоминаний, оставляя на потом понимание их и практику либо вовсе игнорируя] будет несчастнейший [у кого сознание и сердце закрылись на многочисленные «амбарные» замки, а ключи от них так и не были найдены]» (Св. Коран, 87:10, 11).

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Ареал — область, площадь, пространство.

[2] Статистик — специалист по статистике.

Статистика — 1) наука о количественных изменениях в развитии общества и народного хозяйства; 2) количественный учет любого рода массовых случаев, явлений; 3) научный метод количественных исследований в ряде областей знания.

[3] Талеб Н. Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: Колибри, 2013. С. 107, 108.

[4] О том, что это такое «счастье в обоих мирах», читайте в моих книгах «Триллионер слушает», «Триллионер думает» и «Стань самым умным и самым богатым».

[5] Аят — знамение. Каждое предложение в Священном Коране называется аятом, так как в арабском оригинале является словом Творца и знаменует собой чудо.

[6] Хадис — высказывание (кауль), невысказанное одобрение (такрир) или поступок (фи‘ль) пророка Мухаммада.

[7] Настоятельно рекомендую прочитать материал «В поиске смысла» в моей книге «Мир души».

[8] Рекомендую читать по 2–3 страницы в день мой перевод смыслов Священного Корана. Это 1824 страницы (издание в одном томе без арабского текста) очень мудрого повествования в контексте современной повседневной жизни с ее реалиями.

[9] Рекомендую прочитать книгу Роберта Кийосаки «Поднимите свой финансовый IQ». Не следует ждать чего-то особенного от этой книги, но разок бегло прочитать рекомендую.

Список рекомендованных мной книг вы найдете на umma.ru (https://umma.ru/eshche/shamil-alyautdinov-rekomenduet).

[10] К сожалению, всему этому обычно не учат в школе.

[11] «О верующие, сторонитесь подозрений (излишних размышлений) [не думайте плохо о хорошем]. Воистину, некоторые [ваши] размышления [когда вы думаете о других плохо, не имея на то явных доказательств] греховны! Не шпионьте [не выслеживайте, не выискивайте недостатки других, не ищите того, что люди стараются скрыть]. Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]. Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего?! Вам ведь противно это?! [Столь же противным должно быть и злословие в адрес другого человека!] Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Господь Всепрощающ и Милостив» (Св. Коран, 49:12).

[12] «О верующие! На вас — ответственность за ваши души [следите за собой, работайте над собой, ибо вам отвечать за себя и за то, что возложено на вас (ответственность перед семьей, обществом, Богом)]. Если вы идете прямым путем, то вам не навредит тот, кто сошел с него.

Все вы, от первого и до последнего, вернетесь к Богу, и Он объявит вам о том, что вы делали. [Приучите себя замечать лишь свои изъяны, работать над ними, ведь этот процесс может быть достаточно творческим и занимательным, к тому же даст возможность раскрыть в себе немало положительных, сильных качеств. Замечать ошибки и недоработки других у вас в таком случае не останется времени]».

Или:

«О верующие, работайте над собой! [Смотрите глубоко в себя, ухаживайте за своим внутренним миром, любите его, дарите себе время; изменяйте, украшайте как внутреннюю, так и внешнюю свою составляющую!] Не навредят вам те, кто сошел с правильного пути, если вы сами будете следовать ему» (Св. Коран, 5:105).

[13] Лоэр Дж. Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.

[14] Участники примирительного процесса не обязательно должны быть родственниками, это лишь желательно. Главное — добиться восстановления добрых семейных отношений, а также сохранить неразглашенными все внутрисемейные секреты. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 62.

[15] К сожалению, мы часто ошибаемся, оценивая людей по внешним признакам и атрибутам, а тем более — должностям и титулам. На самом же деле набожность — в сердце, и никто не может измерить ее, кроме Господа миров.

«Набожность вот здесь», — сказал пророк Мухаммад, трижды указав на грудь.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 16. С. 121, хадис № 32–(2564).

[16] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными звездами [в безоблачную ночь]».

‘Алим — тот, кто имеет фундаментальные научные познания и тратит основную часть своего времени на совершенствование их, обучая при этом других людей и не забывая об обязанностях пред Всевышним (обязательная молитва, пост и т.д.). То есть религиозная практика является лишь незначительной частью его поклонения Творцу.

‘Абид — тот, кто имеет жизненно необходимый минимум в вопросах религиозной практики и применяет его в меру сил и возможностей. Свободное время посвящает поклонению Творцу, дополнительным молитвам-намазам, дополнительному посту или паломничеству. То есть его религиозность проявляется не более чем в совершении ритуалов.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.

[17] «[Заслуживающие радостной вести — это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь) [находится в постоянном поиске мудрости, наставления, назидания] и следует лучшему [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия — а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они — обладатели разума» (Св. Коран, 39:18).

[18] В своде хадисов имама аль-Бухари хадис завершается словами «и было прощено ему [Господь простил этому грешнику все накопившиеся за жизнь грехи]» См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 1079, хадис № 3470.

[19] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 35, хадис № 8/20; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1107, хадис № 46–(2766).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1