Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики и соль на соль в равном количестве, одинаковое на одинаковое и из рук в руки. Если же ваши товары различаются, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки»[1].
В данном хадисе говорится о шести товарах, которые выполняли функцию денег. У арабов в те времена не было своих денег. Они использовали золотые монеты (римские динары) и серебряные монеты (персидские дирхамы), а также нечеканное золото и серебро. Большинство обменов, особенно заключаемых вне городских центров, происходило на основе бартера, то есть обмена товаров на товары. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) в данном хадисе обозначает три важных условия бартерного обмена однородных товаров:
1. Одинаковый вес либо равное количество обмениваемых товаров.
2. Отсутствие отсрочки платежа.
3. Одномоментный взаимообмен. Бартерный обмен однородных товаров должен быть произведен на момент заключения сделки.
О необходимости соблюдения первого условия Пророк говорит — «в равном количестве, одинаковое на одинаковое», о последних двух — «из рук в руки».
При бартерном обмене разнородных товаров, относящихся к одной подгруппе (золото на серебро, финики на соль) необходимо соблюдение только двух последних условий. Это ясно выражено в словах Пророка: «Если же ваши товары различаются, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки».
Что касается разнородных товаров разных подгрупп (золото на ячмень, серебро на финики), то соблюдение вышеприведенных трех условий не является обязательным[2].
На сегодняшний день бартерная торговля практически не используется, однако данный хадис и по сей день актуален и применим в валютообменных операциях.
ﷺ
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) направил в Хайбар человека, которого он назначил сборщиком закята. Спустя некоторое время тот доставил финики высшего сорта, и Пророк спросил его: «Все ли финики Хайбара таковы?», на что тот ответил: «Нет, о посланник Всевышнего. Мы покупаем один са‘[3] таких фиников за два са‘а фиников низшего сорта». Тогда Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Не делайте так! Продайте финики низшего сорта, а на вырученные деньги купите финики высшего сорта»[4].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Обменивайте динар на динар и не допускайте излишка между ними, обменивайте дирхем на дирхем и не допускайте излишка между ними»[5], [6].
Валютой сегодня принято считать банкноту, стоимость которой номинальна, то есть обозначена на денежном знаке. Поэтому при обмене одной валюты на другую допускается обмен в разном количестве, как в случае с металлическими деньгами [золото (динары), серебро (дирхемы)], но должно соблюдаться другое важное условие — моментальность расчетов.
Запрет на обмен валюты с отсрочкой платежа обусловлен тем, что такая сделка приведет к непредсказуемым последствиям. К примеру, стороны договорились об обмене по текущей цене, но решили отложить передачу валют. В этом случае может получиться так, что курс обмена валют изменится, человек по договору отдаст свою валюту, хотя ее стоимость будет уже другой. Если же стороны договорятся об обмене по какому-то будущему курсу, то получится, что они договорились о цене, которая неизвестна[7].
ﷺ
Сын Умара ибн аль-Хаттаба продавал верблюдов в местечке аль-Баки. Иногда он продавал их за динары, но с покупателя брал дирхемы, а иногда продавал их за дирхемы, но с покупателей брал динары. Он брал одни монеты вместо других и отдавал одни монеты вместо других. Тогда Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал ему: «Нет ничего в том, что ты обмениваешь монеты по текущему курсу, при условии, что вы не расстаетесь до тех пор, пока окончательно не расплатитесь»[8].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 647, хадис № 1587; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 376, хадис № 3349; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 220, хадис № 1240; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 473, хадис № 4560.
[2] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 2007. Т. 5. С. 3727, 3728.
[3] Са‘ — это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и — 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 270.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 410, хадис № 2201; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. С. 649, хадис № 1593.
[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. С. 647, хадис № 1588.
[6] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислями ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. Т. 5. С. 3660–3662.
[7] См.: аль-Мисри Р. Фикх имущественных отношений. С. 176–178.
[8] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 376, хадис № 3354; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 220, хадис № 1242; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 475, хадис № 4582.