Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Хадисы об азане и икамате

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Когда читается азан (призыв на молитву-намаз), Сатана устремляется прочь с сопровождающим его при этом метеоризмом (вздутием живота), дабы не слышать. По завершении чтения азана он возвращается [туда, где находятся люди, слышавшие азан]. Когда начинают проговаривать икамат, Сатана снова покидает это место, но по окончании его [когда люди, выразив намерение, приступают к молитве] Дьявол приближается и, располагаясь между телом и душою, начинает напоминать человеку о том или ином забытом, но важном для него [чтобы отвлечь от молитвы]. И он продолжает это делать, пока человек не собьется, пока не потеряет счет ракяатов»[1].

Азан — это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[2], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха.

Икамат — это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы Таравих, а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы[-намаза], пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[5].

Желая показать, насколько чтение азана является поощряемым деянием, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркнул: «Если бы знали люди, что [уготовано для них из Божественного воздаяния] за чтение азана и за стояние в первом ряду [во время молитвы-намаза; в том ряду, что выстраивается сразу за имамом] и не нашли бы иной возможности [предоставления этого права кому-то из них], кроме как посредством жребия, то прибегли бы к этому! И если бы знали, что [уготовано для них из Божественного воздаяния] за совершение молитв-намазов в начале их временных промежутков, то побежали бы наперегонки [то есть старались бы не упускать такой возможности]. И если бы знали, что [уготовано для них из Божественного воздаяния] за пятую молитву [‘Иша’] и первую [Фаджр, совершаемые вместе с другими молящимися в мечети], то устремились бы к ним [к месту совершения их], пусть даже ползком на четвереньках[6][7].

Конечно же, тем, кто собирается читать азан в мечети, следует научиться правильно и красиво его читать. А также предварительно попросить разрешения на то, если вы не являетесь муаззином данной мечети.

«Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами»[8].

«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно (так твой голос будет громче)»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило [время очередной обязательной] молитвы[-намаза] (уже прочитан икамат) [и вы намерены совершить ее сообща с другими, которые вот-вот уже приступят к ней], то не бегите [желая успеть], а идите спокойно, без спешки [излучая умиротворенность и ощущение Божественного всезнания и всемогущества]. Что успеете — совершите вместе с другими, а что не успеете — восполните»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба-ду‘а, [высказанная] между азаном и икаматом, не будет отвергнута»[11].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 198, хадис № 608; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 108–112, хадис № 608; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 272–274.

[2] Ему не обязательно при этом иметь омовение.

[3] То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

[4] Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

[5] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 216, хадис № 685; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 217, хадис № 685 и пояснение к нему; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 33, хадис № 486 и пояснение к нему.

[6] Это, конечно же, образное выражение, символизирующее сильное желание человека.

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 816, хадис № 2689; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 367, хадис № 2689; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 186, хадис № 129–(437); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 157, хадис № 129–(437) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 25, хадис № 1/1033.

[8] Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 203; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 87, хадис № 711, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 547; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 705; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 47, хадис № 497 и пояснение к нему.

[9] Св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 87, хадис № 710, «да‘иф»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 547; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 705.

[10] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 239, хадис № 151–(602); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 471, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 204, хадис № 636.

[11] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 81, хадис № 521, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 55, хадис № 212, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 28, хадис № 9/1041; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 557.

Дуа

Азан

Икамат

Хадисы об азане

Хадисы об икамате

Призыв на намаз

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic