Аудио версия настоящей статьи:
Подробный материал о намазе Витр читайте в отдельной статье.
ﷺ
Последний посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
— «[Молитва] Витр — обязанность каждого мусульманина. Кто хочет читать пять [ракяатов], пусть читает. Кто — три [ракяата], пусть читает. Кто — один [ракяат], то пусть читает»[1];
— «[Молитва] Витр — это обязанность. Кто не совершает ее, тот — не из нас[2]«[3].
Все без исключения мусульманские богословы сходятся во мнении об обязательности (на уровне сунны) совершения молитвы Витр[4] ввиду ее особой важности и значимости[5].
В то же время необходимо обратить внимание на следующие слова имама ‘Али: «Витр по степени обязательности не равнозначен пяти обязательным молитвам, однако Витр — это установление посланника Божьего (сунна)»[6].
Время совершения молитвы Витр приходится на период после ночной молитвы ‘Иша’ и до начала утренней Фаджр.
ﷺ
Супруга Пророка ‘Аиша говорила, что «посланник Божий (да благословит его Аллах и приветствует) совершал Витр в три ракяата, не делая заключительного приветствия, кроме как в самом конце молитвы»[7].
Богословы ханафитского мазхаба, основываясь на достоверном хадисе, считают, что наилучшим является совершение молитвы Витр в три ракяата. После первых двух ракяатов приветствие в обе стороны не выполняется. После ташаххуда молящийся поднимается для совершения третьего ракяата.
Порядок совершения молитвы Витр идентичен порядку совершения трех ракяатов фарда вечерней молитвы, за исключением намерения[8], коротких сур после «аль-Фатихи», которые читаются здесь во всех трех ракяатах, и ду‘а «Кунут», произносимого в третьем ракяате.
Шафиитские богословы, также основываясь на Сунне Пророка, говорят, что число ракяатов в Витре — от одного до одиннадцати. Один ракяат — наименьшее, одиннадцать — наибольшее число, упоминаемое в хадисах[9].
Теологи-шафииты отмечают, что совершение трех ракяатов — два ракяата с заключительным приветствием и один с отдельным намерением — является наилучшим. Объединение ракяатов, как у ханафитов, также канонически допустимо[10].
«Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) научил нас разным формам совершения молитвы Витр, вследствие чего не следует ограничивать себя или искать в этом [вопросе] почву для разногласий»[11], — отметил в свое время известный мусульманский богослов Мухаммад аш-Шавкяни[12].
ﷺ
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) помог вам молитвой, которая более ценна для вас, чем самый ценный скот». Сподвижники спросили: «А что это за молитва?» Пророк ответил: «[Молитва] Витр, время которой — между ночной молитвой ‘Иша’ и появлением зари»[13]. Ученые, основываясь при анализе хадиса на смысловом значении слова «эмадда» («помогает»), пришли к заключению, что Витр — это одна из основных молитв, которые восполняют неточности или погрешности, возможно, допущенные при совершении пяти обязательных молитв-фардов.
ﷺ
Ибн ‘Умар передает, что посланник Господа сказал: «Делайте так, чтобы молитва Витр была последней молитвой ночи»[14].
Исходя из этого хадиса, ученые-богословы еще первых веков хиджры пытались найти ответы на два вопроса: можно ли читать дополнительные молитвы после прочтения Витра, и если можно, то нужно ли перечитывать Витр, чтобы он стал последней молитвой?
В своде хадисов имама Муслима приводится хадис от ‘Аиши, где сказано, что «он [пророк Мухаммад] совершал два ракяата дополнительной молитвы после Витра и делал это сидя»[15]. На основе этого некоторые ученые пришли к мнению, что если Витр не откладывается на конец ночи, а совершается в начале ее, то после него можно читать дополнительные молитвы. Имам ан-Навави прокомментировал данный хадис так: «Пророк совершал это для того, чтобы показать допустимость выполнения дополнительных молитв после Витра. А совершение им молитвы сидя говорит о допустимости этого в дополнительных намазах[16]«[17].
Хадис от Са‘ида ибн аль-Мусайиба повествует о том, что Абу Бакр и ‘Умар вели однажды с Пророком беседу о намазе Витр. Абу Бакр сказал: «Что касается меня, то я читаю Витр перед сном. Если просыпаюсь утром, читаю дополнительные молитвы по два ракяата до утренней молитвы». ‘Умар сказал: «А я ложусь спать, прочитав двухракяатный намаз[18]. Затем встаю в конце ночи [ближе к заре] и читаю Витр». Пророк Мухаммад, обращаясь к Абу Бакру, заметил: «Ты осмотрителен, — и обращаясь к ‘Умару: — А ты — силен» (хадис приведен известным богословом Абу Сулейманом аль-Хаттаби[19])[20].
Подавляющее большинство ученых соглашаются с тем, что после совершения намаза Витр можно читать любые дополнительные молитвы по два ракяата[21]. Но затем повторно читать Витр нельзя. Посланник Господа (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Две [молитвы] Витр в одну ночь не читаются»[22].
Из вышеизложенного следует, что хотя Витр и является заключительной молитвой, однако если человек совершил ее в начале ночи, опасаясь проспать, затем, по воле Всевышнего, проснулся до начала времени утренней молитвы (Фаджр), то он может читать дополнительные молитвы, например Тахаджуд, не перечитывая вслед за этим Витр-намаз.
ﷺ
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
— «Читайте Витр до наступления утра»[23];
— «Для кого наступило утро, а он не совершил Витра, то для него нет Витра»[24].
Ученые раннеисламского периода прокомментировали эти хадисы следующим образом: «Слова «нет Витра» относятся к тем, кто намеренно не совершил молитву Витр». Наилучшее время молитвы Витр — до начала появления зари. Вынужденное время — до совершения утренней молитвы (Фаджр)»[25].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто проспал Витр или забыл о нем, тот пусть совершит его, когда проснется или когда вспомнит о нем»[26].
На основе упомянутого хадиса богословы сошлись во мнении о канонической оправданности и допустимости (если человек того хочет) восполнения молитвы Витр в случае несовершения ее вовремя.
Относительно времени, до которого можно совершить пропущенную молитву Витр, мнения богословов расходятся:
— до совершения утренней молитвы (Ибн ‘Аббас, аль-Хасан аль-Басри, ан-Наха‘и и др.);
— до вхождения солнца в фазу зенита (аш-Ша‘би и др.);
— после совершения утренней молитвы и до восхода солнца Витр не совершается, но затем может быть выполнен до послеполуденной молитвы (аль-Авза‘и);
— в соответствии с фетвой богословов шафиитского мазхаба молитву Витр можно восполнить на протяжении последующих лет в ночное или дневное время.
Некоторые ученые (Ибн Хазм, Абу Ханифа[27]) считали обязательным восполнение молитвы Витр, но большая часть ученых сходится на том, что это — лишь возможно, но не обязательно[28].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]Хадис от Абу Айюба аль-Ансари; св. х. ан-Насаи, Ибн Маджа и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 172, хадис № 1422, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 33, хадис № 916; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 2. С. 342, хадис № 345.
[2]То есть, по мнению теологов, непоследовательно соблюдает Сунну Пророка.
[3]Хадис от ‘Абдуллы ибн Бурайда; св. х. Ахмада, Абу Дауда и аль-Хакима. Аль-Хаким подтвердил его достоверность. Но в общем достоверность данного хадиса неоднозначна. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 573, хадис № 9663, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 172, хадис № 1419; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 2. С. 347, хадис № 349. В своде хадисов Ахмада приводится еще один, схожий с этим, хадис от Абу Хурайры. См., например: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 32, хадис № 913.
[4]Витр (араб.) — дословно «нечетный». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 498.
[5]См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 818; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 289.
[6] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 290; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 131, хадис № 1169, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 32, 33, хадис № 914; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 2. С. 343, хадис № 346.
[7]Св. х. аль-Хакима, ан-Насаи, Ахмада и аль-Байхакы. Схожие по содержанию хадисы приводятся Ибн Мас‘удом и Ибн ‘Аббасом. См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 294; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 39, хадис № 922 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 820. Имам аль-Хаким утверждал, что этот хадис соответствует требованиям, согласно которым имамы аль-Бухари и Муслим определяли достоверность хадисов.
Хадис от Ибн ‘Аббаса, например, см.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 198, хадис № 1702, «сахих».
[8]Намерение: «Я намереваюсь совершить три ракяата молитвы Витр, делая это искренне ради Всевышнего».
[9]См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 294; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 821; аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 307.
[10]См., например: аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 307.
[11]См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 40.
[12]Мухаммад ибн ‘Али аш-Шавкяни (1760–1834 гг. по григор., 1172–1250 гг. по хиджре) — йеменский факих, главный судья города Сан‘а’. Автор более ста богословских трактатов.
[13]Св. х. ат-Тирмизи, Абу Дауда и Ибн Маджа. Имам аль-Хаким говорил о достоверности данного хадиса. Такой же хадис от ‘Амра ибн Шу‘айба приведен в св. х. имама Ахмада. См., например: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 3. С. 947, хадис № 1267; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 95, хадис № 452, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 2. С. 346, хадис № 348.
[14]Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 299, хадис № 998; там же. С. 164, хадис № 472; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 2. С. 351, хадис № 355; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 18, хадис № 185, «сахих».
[15]См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 291, хадис № 126–(738); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 17, хадис № 126–(738).
Такой же хадис от Умм Салямы приведен в св. х. ат-Тирмизи, Ахмада и Ибн Маджа. Ад-Дар Кутни также упомянул этот хадис в своем своде хадисов, отметив, что он достоверен. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 98, хадис № 471, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 51, хадис № 938 и пояснение к нему.
[16] Безусловно, в случае вынужденности, например, сильной усталости.
[17]См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 6. С. 21; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 2. С. 351, пояснение к хадису № 355.
[18]Возможно, имеются в виду два ракяата сунны ночной молитвы.
[19]Абу Сулейман Хамд аль-Хаттаби (931–998 гг. по григор.; умер в 388 г. по хиджре) — видный мухаддис, факих и языковед, автор богословского сочинения «Байан и‘джаз аль-кур’ан» и комментария к своду хадисов Абу Дауда «Ма‘алим ас-сунан».
[20]Хадисы, подобные этому, приводятся в св. х. аль-Барраза и ат-Табарани (от Абу Хурайры); в св. х. Ибн Маджа (от Джабира); в св. х. Абу Дауда и аль-Хакима (от Абу Катады). См., например: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 51, хадис № 939; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 133, хадис № 1187, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 174, хадис № 1434, «сахих».
[21]См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 98, пояснение к хадису № 470.
[22]Хадис от Талка ибн ‘Али; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Хаббана и Ибн Хузэйма. См.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 2. С. 351, хадис № 356; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 174, хадис № 1439, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 98, хадис № 470, «сахих».
[23]Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 297, хадис № 160–(754); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 279, глава о молитве, хадис № 341.
[24]Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ибн Хаббана, аль-Хакима, аль-Байхакы, Ибн Хузэйма. Хадис «сахих». Аль-Хаким считал, что данный хадис соответствует требованиям, согласно которым имам Муслим определял достоверность хадисов. С аль-Хакимом был согласен имам аз-Захаби. См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 544, хадис № 359 и пояснение к нему.
[25]См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 2. С. 353.
[26]Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Абу Дауда, аль-Хакима, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы, Ибн Маджа и Ахмада. О достоверности этого хадиса писали аль-‘Иракы, ат-Тирмизи, ад-Дар Кутни, Абу Дауд, аль-Хаким, аз-Захаби и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 173, хадис № 1431, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 544, хадис № 360 и пояснение к нему.
[27]См., например: аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 305; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 65.
[28]См., например: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 52, 53.