Хадисы о времени

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Есть два блага [бесценных Божественных дара], которые люди не ценят (в отношении которых обманываются) [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду]. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время[1] [которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]»[2].

Ибн ‘Умар говорил: «Если для тебя настал вечер, то не жди утра [реализуй свое вечернее время наиболее полно и полезно с точки зрения земной и вечной перспектив, как бы тебе ни хотелось побездельничать, ведь заснув после нескольких часов пустого времяпрепровождения, ты можешь не проснуться[3] и, возможно, потом будешь жалеть об этом целую вечность]. И если наступило утро, не жди вечера [наполняй свой день хорошими делами и поступками, реализуй все имеющиеся возможности]! Возьми из здоровья своего на период болезни [то есть пока здоров, следи за физическим и душевным состоянием, укрепляй свое тело и дух, дабы болезнь, с которой рано или поздно все сталкиваются, протекала для тебя легко, а выздоровление было полным, чтобы болезнь не перешла в хроническую стадию]. И возьми из жизни для своей смерти [пока жив, цени жизнь и не оставляй на завтра то, что пригодится тебе после смерти]»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Сумей правильно (с выгодой для себя) воспользоваться пятью до [наступления] пяти: (1) жизнью [когда ты окружен изобилием возможностей и Божественных даров] до смерти [когда душа покинет тело и более в земную обитель ты никогда не вернешься]; (2) здоровьем [когда ты его излучаешь и готов горы свернуть] до [наступления] болезни [когда ты обессилен, стонешь от боли и ничего из земных красот не желаешь, теряешь ко всему мирскому какой-либо интерес]; (3) свободным временем [когда молод, и многие твои заботы и проблемы несут на своих плечах родители; когда возвращаешься с работы и нет желания заниматься спортом, общаться с собственными детьми, приобщать себя к новым знаниям и навыкам, а просто хочется включить телевизор или Интернет, дабы «заслуженно отдохнуть», заполнив свой внутренний мир чьим-то информационным мусором] до [наступления] занятости [много дел невпроворот, ты вынужден зарабатывать на самое необходимое, но при этом в период отдыха и свободы от рабочего процесса ты не восстановил свои психологические и физические силы, не приобрел новых знаний и навыков, которые помогли бы достигать необходимого проще, легче, эффективнее, быстрее], (4)  молодостью [когда ты временами чувствуешь, будто весь мир в твоих руках, а порой — у твоих ног, и всего можно добиться, пусть не сейчас, так позже] до старости [когда ты мало кому нужен и интересен; мир уже не кажется столь прекрасным и полным возможностей, ты много ворчишь и негодуешь] и (5) богатством [которое можно инвестировать в себя, своих детей, мужа (жену), а также в те направления, которые будут постоянно приносить пассивный доход, но как обычно бывает у более чем 80% людей — просто растратить его в погоне за удовлетворением не особо нужных, однако кем-то внушенных и внедренных в наш внутренний мир желаний и мечтаний] до бедности [которая может наступить неожиданно и более не покинуть до самой смерти]»[5].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Тот период, когда что-то завершено, а другое еще не начато.

[2] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2015, хадис № 6412; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 555, хадис № 9280, «сахих».

[3] «Аллах (Бог, Господь) забирает души [из тел, процесс этот производится ангелом смерти и его помощниками по приказу Творца] в момент смерти и [частично умерщвляет, забирает души] спящих, которые еще не умерли [не настал срок их смерти, потому они просыпаются, пробуждаются]. Забирает [безвозвратно] ту, момент смерти которой наступил, а другую отпускает для завершения ее жизненного срока, назначенного Свыше. Воистину, в этом [в этих процессах и состояниях] есть знамения для людей мыслящих (думающих, размышляющих)» (Св. Коран, 39:42).

[4] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2016, слова Ибн ‘Умара в комментарий к хадису № 6416 («будь в этой жизни похож на странника» [цени каждую минуту, всякий отрезок времени, реализуй их для своего земного и вечного счастья, ведь они более никогда к тебе не вернутся]).

[5] Хадис от Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. аль-Хакима, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1210, «хасан».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1