Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Когда читается азан (призыв на молитву-намаз), Сатана устремляется прочь с сопровождающим его при этом метеоризмом (вздутием живота), дабы не слышать. По завершении чтения азана он возвращается [туда, где находятся люди, слышавшие азан]. Когда начинают проговаривать икамат, Сатана снова покидает это место, но по окончании его [когда люди, выразив намерение, приступают к молитве] Дьявол приближается и, располагаясь между телом и душою, начинает напоминать человеку о том или ином забытом, но важном для него [чтобы отвлечь от молитвы]. И он продолжает это делать, пока человек не собьется, пока не потеряет счет ракяатов»[1].
Азан — это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[2], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха.
Икамат — это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).
Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы Таравих, а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].
Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы[-намаза], пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[5].
ﷺ
Желая показать, насколько чтение азана является поощряемым деянием, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркнул: «Если бы знали люди, что [уготовано для них из Божественного воздаяния] за чтение азана и за стояние в первом ряду [во время молитвы-намаза; в том ряду, что выстраивается сразу за имамом] и не нашли бы иной возможности [предоставления этого права кому-то из них], кроме как посредством жребия, то прибегли бы к этому! И если бы знали, что [уготовано для них из Божественного воздаяния] за совершение молитв-намазов в начале их временных промежутков, то побежали бы наперегонки [то есть старались бы не упускать такой возможности]. И если бы знали, что [уготовано для них из Божественного воздаяния] за пятую молитву [‘Иша’] и первую [Фаджр, совершаемые вместе с другими молящимися в мечети], то устремились бы к ним [к месту совершения их], пусть даже ползком на четвереньках[6]!»[7].
Конечно же, тем, кто собирается читать азан в мечети, следует научиться правильно и красиво его читать. А также предварительно попросить разрешения на то, если вы не являетесь муаззином данной мечети.
ﷺ
«Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами»[8].
«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно (так твой голос будет громче)»[9].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило [время очередной обязательной] молитвы[-намаза] (уже прочитан икамат) [и вы намерены совершить ее сообща с другими, которые вот-вот уже приступят к ней], то не бегите [желая успеть], а идите спокойно, без спешки [излучая умиротворенность и ощущение Божественного всезнания и всемогущества]. Что успеете — совершите вместе с другими, а что не успеете — восполните»[10].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба-ду‘а, [высказанная] между азаном и икаматом, не будет отвергнута»[11].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 198, хадис № 608; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 108–112, хадис № 608; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 272–274.
[2] Ему не обязательно при этом иметь омовение.
[3] То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.
[4] Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.
[5] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 216, хадис № 685; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 217, хадис № 685 и пояснение к нему; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 33, хадис № 486 и пояснение к нему.
[6] Это, конечно же, образное выражение, символизирующее сильное желание человека.
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 816, хадис № 2689; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 367, хадис № 2689; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 186, хадис № 129–(437); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 157, хадис № 129–(437) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 25, хадис № 1/1033.
[8] Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 203; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 87, хадис № 711, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 547; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 705; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 47, хадис № 497 и пояснение к нему.
[9] Св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 87, хадис № 710, «да‘иф»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 547; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 705.
[10] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 239, хадис № 151–(602); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 471, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 204, хадис № 636.
[11] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 81, хадис № 521, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 55, хадис № 212, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 28, хадис № 9/1041; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 557.