На сайте ведутся технические работы.

Джихад благородством и силой натуры

Джихад в переводе с арабского языка — это «приложение усилий, усердие».

Изучая Коран и Сунну Пророка, мы узнаем, что джихад совершается ради одной главной идеи: «Ли такууна кялимэтул-лаахи хияль-‘улья», чтобы Слово Божье стало наивысшим (см. Св. Коран, 9:40), а для этого необходимы информационная свобода и возможность донесения до людей духовных и религиозных ценностей. Из Корана мы видим, что одной из первостепенных характеристик богобоязненных является то, что они прикладывают усилия ради реализации упомянутой идеи, тратя свое имущество и не жалея собственных сил, то есть жертвуя всем, что у них есть (см. Св. Коран, 49:15).

Также из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) до нас дошло следующее достоверное высказывание: «Муджахид — это тот, кто борется с самим собой [работает с плохими чертами своего характера, с ленью, беспечностью, необязательностью, например, и развивает хорошие] во имя Всевышнего [первоочередно делая это пред Богом, из духовных побуждений]»[1], то есть управляет, может держать в узде свои слабости, легкомыслие, капризы и страсти ради того, чтобы стать образцом религиозной морали и высокой нравственности, что в свою очередь пробудит в других желание стать таковыми, верующими[2]. Он не оправдывает свои преступные действия вырванными цитатами из подстрочных переводов Корана, а достигает высокого уровня терпимости, усердия в благом и милосердия — всего того положительного, чем наполнены последнее Писание Творца и жизнь Его посланника.

Согласен, что обычно описывают и показывают в фильмах именно полководческие навыки Пророка, но это лишь одна грань из нескольких десятков граней его личности. Понятие джихада невероятно широко, сюда входит иногда — молчание, иногда — сияющее, исполненное достоинства выражение лица, а иногда и улыбка. Все зависит от намерения, но и им, намерением, преступления не могут быть оправданы. Таков канон.

Формы джихада

Что касается формы ведения джихада, то ученые говорят о том, что в каждом веке свои методы, то есть те формы, которые более результативны и эффективны в подведении общества к вере. Именно они должны быть применимы. Многие считают, что сегодня к таким методам в первую очередь относятся просвещение и СМИ. Из-за того, что международные средства массовой информации в большей доле не принадлежат мусульманам, а если и применимы ими, то на очень низком уровне, мы видим спад религиозности и богобоязненности среди верующих в мировом масштабе, особенно среди молодежи.

То, что среди наиболее популярных у них книг Священный Коран и жизнеописание Пророка занимают далеко не первое место, а Пророк и его сподвижники далеки по рейтингу в сознании молодежи от современных кумиров, должно заставить старшее поколение задуматься. Туда ли тратятся миллионы и миллиарды денежных средств, временно предоставленных Господом отдельным мусульманам и мусульманским государствам?..

При этом необходимо разграничить случаи, когда человек в порыве чувств и эмоций жертвует всем, что у него есть, и остается ни с чем, превращаясь в обузу для других[3], и те случаи, когда человек, живя в гуще соблазнов и страстей, сохраняет свою богобоязненность и по капле на протяжении всей своей жизни жертвует имеющимся — временем, здоровьем, имуществом и авторитетом (см. Св. Коран, 17:29)[4] на благо другим и ради довольства Господа им.

Очень часто мы становимся игрушкой в руках других, но велика милость к нам Господа, ведь Он дал нам частички веры и набожности, определив общие правила жизни и оговорив, что жизнь мирская — это игра[5], где есть выигравшие и проигравшие. 

Ответы на вопросы по теме

Обязателен ли джихад с оружием в руках? На моей земле идет война, причем многовековая, а мне говорят: зачем тебе идти погибать, будет больше пользы, если ты останешься и поможешь своим родным.

Правильно говорят. Человек обязан помочь не только родным, но и прежде всего самому себе (образование, физическая подготовка, интеллект и духовный базис), а затем уже и многим другим. Он должен понять смысл и великую ценность своей жизни. Столь ценное не бросают в мясорубку экономико-политических интриг либо в пасть идеологий туннельного мышления. Ведь умереть за идею легко, а вот жить ради этой идеи, претерпевая душевные, нравственные, интеллектуальные, физические, материальные трудности и лишения день за днем, — сложно![6] Разве не является пред Всевышним более возвышенным и чтимым тот человек, который, презрев свое «я», лень, безразличие, апатию и многие другие отрицательные человеческие качества, день за днем на протяжении многих лет жизни движется в поисках знаний, совершенствует умения, навыки и созидает для современников, а также будущих поколений?! Достигая многого, он по капельке безвозмездно жертвует этим на благо своего народа в частности и людей — в целом. И причем делает он это бескорыстно и безвозмездно.

«Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и (каждодневный) бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою» (Ж.Ж. Руссо).

Как призывать людей к Исламу?

Показателями своей личной жизни: успехом, образованностью, порядочностью, воспитанностью, мягко-великодушным отношением к окружающим, приветливостью, улыбчивостью, искренностью. Каждый из нас является — будь он мусульманином религиозно-практикующим или нет — сосудом, содержащим «волшебную» воду пророческих заповедей: застоявшаяся вода становится затхлой и зловонной, и в этом повинен сосуд, а не вода.

Как вы относитесь к тому, что происходит в ряде стран мусульманского мира, а именно в Афганистане, Ираке, Палестине? Каков выход из ситуации?[7]

Выход — просвещаться, развиваться, трудиться. Наводить мосты взаимопонимания и молить Бога о помощи! Часто встречаются ледяные сердца под буйными головами, но редко — холодные головы над пылкими сердцами.

Я хочу знать, в каких случаях мне разрешено поднимать оружие против тех, кто не хочет распространения Ислама, кто немусульманин?

Необходимо стать примером высокой морали и нравственности, что было главной целью миссии пророка Мухаммада[8], тогда и тех, кто против Ислама, станет меньше.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейды; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 550, хадис № 9175, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 498, хадис № 1625, «хасан сахих».

[2] «Для того, чтобы изменить умы, надо сначала изменить сердца» (П. Буаст).

[3] «Лучшие из вас — это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного [умеют уловить и выстроить гармонию между ними в соответствии с существующими обстоятельствами и тщательным анализом их в контексте мирской и вечной перспектив]. [Лучшие — те] кто не становится бременем (ношей) для других». Хадис от Анаса. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4112, «сахих».

[4] «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь сожалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Св. Коран, 17:29).

[5] См.: Св. Коран, 6:32; 29:64; 47:36; 57:20.

[6] «Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней» (А. Адлер).

[7] Приведенные здесь вопросы были заданы мне в начале 2000-х гг.

[8] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства». Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хакима, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

Теги:

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1