Хадисы о знаниях

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Самые ненасытные из людей — это стремящиеся к знаниям. А самые насытившиеся — те, кто к ним не стремится»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Аллах (Бог, Господь) облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, выказывая довольство им (проявляя уважение). За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество ученого (‘алим)[2] перед [просто] поклоняющимся (‘абид)[3] подобно преимуществу [полной] луны пред остальными светилами (звездами) [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые — наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»[4]

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Преимущество ученого (‘алим) перед [просто] поклоняющимся (‘абид) подобно моему [как заключительного Божьего посланника] преимуществу перед худшим из вас [то есть этот худший является верующим, но у него много грехов, причем самых разных]». Затем Пророк продолжил: «Поистине, того, кто обучает людей благому (хорошему, полезному) [имея, конечно же, соответствующее образование в данной области, необходимые навыки и опыт, на приобретение которых он потратил многие годы жизни, затратил много сил и энергии], Аллах (Бог, Господь) одаривает Своей милостью (благословением); ангелы, а также все живое на земле и небесах, даже муравей в своем муравейнике и кит [в море], молятся за него [прося Господа о прощении грехов этого человека]»[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Наилучший из вас тот, кто (1) обучился Корану[6] [научился читать его в оригинале, изучает его смыслы и практикует в контексте собственного счастья в обоих мирах] и (2) передает эти знания другим [помогает другим научиться читать его в оригинале; делится с другими живительными смыслами коранического текста]»[7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Достигнет успеха тот, кто наделен умом [кто с Божественного на то благословения научился эффективно пользоваться своим разумом]»[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Больше всего пожалеют в Судный День те, кто, находясь в земной обители, имел возможность приобщать себя к новым знаниям (наукам), но не воспользовался этим (не стремился к этому) [не старался открывать для себя новые области знания, повышать эрудированность; изучать языки; учиться читать Коран в оригинале и иметь хотя бы минимум из религиозных знаний, который обеспечил бы ему душевное спокойствие и обязательность пред Богом и людьми в вопросах религиозной практики, а также доброты и правильности, праведности отношений с другими людьми]. Также [сильно пожалеют в Судный День об упущенной хорошей возможности те] кто имел [полезные во всех отношениях] знания, принес пользу другим [обучая их и наставляя], но сам для себя практическую пользу не извлек»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Земная жизнь принадлежит четырем категориям людей [каждый из них чего-то достигнет в контексте земного благополучия и тем самым заложит фундамент перспектив в вечности].

(1) Первые — это те, кого Аллах (Бог, Господь) наделил богатством и знаниями [они потрудились, постарались и получили Божественное благословение на финансовый достаток, а также знания, мудрость и жизненный опыт]; они в этом [в дарованных им достатке и мудрости] проявляют набожность [сторонятся явно греховного и в меру сил, возможностей совершают обязательное], а также укрепляют родственные отношения и не забывают об обязанностях своих пред Богом [например, передают другим часть материального достатка, выплачивая закят, или бескорыстно помогают другим мудрым советом, делятся знаниями; финансируют серьезные благотворительные социально полезные проекты]. Их положение [пред Богом и обществом] наилучшее [у них наилучшие перспективы в земном и в вечном].

(2) Вторые — это те, кому Господь дал знания [фундаментальные знания в науках и о жизни вообще], но не дал материального достатка [им на жизнь и на мелкие благодеяния хватает, но на крупные и многозатратные благотворительные проекты, которые реализует первая категория, у них нет средств]. При этом они правдивы в своем намерении [которое является не просто фантазией или легковесным желанием, а реализуется через их каждодневную самодисциплину, трудолюбие, целеустремленность и терпение], говоря: «Если бы у меня был достаток, то я совершил бы такие же благодеяния, как такой-то [имея в виду кого-то из первой категории]». Им будет зачтено пред Богом их намерение, и в воздаянии (в Божьем вознаграждении) [за прожитую жизнь и совершенные в ней дела] они будут одинаковы [с первой категорией, им зачтется так, словно они совершили то, что серьезно намеревались совершить].

(3) Третьи — это те, кого Аллах (Бог, Господь) наделил богатством, но не наделил знаниями, и они необдуманно (легкомысленно и неразумно) растрачивают свое богатство [на развлечения, совершение грехов]; они в этом [в дарованном им достатке] не проявят набожность [совершение грехов и низких, аморальных поступков, а также вредные привычки станут для них чем-то обыденным], они не будут укреплять родственные отношения [достаток воздвигнет между ними и их родственниками высокую стену недоверия и пренебрежения] и не вспомнят об обязанностях своих пред Богом. Они окажутся в худшем положении [как в земной перспективе, так и в вечной].

(4) Четвертая категория — это те, кто не станет ни богатым, ни умным [не потрудится, не приложит должного количества усилий и терпения, не получит Божественного благословения]. Они будут [из раза в раз] говорить: «Если б у меня был материальный достаток, то я делал бы все то, что делает такой-то [называя людей из третьей категории, завидуя разнообразию греха и аморальных развлечений в их жизни, страстно желая копировать их и подражать им]». Этой категории будет зачтено пред Богом их [страстное] намерение [которое, будь у них материальный достаток, непременно было бы ими реализовано]. Их [третьей и четвертой категорий] грех одинаков [пред Богом]»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Отправляйся ранним утром либо (1) со знанием дела [ты знаешь, что делать, как и когда, все заблаговременно спланировав и приступив к решительным действиям с раннего утра], либо (2) с намерением получить новые знания (приобрести новые навыки), либо (3) слушающим [внимательно прислушивающимся ко всему полезному][11], либо (4) любящим [жизнь, то, чем занимаешься, тех, кто окружает тебя]. И не будь каким-либо иным, иначе погибнешь [растрачивая впустую собственную жизнь либо разрушая ее чем-то пагубным]»[12].

Ежедневное практикование приведенного хадиса с преодолением особенно утренней лени, а также желания посмотреть телевизор или погулять в Интернете перед сном. Ты нашел себя (либо ищешь), любишь свое дело (либо стараешься полюбить), сосредоточен на главных 20%[13], ежедневно совершенствуешься в том, в чем намерен стать лучшим, посвящая этому все свободное от основной работы время, и так минимум 10 лет… Такой дисциплинированный, полный воодушевления, вдохновения труд творит чудеса (с Божественного на то благословения)[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) порой молил Господа миров молитвой: «Господи, приумножь [наши знания, возможности, достаток] и не уменьшай; прояви к нам Свою щедрость и не унижай (не ставь нас в унизительное положение); дай нам [все необходимое для счастья в обоих мирах] и не лишай; предпочти нас, а не кого-то нам; сделай нас из числа довольных [всем происходящим, всегда] и будь доволен нами [в результате нашей обязательности пред Тобою и людьми, нашего труда, ежедневной самодисциплины и усердий]»[15].

Транслитерация: Аллахумма, зидна ва ля танкусна; ва акримна ва ля тухинна; ва а‘тына ва ля тахримна; ва аасирна ва ля ту’сир ‘алейна; ва ардына вардо ‘анна.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит людей [религиозных, богословских] знаний отнятием их [например, стирая из памяти]. Однако лишит Он [Господь, людей] знаний, забирая ученых. [И продолжится это до того момента] пока не останется ни одного [по-настоящему грамотного] ‘алима (ученого). Люди изберут для себя в качестве лидеров невежд. Будут спрашивать у них, а те станут давать богословские заключения, не имея соответствующих знаний. Сами заблудятся и других введут в заблуждение»[16].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) в начале каждого столетия будет отправлять к моим последователям того, кто обновит им религию [станет доносить смыслы Корана и Сунны языком нового времени, новых реалий]»[17].

Праведник Хыдр[18], указав на край шхуны, куда села маленькая птичка и сделала глоток-другой морской воды (один или два раза опустила клюв в воду), сказал Моисею: «Все мои и твои знания в сравнении со знанием Творца можно уподобить одному или двум глоткам этой маленькой птички по отношению ко всему тому объему воды, что остался в море. (Не убудет Божьих знаний от нашей с тобой осведомленности и грамотности в отдельных вещах, как не убудет воды в море от выпитых этой птичкой нескольких капель)»[19].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал однажды: «Дабы [хотя бы немного] понять разницу [в пределах доступных для вас земных представлений] между мирской жизнью [со всеми ее прелестями, красотой, великолепием, изобилием] и вечной [в райской обители], пусть кто-нибудь из вас подойдет к морю, опустит в него свой палец, а высунув, посмотрит — с чем он к нему вернется [с каким количеством воды]?! [Эти капли и есть совокупность всех мирских даров и богатств, всего разнообразия и великолепия на земле и небесах. А та вода, что осталась в море, эта бескрайняя гладь со всей своей глубиною — блага вечные, в Раю]»[20].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующий не насытится [совершением] добра (не насытится приобретением новых, несущих благо и пользу знаний и применением их) до тех пор, пока итогом его жизни не станет райская обитель»[21].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мудрость [мудрое слово, мысль] — это то, в поиске чего верующий человек находится постоянно (для мусульманина она подобна чему-то потерянному им) [то есть он ищет ее, стремится к мудрости так, будто потерял нечто очень ценное]. И где бы он ее ни нашел, — берет (имеет полное право приобрести ее, научиться ей)»[22].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Незадолго до Конца Света появится [и распространится] невежество [в самых разных его формах]. Поднимутся [в небеса и покинут людей] знания[23]. Станет много убийств [и насилия]»[24].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, из признаков [приближения] Конца Света [следующее]: знания поднимутся [в небеса и покинут людей][25], «закрепится» невежество [станет привычным для подавляющего большинства; люди будут считать себя знатоками, но на самом деле они — невежды], будет употребляться алкоголь [станет чем-то обыденным и популярным, частью трапезы][26], а прелюбодеяние станет очевидным [люди перестанут стесняться этого]»[27].

В похожем хадисе говорится так: «Из признаков [приближения] Конца Света то, что [достоверных] знаний станет мало, будет очевидным (проявится во всем) невежество, прелюбодеяние станет повсеместным [люди перестанут стесняться этого], и женщин будет много, а мужчин мало. В итоге женщин станет настолько много, что на одного нормального (истинного, правильного) мужчину[28] будет приходиться пятьдесят[29] женщин»[30].

Этот хадис и ему подобные побуждают больше внимания уделять науке, как богословию, так и любому другому научному направлению. У кого получается, тот должен постараться не покидать эту стезю, несмотря на сложности, в том числе материальные: постоянно просвещаться самому, совершенствовать навыки и просвещать других, оставив после себя научное наследие и воспитав учеников[31].

Пророк Мухаммад сказал: «Кто из людей идет по пути знаний (стремится к знаниям на своем жизненном пути) [многие годы жизни отдает изучению и развитию одного из полезных обществу научных направлений], тому Аллах (Бог, Господь) облегчит путь в Рай. Чьи дела «запаздывают» [он не практикует знания и то, что важно и нужно практиковать], того [родственные или дружеские] связи не «поторопят» [они ему не помогут; ему самому за себя отвечать в Судный День, за то, практиковал ли знания. Величие рода, к которому он относился, или величие окружения, в котором находился, ему не помогут]»[32].

Пророк Мухаммад сказал: «Кто развеет печаль (скорбь) верующего человека [поможет в разрешении проблемы, которая его опечаливает и огорчает], тому Аллах (Бог, Господь) развеет одну из печалей Судного Дня. Кто облегчит оказавшемуся в затруднении, тому Аллах (Бог, Господь) облегчит в земном и вечном. Кто скроет [ошибку, промах, недостаток] мусульманина (мусульманки) [известный лишь тебе, но это не подразумевает клевету в адрес другого или наговор на него], [грех, ошибку] того и Аллах (Бог, Господь) скроет в земном и вечном. Пока человек помогает другому, Аллах (Бог, Господь) будет помогать ему самому. Кто идет по пути знаний [многие годы жизни отдаст изучению и развитию одного из полезных обществу научных направлений], тому Аллах (Бог, Господь) облегчит дорогу в Рай. Если люди соберутся в одном из домов Аллаха (в одном из Божьих храмов)[33], читая Коран и изучая его (обучая друг друга), на них непременно снизойдет спокойствие, окутает их Божья милость и окружат ангелы. Аллах (Бог, Господь) упомянет о них в Своем окружении [приближенных к Богу ангелов]. Чьи дела «запаздывают» [он не практикует знания и то, что важно и нужно практиковать], того [родственные или дружеские] связи не «поторопят» [они ему не помогут; ему самому за себя отвечать в Судный День, за то, практиковал ли знания. Величие рода, к которому он относился, или величие окружения, в котором находился, ему не помогут. Полнота счастья в обоих мирах не в красоте умозаключений и не в «правильности» наставлений, а в постоянстве практики познанного, применении лучшего]»[34].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ад-Дайлями. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 18, хадис № 192.

[2] ‘Алим — тот, кто имеет фундаментальные научные познания и тратит основную часть своего времени на совершенствование их, обучая при этом других людей и не забывая об обязанностях пред Всевышним (обязательная молитва, пост и т. д.).

Под этим словом подразумевается специалист в какой-либо из областей науки (то есть не только богослов), которая приносит пользу обществу. Этот человек как себя приобщает к новым познаниям, оттачивает мастерство, повышает квалификацию, так и передает эти знания другим, от него и его грамоты есть польза для других людей. При этом подразумевается именно тот ученый, который обязателен пред Богом в соблюдении религиозной практики, ее обязательного минимума.

[3] ‘Абид — тот, кто, имея необходимый для жизни минимум познаний, посвящает свое свободное время поклонению Творцу, дополнительным молитвам-намазам, дополнительному посту или паломничеству. То есть его набожность проявляется не более чем в совершении ритуалов.

[4] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 13/1389 и пояснение к нему.

[5] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 193, хадис № 1388; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 758, хадис № 2690, «хасан сахих».

[6] Порой люди значительное внимание уделяют лишь заучиванию Корана наизусть, на что обычно уходит около двух лет, не обременяя себя осмыслением текста Священного Писания. Впоследствии некоторые довольно быстро заученное забывают, так как сохранение в памяти такого объема информации (более шестисот страниц) требует ежедневной работы, повторения.

Наиболее верно, на чем делали акцент и сподвижники Пророка, — заучить повседневно необходимый объем сур и повторять их периодически. А больший акцент сделать на понимании смыслов Священного Писания и практическом применении их в жизни.

[7] Хадис от ‘Усмана; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари[Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1620, хадисы № 5027 и 5028; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 91, хадис № 5027; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4111, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 611, хадис № 2109.

[8] Св. х. аль-Бухари (фит-тарих) и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 82, хадис № 1312, «хасан».

[9] Хадис от Анаса; св. х. Ибн ‘Асакира. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 69, хадис № 1058.

[10] Хадис от Абу Кебши; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 207, хадис № 3450, «хасан» (его вторая часть); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 1. С. 98, хадис № 8 (его вторая часть), «хасан сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 670, хадис № 2330 (его вторая часть), «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3308, хадис № 5287 (его вторая часть).

[11] «[Заслуживающие радостной вести — это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь) [находится в постоянном поиске мудрости, наставления, назидания] и следует лучшему [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия — а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они — обладатели разума» (Св. Коран, 39:18).

[12] Св. х. аль-Барраза и ат-Табарани (филь-авсат). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1213, «хасан».

[13] Рекомендую изучить мой «Ежедневник Триллионера» и двигаться по нему.

[14] В Священном Коране сказано: «Его [Господа миров] повеление, когда пожелает Он что-то [все что угодно!], — лишь сказать «будь», и это [без промедлений и затруднений] непременно будет» (Св. Коран, 36:82).

[15] Хадис от ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 879, хадис № 3185; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 90, хадис № 1467, «сахих».

[16] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 59, хадис № 100; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 258, хадис № 100 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 114, хадис № 1826, «сахих».

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Дауда, аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 469, хадис № 4291, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 115, хадис № 1845, «сахих».

[18] Хезир (Хызыр, Хыдр) имя собственное. В Священном Коране подробно описывается несколько исторических эпизодов, где главными лицами являются пророк Моисей и праведник Хызыр (более правильно — Хыдр (الخضر). Подробнее см., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 3–10.

[19] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1054, хадис № 3401 (часть хадиса); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 319.

[20] См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 414; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 475, хадис № 7763, «сахих».

[21] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 758, хадис № 2691, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 137, хадис № 2080; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 453, хадис № 7390, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 6. С. 720; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 303, хадис № 222.

[22] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа; от ‘Али; св. х. Ибн ‘Асакира, также от Ибн ‘Аббаса и др. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 434, хадис № 2687, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6462, «хасан»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 4. С. 571; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 1. С. 475, хадис № 216; аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Т. 10. С. 171, 172, хадисы № 28890–28892, а также т. 16. С. 112, хадисы № 44088–44090; аль-‘Аджлюни И. (умер в 1162 г. по хиджре). Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1351 г. по хиджре. Ч. 1. С. 363, 364, хадис № 1159 и пояснение к нему; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 323, хадис № 1157 и пояснение к нему.

В иснаде (цепочке передатчиков) нескольких риваятов (вариантов) данного хадиса есть сомнительность касательно характеристики одного из передатчиков, влияющая на полноту достоверности хадиса, но это не столь значительно, чтобы отменить возможность практического применения данных риваятов этого хадиса в повседневной жизни. Ко всему прочему, остальные риваяты этого же хадиса (с некоторым отличием в словах, но с тем же самым смыслом) достоверны. Даже если согласиться с тем, что как слова пророка Мухаммада данное высказывание недостоверно, то в разных сводах хадисов и в мусульманской богословской литературе встречается множество вариаций, несущих именно этот смысл, причем от разных сподвижников, в том числе от великого имама ‘Али ибн Абу Талиба, и мусульманских богословов.

[23] В этом контексте приведу известный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит людей [религиозных, богословских] знаний отнятием их [например, стирая из памяти]. Однако лишит Он [Господь, людей] знаний, забирая ученых. [И продолжится это до того момента] пока не останется ни одного [по-настоящему грамотного] ‘алима (ученого). Люди изберут для себя в качестве лидеров невежд. Будут спрашивать у них, а те станут давать богословские заключения, не имея соответствующих знаний. Сами заблудятся и других введут в заблуждение». Хадис от Ибн «Амра; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 59, хадис № 100.

[24] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2212, хадис № 7062.

[25] Знания покинут землю со смертью великих ученых, и будут отсутствовать те, кто продолжил бы их дело. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 236.

[26] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 2. С. 236.

[27] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 53, хадис № 80; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 2. С. 235, хадис № 80.

[28] В Коране сказано: «Мужья являются главами семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью]» (см. Св. Коран, 4:34).

[29] Возможно, что эта цифра говорит лишь об очевидной и большой разнице в числе мужчин и женщин. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 11. С. 413, пояснение к хадису № 5231. Там же. Т. 2. С. 237, 238.

[30] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 54, хадис № 81.

Похожий хадис см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 3. С. 1681, хадис № 5231; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 149, хадис № 2474.

[31] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 2. С. 235, пояснение к хадису № 80.

[32] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 403, хадис № 3643, «сахих».

[33] Здесь может подразумеваться и просто жилище верующих людей.

[34] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1082, хадис № 38–(2699); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 211, хадис № 2/247 и пояснение к нему.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1