Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы о намазе в пути

Аудио версия настоящей статьи:

Важно! На нашем сайте есть подробная статья с богословским описание всех ньюансов намаза в пути. Изучить ее можно здесь. В этой же статье приводится подборка хадисов на эту тему.

Ибн ‘Аббас и Ибн ‘Умар сказали: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме. Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме»[1].

Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается путником (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую — с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т. д. Кроме того, те молитвы, которые состоят из четырех ракяатов, сокращаются до двух, то есть молитвы Зухр, ‘Аср и ‘Иша’. Сокращать и объединять молитвы можно только после выезда за пределы города (населенного пункта).

Путник пользуется каноническими облегчениями ритуальной практики до тех пор, пока не определится со сроком своего возвращения и пока остается вероятность в любой момент покинуть место временного пребывания, даже если в таком ожидании пройдут месяцы.

Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на 15 или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее 15 дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями». Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на 4 дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее 4 дней — сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся»

У сподвижника Пророка, халифа ‘Умара, спросили: «В аяте[2] сказано «если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников», а сейчас таких опасений нет [уже заключены соответствующие мирные соглашения, договоры о ненападении]. Так как же быть с сокращением молитв[-намазов] во время путешествий?» ‘Умар ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос. Я спросил у Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), и он ответил: «Это [сокращение четырехракяатных молитв до двух] — милостыня от Господа. Примите же Его милостыню [то есть, путешествуя, сокращайте молитвы, вне зависимости от того, есть опасность в дороге или нет]»[3].

Также достоверно известно, что «пророк Мухаммад не читал более двух ракяатов молитвы [четырехракяатные молитвы сокращал до двух] во время путешествий»[4].

Достоверный хадис от ‘Аиши: «Аллах (Бог, Господь) предписал молиться, и когда предписал, то она (молитва) была в два ракяата. Как на месте постоянного пребывания, так и в пути. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания — дополнилась до четырех»[5].

Аналогичный хадис был передан и Ибн ‘Аббасом[6].

Богословы-ханафиты считают, что сокращать молитвы в пути с четырех ракяатов фарда до двух обязательно. Ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что сокращение молитв в пути является дозволенным. Человек сам может выбрать наиболее приемлемое для себя, но лучше сократить до двух, нежели совершить в полной форме. Приоритетно именно сокращение до двух по той причине, что Пророк, а также праведные халифы, являясь путниками, всегда сокращали четырехракяатные молитвы.

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн ‘Умара, в котором он говорит: «Я сопровождал Божьего посланника. В пути он (да благословит его Аллах и приветствует) [всегда] совершал не более двух ракяатов[7]. Так же поступали Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман»[8].

Великий ученый, имам ан-Навави, сказал: «Поистине, сошлись мнения богословов в том, что дополнительные молитвы, совершаемые по желанию (нафиля), являются желательными (мустахаб) как в обычные дни, так и в пути. Однако в отношении желательности прочтения тех молитв сунны, которые сопровождают обязательные ежедневные фарды (раватиб), мнения разошлись. Так, Ибн ‘Умар и некоторые другие ученые не совершали их.

Однако имам аш-Шафи‘и и большая часть ученых высказали мнение о желательности их совершения (мустахаб)»[9]. Аргументируют они это тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно совершал в пути молитвы-сунны, сопровождающие фард (раватиб).

Имам ан-Навави сказал относительно вышеприведенного хадиса следующее: «Возможно, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал сопроводительные ракяаты сунны (раватиб) в своем шатре, по причине чего Ибн ‘Умар этого не видел. Также возможно, что Пророк иногда не совершал их для того, чтобы указать на дозволенность несовершения их в пути»[10].

Богословы ханафитского мазхаба считают, что «путешественник, в отношении которого действительны канонические облегчения, может совершать молитвы-сунны (раватиб), если находится в обстановке безопасности и спокойствия (то есть находится не в дороге, а где-то остановился на время, в течение которого пользуется канонически облегченными нормами). В противном случае он их не совершает (желательность аннулируется сложностями пути, затруднениями и т. п.)»[11].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 1. С. 483.

[2] «Если вы движетесь по земле [путешествуете], то нет на вас греха в сокращении молитвы[-намаза], если боитесь вы неприятностей [зла или вреда] со стороны безбожников. Воистину, безбожники [враждующие и воюющие с вами] — явные враги для вас» (Св. Коран, 4:101).

[3] Хадис от Я‘ли ибн Умайи; св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 272, хадис № 4–(686); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 212, хадис № 1155.

[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 329, хадис № 1102; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 212, хадис № 1154.

 

[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 132, хадис № 350; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 4. С. 77, хадис № 350; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 2. С. 611, хадис № 350.

 

[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 272, хадис № 5–(687).

 

[7] За исключением четвертой обязательной молитвы (Магриб). Она во всех случаях совершается в три ракяата, о чем упоминается в других достоверных хадисах. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 77, пояснение к хадису № 350.

 

[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 329, хадис № 1102; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 209, хадис № 1102; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 734, хадис № 1102; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 273, хадис № 8–(689).

 

[9] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1371.

 

[10] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1372.

 

[11] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 131.

Если же говорить о посте, то для путника, имеющего возможность соблюдать пост, приоритетным, по мнению всех мусульманских ученых, является именно его соблюдение. Подтверждением тому — текст Священного Корана: «Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 2:184).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1