Хадисы о попрошайничестве

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Попрошайничество того, кто не нуждается в этом [то есть он просит не потому, что ему нечего есть, пить или надеть, а по причине того, что паразитизм — это его род деятельности, профессия], будет позором на лице его в Судный День»[1].

Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб после четвертой молитвы (Магриб) услышал голос просящего и сказал одному из помощников: «Накорми его». Через некоторое время ‘Умар опять увидел этого человека, просящего подать ему. И спросил: «Я разве не велел накормить его?!» Ему ответили: «Мы накормили». Второй праведный халиф подошел к нему и посмотрел в торбу, что стояла у его ног. Она была полна хлеба. ‘Умар воскликнул: «Ты, оказывается, не нуждающийся, а торговец (то есть это твое ремесло)!» Правитель правоверных забрал торбу, хлеб передал на корм верблюдам[2] и плетью прогнал этого человека, сказав: «Больше не возвращайся!»[3]

Пророк сказал: «Кто просит у людей из их материального достатка, желая приумножить [свое; просит у других не потому, что он оказался в безвыходной ситуации — ничего не имеет и заработать на пропитание не может, а из-за того, что за счет других легче и проще жить], тот просит уголек [Ада, то есть его место в вечности — Ад]! [Если оказавшийся в трудной ситуации желает избежать такой мучительной участи в вечности, то] пусть всячески старается решить вопрос своими силами и добивается увеличения [материального благосостояния усердным трудом[4], а не просьбами в адрес других]»[5].

Передается, как однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обратился к Ибн ‘Аббасу [бывшему в то время еще десятилетним ребенком], сидевшему позади него на мулице, со словами: «Оберегай Всевышнего [веру в Него, обязательность свою в выполнении Его предписаний и назиданий], и Он будет оберегать тебя [от всего дурного и скверного, невзгод и печали, как в мирском, так и в вечном].

Оберегай Его [всегда помни о Творце, восхваляя Его или благодаря], и ты почувствуешь Его рядом с собою [всегда будешь чувствовать в делах своих милость Божью и Его благословение].

Если просишь, то проси у Бога. Если тебе нужна помощь, то проси ее у Него. [Старайся по возможности не прибегать к помощи людей. В достижении желаемого прикладывай все свои силы и умения, уповая при этом на безграничную милость Господа миров].

Знай, что даже если все люди разом пожелают сделать тебе что-то хорошее, то они ничего не смогут сделать, кроме как с благословения на то Всевышнего (кроме того, что предписано Им). И если все люди соберутся для нанесения тебе вреда, они ничего не смогут сделать, кроме как с благословения Господа (кроме того, что предписано Им). И никто не сможет изменить того, что пожелал (утвердил и закрепил) Всевышний»[6].

В другом хадисе сказано: «Помни об Аллахе (Боге, Господе) в периоды благоденствия (изобилия), и Он не забудет о тебе в трудные (тяжелые) [для тебя] времена. Знай, что в терпеливом выполнении того или иного [праведного, необходимого], которое тебе уже порядком опостылело[7] (совсем не хочется этого делать) [ты устал, переутомлен или, например, не видишь результата в намеченные сроки], [заложено] много блага [пользы для тебя].

Знай, что (1) помощь[8] [Господа, как прямая, так и посредством чего-либо] — вместе с терпением [которое ты проявляешь в достижение своих целей; когда ты держишься и не падаешь духом несмотря ни на что], (2) облегчение (утешение; радость, довольство) — вместе с печалью (горестью, тоской; мукой) [они в твоей душе находятся очень даже близко друг к другу и периодически сменяют одно другим], а (3) трудность — с легкостью. [Когда где-то появляется трудность и ты, не останавливаясь, идешь ей навстречу, то одновременно с этим (или вслед за этим) совсем рядом или в других делах и заботах появляется облегчение, легкость][9]«[10].

По приведенному выше хадису имам ‘Абдуль-кадир аль-Джийляни[11] говорил: «Каждый верующий (му’мин) должен сделать этот хадис зеркалом своего сердца. Превратить его в девиз души, в ее легкую одежду и речь. Верующий во всех своих движениях или остановках должен следовать ему, и это ради своего благополучия в мирской обители и в вечной. Поступив так, человек приобретет честь и достоинство (‘изза) по милости Господа»[12].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. Ахмада. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 500, хадис № 8178, «хасан».

[2] То есть тем верблюдам, которые были переданы в казну богатыми для помощи бедным и нищим.

[3] Подробнее см.: аль-Газали М. Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]. В 6 т. Бейрут: Кутайба, 1992. Т. 4. С. 308.

[4] В Коране сказано: «Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это в угоду Всевышнему [с мольбой о милости Его и прощении; делает пред Ним, Его могуществом, на пользу веры и духовности, ради торжества Слова Божьего и извечных ценностей, а не в угоду страстям, низменным желаниям; не из чувства мести или назло кому-то; не доказывая другим, что он умнее, влиятельнее и богаче… Кто прикладывает усилия пред Богом], тем людям Всевышний откроет благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет из тьмы безысходности к ярко освещенной «трассе» надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах и поступках» (Св. Коран, 29:69).

[5] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 400, хадис № 105–(1041); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 130, хадис № 105–(1041); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 394, хадис № 11/532.

[6] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 715, хадис № 2521, «хасан сахих».

[7] Опостылело — очень надоело.

[8] Отмечу, что другим вариантом перевода использованного в хадисе слова «наср» является «победа».

[9] Кстати, муфассиры (толкователи Корана), давая пояснение кораническим аятам, где упоминается об этом (см. Св. Коран, 94:5, 6), с акцентом на грамматику арабского языка отметили, что смысл таков: «С одной определенной трудностью, сложностью необратимо появляются две очевидные легкости, два облегчения». Схожее замечание по этому поводу встречается и в хадисах.

То есть человек не может быть побежден, кроме как в случае, когда он сам пал духом, потерял надежду в разрешении отягощающих его проблем. Сохраняя же волю и целеустремленность, верующий в состоянии преодолеть любые препятствия и трудности, так как он знает и в перспективе видит рядом с собою (или ожидает) вдвойне большие облегчения. Такой настрой и жизненная позиция явились одной из главных причин феномена результативности в делах и открытиях сподвижников Пророка, как и результативности многих иудейских, христианских и мусульманских праведников, а также тех, кто достигал невероятных высот в своей сфере деятельности (наука, искусство, архитектура, военное дело), двигая прогресс человечества вперед.

См., например: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3325; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 293, 298, 299; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Т. 20. С. 73, 74; аль-Вахиди А. Аль-Васыт фи тафсир аль-кур’ан аль-маджид. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1994. Т. 4. С. 517–520.

[10] Оба хадиса переданы Ибн ‘Аббасом и являются достоверными. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 1. С. 126, 127, хадис № 12, «хасан сахих»; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 367, хадис № 2518; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 16. С. 249–251, хадис № 1 (5836); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3323–3325, хадис № 5302 и пояснение к нему.

[11] ‘Абдуль-кадир аль-Джийляни (аль-Гийляни) (1077–1166 гг. по григор.; 470–561 гг. по хиджре) — один из величайших богословов-суфиев. Жил и похоронен в Багдаде. Является автором немалого числа трудов по богословию и духовной практике, среди которых «Джаляу аль-хатыр фи аль-батын ва аз-захир», «Аль-фатх ар-раббани ва аль-файд ар-рахмани», «Адаб ас-сулюк ва ат-тавассуль иля маназиль аль-мулюк» и др. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 2. С. 200.

[12] См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3325.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1