Хадисы о музыке

Аудио версия настоящей статьи:

 

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе (будут считать разрешенным) прелюбодеяние, натуральный шелк, употребление спиртного [включая все, что опьяняет рассудок][1] и струнные инструменты [музыкальные инструменты]. Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы (расположатся у подножия высокой горы). Вернется к ним вечером [пастух] с их стадом. Придет к ним [бедный, нищий] со своей нуждой, а они ему ответят: «Приходи завтра!» Ночью же обрушит Всевышний на них гору [у подножия которой они находятся], а остальных [кто из них останется в живых] превратит в обезьян и свиней до Конца Света [возможно, здесь аллегория, имеется в виду, что они потеряют нормы морали, так и не приобретя их до конца своей жизни]»[2].

Пророк Мухаммад также оповестил: «Появятся среди моих последователей люди, которые будут пить спиртное (хамр), называя его иначе[3], над головами их будут играть на струнных инструментах [на музыкальных инструментах] и петь певицы. Всевышний опустит под ними землю и сделает их обезьянами и свиньями»[4].

Контекст явно указывает на недопустимость применения музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются однозначные запреты в Коране и достоверной Сунне, а относительно музыки запрета нет, чего никто опровергать не станет. Вся имеющаяся по музыке аргументация косвенна, домыслена, а не однозначна. Кстати, подробные комментарии имамов аль-‘Аскаляни и аль-‘Айни к хадису из свода хадисов имама аль-Бухари только подтверждают именно такой подход к вопросу: музыка с точки зрения Ислама относится к той категории вещей, разрешенность или запрещенность которой определяется формой применения[5]. В ученой среде были и есть те, кто категорично говорит о запрете музыки в Исламе, аргументируя свое мнение в том числе и данными хадисами, но это не придает вопросу однозначности, а лишь говорит о том, что такое мнение также есть в мусульманском богословии. Есть и другие мнения, так как ни в Коране, ни в достоверной Сунне однозначного запрета (подобно тому, как например, на свинину, спиртное) на музыку нет.

Если проводить параллель с современной жизнью, упомянутые два хадиса говорят об атмосфере ночных клубов, дискотек, баров и казино, где, к сожалению, можно встретить и мусульман, а посещение такого рода заведений, конечно же, запретно (харам).

*

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Ангелы [проявления милости Всевышнего] не сопровождают тех, с кем собака или колокол (колокольчик)»[6], ведь «колокол (колокольчик) — это дудка Сатаны»[7].

Имам Муслим, в своде хадисов которого приведено данное повествование, назвал раздел «Нежелательность собаки и колокола (колокольчика) в пути»[8]. Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Богословский смысл хадиса состоит в том, что наличие собаки и колокола (колокольчика) в пути относится к нежелательному»[9]. Тема эта и хадисы, связанные с ней, касаются колокольчиков, которые вешались на шеи верблюдов и других животных[10]. С музыкой данный хадис вообще никак не связан, кроме как если постараться что-то домыслить и додумать.

*

Приводятся слова ‘Абдуллы Ибн ‘Умара, услышавшего в пути звук свирели (дудки) [у имама Ахмада — звук дудки пастуха] и заткнувшего себе руками уши. Пройдя так некоторое время (сменив направление) и уверившись, что звук уже не слышен, он отнял руки и сказал: «Я был вместе с Пророком, и когда он услышал подобное, то поступил именно так»[11].

Возможно, такой случай и был, но это не говорит о запрете музыки, а больше указывает на то, что она бывает разной и по-разному может быть воспринята, так как если бы она была запретна, то Пророк (да благословит его Господь и приветствует), воспользовавшись ситуацией, оговорил бы запрет, подобно тому как это происходило касательно многих других вопросов и положений, но такого не произошло. Еще следует добавить: имам Абу Дауд, приведя данное изречение в своем своде хадисов, сказал, что это как хадис абсолютно недостоверно (мункяр).

*

Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша передает: «Пророк пришел домой, когда дома у меня были две служанки, они пели. Он прилег и повернул лицо (повернулся, отвернулся; накрылся с головой). Через некоторое время зашел Абу Бакр[12], поругал меня и воскликнул: «Дудка Сатаны в доме Пророка?!» Посланник Всевышнего приблизился к нему (повернулся в его сторону) и сказал: «Оставь их!»[13]. Когда он задремал, я взглядом подала им знак, и они обе вышли»[14].

В другом риваяте слова Пророка звучат так: «Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, это же (эти дни) — наш праздник [не ругай ее, пусть играют, поют]»[15].

Текст хадиса явно указывает на то, что музыка и пение допустимы и позволительны, если не несут собой аморальность, безнравственность и то, что запретно[16].

*

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) вместе с ‘Аишей наблюдал за тем, как группа мусульман-эфиопов торжественно и с музыкальным сопровождением из разных подручных предметов проявляли чувства радости и веселья. Какое-либо порицание данных действий со стороны Божьего посланника отсутствовало, а было, в том числе и словесное, одобрение и поощрение[17].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Канонически употребление спиртного относится к тому, на что наложен абсолютный запрет. Применение спирта возможно лишь в медицинских целях.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1794, хадис № 5590.

[3] На сегодняшний день есть огромное количество алкогольной продукции, в том числе пиво, дорого ценящиеся вина и слабоалкогольные напитки, некоторые производители которых не жалеют денег, доказывая их пользу для здоровья, хотя официальная медицина это категорически отрицает.

[4] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 432, хадис № 4020, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 471, хадис № 7706, «сахих».

[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 63–69; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 260–263.

[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 876, хадис № 103–(2113).

[7] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 877, хадис № 104–(2114).

[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 876.

[9] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 95.

[10] Подробнее см., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 10. С. 552–556, хадисы № 4699–4705.

[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 534, хадис № 4924, «мункяр»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 354, хадис № 4535.

[12] ‘Аиша была дочерью Абу Бакра.

[13] В другом риваяте (версии хадиса): «Оставь их (не тронь их), Абу Бакр, у нас праздник» См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 295, хадис № 987.

[14] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 285, хадис № 949.

[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 286, хадис № 952.

[16] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 563.

[17] О сопровождении праздника концертными программами с учетом национальных традиций см. в достоверном хадисе: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 285, хадис № 950. Комментарии к нему см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 564, 565; Абу Бакр ибн аль-‘Араби. Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.] Т. 4. С. 1950.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1