Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление)[1], вы обязаны иметь цель (стремление)[2] [если намерены чего-то существенного достичь в этой земной жизни в духовном, интеллектуальном, физическом или материальном плане! Обозначайте цели и действуйте!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь; пока не опустите руки)»[3].
Творец все слышит и видит, но Он не дает всякому все то, что тот просит, а тем более в немедленном порядке. Господь миров всезнающ, и мудрость Его безгранична — Он любому уверенному и не сомневающемуся в Его всемогуществе непременно ответит, но всему свое время, свое место и своя форма ответа — реализации и материализации просимого. Для нас, людей верующих и уверенных в том, что все в этой жизни возможно, первостепенно важным является: (1) понять, чего мы на самом деле хотим, в чем нуждаемся, к чему стремимся, (2) мудро и посоветовавшись с осведомленными людьми, приобретя необходимые навыки, знания, определить маршрут, (3) начать движение, (4) каждый день делать конкретный шаг в направлении к цели, не ленясь и не останавливаясь, кроме как для отдыха и восстановления. И самое главное — сохранять уверенность в том, что Господу миров достаточно сказать «будь», и все что угодно может быть вмиг реализовано и материализовано.
«Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)». То есть как только человек останавливает свое движение по той или иной жизненной стезе из-за скуки или тоски, постигших его сердце, как только входит в состояние апатии и внутреннего разрушения, он начинает нести потери в перспективах, которые могли бы ожидать его в завтрашнем дне.
Он со скрипом останавливается в своей профессиональной деятельности; в работе над своим умом и телом; перестает уделять должное внимание детям, появляется безразличие к их воспитанию; он забывает о терпеливом отношении к окружающим и об обязательности пред Богом, например в выполнении минимума религиозной практики, и его мирские, а также вечные перспективы начинают видоизменяться, а на каком-то этапе просто рушатся. Он не проходит это душевное испытание и тем самым показывает свою несостоятельность в умелом использовании того, что его ожидало.
Кто прикладывает усилия пред Богом, тем Господь откроет благословенные пути (см. Св. Коран, 29:69). Из появившихся путей человеку останется выбрать наиболее подходящий и настойчиво трудиться до получения очередного высокого результата[4].
И каждый день нужно выкладываться до последней капли пота! Только тогда можно почувствовать вкус и сердцебиение жизни. А прежде должны быть амбициозные и измеримые цели, ограниченные конкретными сроками, и еще — ежедневные серьезные шаги в направлении к цели. И так каждый день, семь дней в неделю. Ставьте смелые цели, дробите их на то, что можно сделать за день, и выкладывайтесь по полной, на все 110%, получая при этом удовольствие. Да, тяжело, да, больно, но здоровый скачок дофамина от реализации намеченного на день гарантирован. Пока не выполнили весь объем, не отвлекайтесь, кроме как на спорт и очередную молитву-намаз, а завершили — похвалите себя и организуйте маленькое поощрение, например, съев что-то вкусное и полезное или немного вздремнув.
Важна хватка в каждом дне. До последней капли пота!
Сегодня нам не хватает сильных личностей. Нам очень нужны люди, которые могут ставить перед собой дерзкие цели и которые, добиваясь их, стремятся к новым, еще более дерзким целям, работая над собой изо дня в день, из год в год, из десятилетия в десятилетие. Среди нас, мусульман, должны быть тысячи тех, кто планирует стать президентом этой страны, десятки тысяч тех, которые планируют стать депутатами, и миллионы тех, которые желают войти в списки Forbes. Без таких дерзких целей и огромных усилий ничего не добиться, ничего не решить. Мы можем о многом рассуждать, то или иное бранить, критиковать, жаловаться на несовершенство системы и т. д., но кто все это будет менять, реализовывать, если не мы сами?!
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал: «Упорядоченность (когда сосредоточен на главном; задумываешься о последствиях; своевременно принимаешь меры; управляешь собственной жизнью)[5] — это половина [успеха и благополучия в земной] жизни.
[Научиться] вызывать любовь [в высоком понимании этого слова, вызывать уважение] (симпатию) [у других] — половина разума [то есть научиться этому и стать тем, кого есть за что уважать, — значит научиться правильно анализировать происходящее, переводя затем в добро и созидание, а не во зло и разрушение].
Тревоги (беспокойства) — половина старения [вдвое ускоряют процесс дряхления]»[6].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Сильный [физически, интеллектуально, духовно] верующий более хорош пред Богом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них [по наличию веры] есть благо. Будь [о человек] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные].
Проси Всевышнего о помощи [как молитвами, душевным настроем, так и используя законы, закономерности, установленные Творцом] и не проявляй слабости [не падай духом, не опускай руки, иди до конца]! Если уж постигло тебя что-то [нежеланное], то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны [помогает его вмешательству, вторжению в настроения и дела твои]. Но скажи: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им»[7].
Когда произошло нечто неприятное и верующий уже не в силах что-либо изменить, кроме как сделать выводы на будущее, он, стараясь сохранять спокойствие и уравновешенность, говорит: «Господь определил и желаемое Им сделал».
ﷺ
У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросили: «Какие дела [из числа благих] наиболее любимы Аллахом (Богом, Господом)?» Он ответил: «Те, которые совершаемы постоянно (на протяжении наиболее продолжительного периода), хотя [будь они] и малочисленны. [То есть не количество важно, а качество и постоянство]». И добавил: «Берите на себя [изначально] те обязательства, которые вы в состоянии выполнить!»[8].
ﷺ
У супруги пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды гостила женщина, которая считалась «самой набожной женщиной города Медины» по той причине, что все ночи она проводила в молитвах. Пророк, услышав это, сказал: «Что это?! [Как так можно?!] Берите на себя те обязательства, которые вы в состоянии выполнить! [Людям вменено в обязанность выполнение того, что они в состоянии делать, без излишнего напряжения и не в ущерб другим важным делам. А что полезного можно ожидать от человека днем, когда он всю ночь напролет молился?!]
Клянусь Аллахом! [Клянусь Богом, Господом миров, Творцом всего сущего!] Не перестанет Всевышний одаривать вас Своей милостью (щедростью), пока не овладеет вами чувство скуки (душевной тоски)! [Думайте, принимайте решения и действуйте с перспективой на будущее, не забывая об изменчивости настроения, состояний и возможностей!]» Наиболее любимо пред Аллахом (Богом, Господом) то, что постоянно, даже если оно мало[9], [10].
ﷺ
Ну‘ман ибн Башир передал: «Я стоял возле минбара[11] посланника Божьего. Один мужчина сказал: «Меня ничто не волнует (мне все равно). Став мусульманином [приобретя необходимый минимум убеждений и религиозной практики], я намерен лишь поить паломников [прибывающих в Мекку. И это единственное, что я намерен делать в качестве благодеяния]». Другой сказал: «Меня ничто не волнует (мне все равно). Став мусульманином, я намерен лишь строить Священную мечеть (аль-Масджид аль-Харам) [помогать в обустройстве ее и ремонте. И это единственное, что я намерен делать в качестве благодеяния]». Третий воскликнул: «Джихад на пути Аллаха [самоотверженное усердие, старания и траты на Божьем пути во благо веры и людей] лучше, чем то, о чем вы сказали».
‘Умар окликнул их словами: «Не повышайте голоса, находясь рядом с минбаром посланника Божьего, и это в пятницу! Когда завершу пятничную молитву-намаз, я зайду [к Пророку] и спрошу его о том, о чем вы разногласили». И [через некоторое время] Аллах (Бог, Господь) ниспослал аят:
«Вы [мекканские язычники доисламского периода] хотите сказать, что приготовление питья для паломников (поение их), а также ваши заботы о Священной мечети (Каабе) можно приравнять к [степени] тех, кто уверовал в [Одного и Единственного] Аллаха (Бога, Господа), в Судный День и не жалел ни сил, ни средств на Божьем пути?! Нет, пред Богом они не поддаются сравнению. Очевидных грешников Аллах (Бог, Господь) не наставляет на верный путь» (Св. Коран, 9:19)[12].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Берите на себя те обязательства, которые вы в состоянии выполнить! [Людям вменено в обязанность выполнение того, что они в состоянии делать, без излишнего напряжения и не в ущерб другим важным делам.] Поистине, не перестанет Аллах (Бог, Господь) одаривать вас Своей милостью (щедростью), пока не овладеет вами чувство скуки (душевной тоски)!
[Думайте, принимайте решения и действуйте с перспективой на будущее, не забывая об изменчивости настроения, состояний и возможностей! Всегда поддерживайте внутри себя состояние радости, ожидания Божественных даров и благодарности Господу миров[13]. Пусть такие скверные чувства, как скука или тоска, не пускают корни в вашей душе, а лишь пролетают мимо в мыслительном потоке! Игнорируйте их, замещая светлым, прекрасным, радостным; находясь в гуще дел, которые вам интересны, полезны и приносят земные, а также вечные дивиденды.]
Наиболее любимо пред Аллахом (Богом, Господом) то, что постоянно, даже если оно мало»[14].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Также эти слова можно перевести как «будьте экономны!». Оба варианта перевода в одинаковой степени верны.
[2] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) повторил эти слова дважды. В риваяте Ибн Маджа — трижды.
[3] Последняя часть хадиса при подстрочном переводе звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам, одаривать вас новыми победами и успехами], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, сохраняя уверенность в помощи, милости и щедрости Творца; пока не надоест ставить цели и несмотря ни на что достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хиббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 180, хадис № 3013, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 457, хадис № 4241, «сахих».
[4]Однажды Арнольда Шварценеггера спросили о том, как он стал столь успешным. Он ответил: «Работайте до получения желаемого результата».
[5] Все эти смыслы присутствуют в слове, использованном в хадисе.
[6] Хадис от Анаса и др.; св. х. ад-Дайлями и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 204, хадис № 3399, «хасан».
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1069, хадис № 34–(2664).
[8] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2029, хадис № 6465.
[9] Последнее предложение в данном случае является словами ‘Аиши, передавшей данный хадис. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 138.
[10] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 38, хадис № 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 136–138, хадис № 43 и пояснение к нему.
[11] Минбар — ступенчатое возвышение, с которого проповедник читает прихожанам проповедь.
[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 783, хадис № 111–(1879); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 13. С. 25, хадис № 111–(1879) и пояснение к нему.
[13] В Коране сказано: «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ]» (см. Св. Коран, 14:7).
[14] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 164, хадис № 1368, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 97, хадис № 762, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 88, хадис № 1439, «сахих».