Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Есть два блага [бесценных Божественных дара], которые люди не ценят (в отношении которых обманываются) [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду]. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время[1] [которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]»[2].
ﷺ
Ибн ‘Умар передал: «Посланник Божий (да благословит его Всевышний и приветствует) взял меня за плечо и сказал: «Будь в этой жизни похож на (1) чужеземца (неместного) [то есть излишне ни к чему не привязывайся. Будь свободен от пленяющей земной красоты. У свободного много сил и возможностей оставить след в истории человечества, созидательный след на пользу другим] или (2) того, кто идет по дороге (прохожего; странника). [Неустанно всю жизнь двигайся вперед, развиваясь, помогая себе и другим, становясь каждый день сильнее, умнее, набожнее и богаче[3] во всех отношениях! И цени каждую минуту — на твой жизненный отрезок дано ограниченное количество времени и сил! Реализуй их для своего земного и вечного счастья, ведь эти минуты, дни, месяцы и годы более никогда к тебе не вернутся]».
[Молодой] Ибн ‘Умар [внемля этому пророческому наставлению и реализовав его в повседневной практике] говорил: «Если для тебя настал вечер [ты жив, но очень устал], то не жди утра [реализуй свое вечернее время наиболее полно и полезно с точки зрения земной и вечной перспектив, как бы тебе ни хотелось побездельничать, ведь заснув после нескольких часов пустого времяпрепровождения, ты можешь не проснуться[4] и, возможно, потом будешь жалеть об этом целую вечность]. И если наступило утро [ты жив, пробудился от глубокого сна, но так не хочется рано вставать[5]], не жди вечера [наполняй свой день с раннего утра полезными для тебя и других делами и поступками, реализуй все имеющиеся возможности]! Возьми из здоровья своего на период болезни [то есть пока здоров, следи за физическим и душевным состоянием, укрепляй свое тело и дух, дабы болезнь, с которой рано или поздно все сталкиваются, протекала для тебя легко, а выздоровление было полным, чтобы болезнь не перешла в хроническую стадию]. И возьми из жизни своей для смерти [пока жив, цени жизнь и не оставляй на завтра то, что можешь сделать сегодня, тем более если это пригодится тебе после смерти, в загробном мире, в Судный День, в вечности]»[6].
ﷺ
Ибн ‘Умар передал: «Пророк Мухаммад заснул на циновке [сплетенной из пальмовых листьев[7]], а когда [проснувшись] встал, на его боку остались следы от нее. Мы обратились к нему: «Может, тебе купить что-то мягкое [более удобное для сна]?!» — «Какая связь есть между мною и этой мирской жизнью?! Здесь я лишь всадник [путник], остановившийся в тени дерева, чтобы через какое-то время покинуть ее, продолжив путь», — произнес пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)[8], характеризуя свое место в мирской обители как человек.
В Исламе, как и в других небесных религиях (Иудаизме и Христианстве), нет такого понятия, как реинкарнация. В Коране четко сказано: «Ранее [вы] были мертвы [вас попросту не было], и Он [Господь миров] оживил вас [дал вам жизнь, тело, душу, сделал вас людьми], после чего снова умертвит [по завершении срока мирского пребывания], а затем вновь оживит [в день всеобщего Воскрешения], и вы будете возвращены к Нему [в Судный День предстанете пред Ним для ответа за свои устремления, намерения, дела и поступки]?!» (см. Св. Коран, 2:28). Душа каждого человека приходит в этот мир, проходит мирской путь испытаний-возможностей и переходит в мир душ, ожидая там Конца Света и следующего за ним Судного Дня. Об этом неоднократно говорится в Священном Коране.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Сумей правильно (с выгодой для себя) воспользоваться пятью до [наступления] пяти: (1) жизнью [когда ты окружен изобилием возможностей и Божественных даров] до смерти [когда душа покинет тело и более в земную обитель ты никогда не вернешься]; (2) здоровьем [когда ты его излучаешь и готов горы свернуть] до [наступления] болезни [когда ты обессилен, стонешь от боли и ничего из земных красот не желаешь, теряешь ко всему мирскому какой-либо интерес]; (3) свободным временем [когда молод, и многие твои заботы и проблемы несут на своих плечах родители; когда возвращаешься с работы и нет желания заниматься спортом, общаться с собственными детьми, приобщать себя к новым знаниям и навыкам, а просто хочется включить телевизор или Интернет, дабы «заслуженно отдохнуть», заполнив свой внутренний мир чьим-то информационным мусором] до [наступления] занятости [много дел невпроворот, ты вынужден зарабатывать на самое необходимое, но при этом в период отдыха и свободы от рабочего процесса ты не восстановил свои психологические и физические силы, не приобрел новых знаний и навыков, которые помогли бы достигать необходимого проще, легче, эффективнее, быстрее], (4) молодостью [когда ты временами чувствуешь, будто весь мир в твоих руках, а порой — у твоих ног, и всего можно добиться, пусть не сейчас, так позже] до старости [когда ты мало кому нужен и интересен; мир уже не кажется столь прекрасным и полным возможностей, ты много ворчишь и негодуешь] и (5) богатством [которое можно инвестировать в себя, своих детей, мужа (жену), а также в те направления, которые будут постоянно приносить пассивный доход, но как обычно бывает у более чем 80% людей — просто растратить его в погоне за удовлетворением не особо нужных, однако кем-то внушенных и внедренных в наш внутренний мир желаний и мечтаний] до бедности [которая может наступить неожиданно и более не покинуть до самой смерти]»[9].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Сожмется время [станет стремительно и незаметно пролетать; люди научатся преодолевать длинные расстояния за короткое время; технологии помогут общаться с другими и видеть их на расстоянии]; дел[10] станет меньше [уменьшится количество работоспособного населения; уменьшится количество рабочих мест; люди обленятся и большинство станут пассивными и инертными]; распространится скупость [выйдя на новый уровень, еще более ярко выраженный]; появится множество смут (соблазнов) [грешить, бездельничать, преступать государственные и моральные законы] и много убийств [и насилия]»[11].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Тот период, когда что-то завершено, а другое еще не начато.
[2] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2015, хадис № 6412; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 555, хадис № 9280, «сахих».
[3] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит верующего, набожного, богатого [в первую очередь материально], незаметного [не выделяющегося, не демонстрирующего свое превосходство над другими]». Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1190, хадис № 11–(2965).
[4] В Коране сказано: «Аллах (Бог, Господь) забирает души [из тел, процесс этот производится ангелом смерти и его помощниками по приказу Творца] в момент смерти и [частично умерщвляет, забирает души] спящих, которые еще не умерли [не настал срок их смерти, потому они просыпаются, пробуждаются]. Забирает [безвозвратно] ту, момент смерти которой наступил, а другую отпускает для завершения ее жизненного срока, назначенного Свыше. Воистину, в этом [в этих процессах и состояниях] есть знамения для людей мыслящих (думающих, размышляющих)» (Св. Коран, 39:42).
[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Отправляйся ранним утром либо (1) со знанием дела [ты знаешь, что делать, как и когда, все заблаговременно спланировав и приступив к решительным действиям с раннего утра], либо (2) с намерением получить новые знания (приобрести новые навыки), либо (3) слушающим [внимательно прислушивающимся ко всему полезному], либо (4) любящим [жизнь, то, чем занимаешься, тех, кто окружает тебя]. И не будь каким-либо иным, иначе погибнешь [растрачивая впустую собственную жизнь либо разрушая ее чем-то пагубным]». Св. х. аль-Барраза и ат-Табарани (филь-авсат). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1213, «хасан».
[6] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2016, хадис № 6416.
[7] См.: аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 323.
[8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 389, хадис № 2377, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 363, хадис № 30/486.
[9] Хадис от Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. аль-Хакима, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1210, «хасан».
[10] В некоторых источниках вместо слова «дел» (‘амаль) стоит слово «знаний» (‘ильм), то есть «знаний станет меньше». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2211, хадис № 7061; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 436, хадис № 4052, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 15. С. 105, хадис № 6711.
В этом контексте приведу известный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит людей [религиозных, богословских] знаний отнятием их [например, стирая из памяти]. Однако лишит Он [Господь, людей] знаний, забирая ученых. [И продолжится это до того момента] пока не останется ни одного [по-настоящему грамотного] ‘алима (ученого). Люди изберут для себя в качестве лидеров невежд. Будут спрашивать у них, а те станут давать богословские заключения, не имея соответствующих знаний. Сами заблудятся и других введут в заблуждение». Хадис от Ибн «Амра; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 59, хадис № 100.
[11] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 16. С. 16–21, хадис № 7061 и пояснение к нему; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 24. С. 271, хадис № 7061; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 15. С. 105, 106, хадис № 6711 и пояснение к нему.