Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует), говорил: «[Люди![1]] Опасайтесь предположений [когда вы плохо думаете о другом человеке, в мыслях своих обвиняете его в грехе, не имея прямых, однозначных и явных тому доказательств]![2] [Подобные] предположения — самая лживая речь [человеческого сознания]. Не разузнавайте (не разведывайте) и не шпионьте [за другими, не занимайтесь поиском чужих недостатков, ошибок, грехов. Работайте над собою! Это — работа, на идеальное выполнение которой и жизни не хватит]!
[Люди!] Не завидуйте друг другу [не завидуйте кому-либо][3]! Не питайте отвращения (ненависти, неприязни) друг к другу [или к кому-либо]! Не враждуйте друг с другом [учитесь легко находить общий язык с другими, ищите согласия, мирную форму разрешения возникающего недопонимания, проблем]. Будьте братьями [не теряйте человечности, ощущения общечеловеческого родства, «все вы — дети Адама, а он — сотворен из земли»[4]]»[5].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Силен не тот, кто побеждает в борьбе, а тот, кто управляет собою (умеет совладать с собою) в порыве гнева»[6].
ﷺ
Когда один из людей попросил у Пророка наставления, он ответил: «Не гневайся». При повторной просьбе он также повторил: «Не гневайся»[7].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Не гневайтесь друг на друга (не питайте отвращения и неприязни), не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями! [Если уж поссорились] то пусть не продолжается ссора (состояние вражды, неприязни) больше трех дней. [Важно как можно быстрее помириться, на примирение отводится три дня, не более того. Особенно это касается случая, когда оба являются верующими людьми. Учитесь прощать![8]]»[9].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас разгневался, то пусть замолчит. [Это поможет разрядить ситуацию и избежать плохих, а возможно, и трагических последствий]»[10].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас разгневался и он при этом стоит, то пусть сядет. Если он успокоится [то этого будет достаточно]. В противном случае ему следует лечь!»[11].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самым ненавистным пред Аллахом (Богом, Господом) является враждебно настроенный, непримиримый спорщик [тот, кто любит много спорить, не желает слушать оппонента]»[12].
То есть такая установка и такой подход к конфликтам и их разрешению — большой грех, при таком отношении к происходящему человек не добьется ничего хорошего ни в земной обители, ни в вечной не получит ничего хорошего, сколь бы правым себя ни считал. Лучше уступить, нежели занимать позицию непримиримого, враждебно настроенного спорщика. Такое отношение может быть присуще безбожнику, но никак не верующему человеку[13].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) наставлял: «Выдержка (терпение, выносливость, умение поступать обдуманно и осмотрительно) — от Бога. Поспешность — от Сатаны»[14].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] «Мы [говорит Господь миров, подчеркивая Свое величие] отправили тебя [Мухаммад, предварительно подготовив и избрав из числа самих же людей] для всего человечества [для всех тех, кто появится на Земле в твой период и после тебя до Конца Света] в качестве (1) несущего радостную весть [от Бога о Рае для тех, кто прислушается к тебе, приобщится к вере и изменит свою жизнь к лучшему], а также (2) предостерегающего [оповещающего о проблемах мирских и муках вечных для тех, кто отвергнет тебя и Писание, что будет дано Нами через тебя людям]. Однако большая часть людей так и не узнает [не поймет, не осознает всю важность твоей миссии для них]» (Св. Коран, 34:28).
[2] «О верующие, сторонитесь подозрений (излишних размышлений) [не думайте плохо о хорошем]. Воистину, некоторые [ваши] размышления [когда вы думаете о других плохо, не имея на то явных доказательств] греховны! Не шпионьте [не выслеживайте, не выискивайте недостатки других, не ищите того, что люди стараются скрыть]. Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]. Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего?! Вам ведь противно это?! [Столь же противным должно быть и злословие в адрес другого человека!] Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Господь Всепрощающ и Милостив» (Св. Коран, 49:12).
[3] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 590.
[4] Хадис от Хузейфы; св. х. аль-Барраза. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6368, «хасан».
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 173, хадис № 2901, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1915, хадис № 6064; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 589, хадис № 6064.
[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1928, хадис № 6114; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7577, «сахих».
[7] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1928, хадис № 6116; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 635, хадис № 6116.
[8] «Прощение [умение простить и отпустить] всегда ближе к набожности» (см. Св. Коран, 2:237).
[9] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1915, хадис № 6065; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 589, хадис № 6065; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1033, хадис № 23–(2559).
Также см.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 238, 239, хадисы № 110–117.
[10] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 53, хадис № 768, «хасан».
[11] Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада, Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 522, хадис № 4782, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 53, хадис № 769, «сахих».
[12] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1367, хадис № 4523, а также Т. 4. С. 2247, хадис № 7188; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 10. С. 237, хадис № 4523; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 10, хадис № 55, «сахих».
[13] См. в моем переводе смыслов Священного Корана: Св. Коран, 2:204–206.
[14] См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 264, № 941, а также ч. 2. С. 52, № 1711.