Хадисы про целеустремленность и постоянство в делах

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление), вы обязаны иметь цель (стремление)[1] [если намерены чего-то существенного достичь в этой земной жизни в духовном, интеллектуальном, физическом или материальном плане! Обозначайте цели и действуйте!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)»[2].

Творец все слышит и видит, но Он не дает всякому все то, что тот просит, а тем более в немедленном порядке. Господь миров всезнающ, и мудрость Его безгранична — Он любому уверенному и не сомневающемуся в Его всемогуществе непременно ответит, но всему свое время, свое место и своя форма ответа — реализации и материализации просимого. Для нас, людей верующих и уверенных в том, что все в этой жизни возможно, первостепенно важным является: (1) понять, чего мы на самом деле хотим, в чем нуждаемся, к чему стремимся, (2) мудро и посоветовавшись с осведомленными людьми, приобретя необходимые навыки, знания, определить маршрут, (3) начать движение, (4) каждый день делать конкретный шаг в направлении к цели, не ленясь и не останавливаясь, кроме как для отдыха и восстановления. И самое главное — сохранять уверенность в том, что Господу миров достаточно сказать «будь», и все что угодно может быть вмиг реализовано и материализовано.

«Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)». То есть как только человек останавливает свое движение по той или иной жизненной стезе из-за скуки или тоски, постигших его сердце, как только входит в состояние апатии и внутреннего разрушения, он начинает нести потери в перспективах, которые могли бы ожидать его в завтрашнем дне. Он со скрипом останавливается (в своей профессиональной деятельности; в работе над своим умом и телом; перестает уделять должное внимание детям, появляется безразличие к их воспитанию; он забывает о терпеливом отношении к окружающим и об обязательности пред Богом, например в выполнении минимума религиозной практики, и его мирские, а также вечные перспективы начинают видоизменяться, а на каком-то этапе просто рушатся. Он не проходит это душевное испытание и тем самым показывает свою несостоятельность в умелом использовании того, что его ожидало.

Пророк Мухаммад сказал: «Упорядоченность (когда сосредоточен на главном; задумываешься о последствиях; своевременно принимаешь меры; управляешь собственной жизнью)[3] — это половина [успеха и благополучия в земной] жизни.

[Научиться] вызывать любовь [в высоком понимании этого слова, вызывать уважение] (симпатию) [у других] — половина разума [то есть научиться этому и стать тем, кого есть за что уважать, — значит научиться правильно анализировать происходящее, переводя затем в добро и созидание, а не во зло и разрушение].

Тревоги (беспокойства) — половина старения [вдвое ускоряют процесс дряхления]»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Сильный [физически, интеллектуально, духовно] верующий более хорош пред Богом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них [по наличию веры] есть благо. Будь [о человек] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные]. Проси Всевышнего о помощи [как молитвами, душевным настроем, так и используя законы, закономерности, установленные Творцом] и не проявляй слабости [не падай духом, не опускай руки, иди до конца]! Если уж постигло тебя что-то [нежеланное], то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны [помогает его вмешательству, вторжению в настроения и дела твои]. Но скажи: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им»[5].

Когда произошло нечто неприятное и верующий уже не в силах что-либо изменить, кроме как сделать выводы на будущее, он, стараясь сохранять спокойствие и уравновешенность, говорит: «Господь определил и желаемое Им сделал».

У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросили: «Какие дела [из числа благих] наиболее любимы Аллахом (Богом, Господом)?» Он ответил: «Те, которые совершаемы постоянно (на протяжении наиболее продолжительного периода), хотя [будь они] и малочисленны. [То есть не количество важно, а качество и постоянство]». И добавил: «Берите на себя [изначально] те обязательства, которые вы в состоянии выполнить!»[6].

У супруги пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды гостила женщина, которая считалась «самой набожной женщиной города Медины» по той причине, что все ночи она проводила в молитвах. Пророк, услышав это, сказал: «Что это?! [Как так можно?!] Берите на себя те обязательства, которые вы в состоянии выполнить! [Людям вменено в обязанность выполнение того, что они в состоянии делать, без излишнего напряжения и не в ущерб другим важным делам. А что полезного можно ожидать от человека днем, когда он всю ночь напролет молился?!]

Клянусь Аллахом! [Клянусь Богом, Господом миров, Творцом всего сущего!] Не перестанет Всевышний одаривать вас Своей милостью (щедростью), пока не овладеет вами чувство скуки (душевной тоски)! [Думайте, принимайте решения и действуйте с перспективой на будущее, не забывая об изменчивости настроения, состояний и возможностей!]» Наиболее любимо пред Аллахом (Богом, Господом) то, что постоянно, даже если оно мало[7],[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Берите на себя те обязательства, которые вы в состоянии выполнить! [Людям вменено в обязанность выполнение того, что они в состоянии делать, без излишнего напряжения и не в ущерб другим важным делам.] Поистине, не перестанет Аллах (Бог, Господь) одаривать вас Своей милостью (щедростью), пока не овладеет вами чувство скуки (душевной тоски)! [Думайте, принимайте решения и действуйте с перспективой на будущее, не забывая об изменчивости настроения, состояний и возможностей! Всегда поддерживайте внутри себя состояние радости, ожидания Божественных даров и благодарности Господу миров[9]. Пусть такие скверные чувства, как скука или тоска, не пускают корни в вашей душе, а лишь пролетают мимо в мыслительном потоке! Игнорируйте их, замещая светлым, прекрасным, радостным; находясь в гуще дел, которые вам интересны, полезны и приносят земные, а также вечные дивиденды.]

Наиболее любимо пред Аллахом (Богом, Господом) то, что постоянно, даже если оно мало»[10].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) повторил эти слова дважды.

[2] Последняя часть хадиса при подстрочном переводе звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам, одаривать вас новыми победами и успехами], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, сохраняя уверенность в помощи, милости и щедрости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 180, хадис № 3013, «сахих».

[3] Все эти смыслы присутствуют в слове, использованном в хадисе.

[4] Хадис от Анаса и др.; св. х. ад-Дайлями и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 204, хадис № 3399, «хасан».

[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1069, хадис № 34–(2664).

[6] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2029, хадис № 6465.

[7] Последнее предложение в данном случае является словами ‘Аиши, передавшей данный хадис. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 138.

[8] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 38, хадис № 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 136–138, хадис № 43 и пояснение к нему.

[9] В Коране сказано: «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ]» (см. Св. Коран, 14:7).

[10] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 164, хадис № 1368, «сахих»;  ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 97, хадис № 762, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 88, хадис № 1439, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1