Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы про зависть

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Зависть поедает благие дела [завистника] подобно тому, как огонь сжигает дрова»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Зависть отрицательно влияет на веру, подобно тому, как алоэ портит вкус меда»[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Проникла[3] в вас [в среду моих последователей] болезнь прошлых цивилизаций (народов) — зависть и злоба (ненависть). Эта болезнь — лезвие. Но оно бреет не волосы, а веру [убивает религиозность в человеке]. Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа [клянусь Господом миров]! Вы не войдете в Рай, пока не уверуете. [Если до наступления смерти не станете осознанно верующими, вам Рая не видать.] И вы не сможете стать верующими [не будет полной ваша вера], пока не начнете испытывать чувство любви (уважения) друг к другу. Сказать вам о том, что поспособствует этому? Желайте друг другу мира [не столько механически на словах, сколько на уровне души, искренними и глубокими теплыми чувствами друг к другу, это растопит сердца и удалит неприязнь, ненависть, злобу]»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не сообщить ли вам о том, что лучше, чем степень поста, молитвы и милостыни?». Они ответили: «Да, конечно же». — «Улучшение отношений меж людьми [развитие миролюбия, проявление уважения друг к другу; препятствие враждебности и взаимной неприязни]. А вот портить отношения меж ними [сеять вражду, ненависть и неприязнь] — это лезвие»[5].

И у ат-Тирмизи уточняется: «Я не говорю о том, что оно бреет волосы, нет, оно бреет веру [человека]»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «[Люди!] (1) Не завидуйте друг другу [не завидуйте кому-либо][7]! (2) Не набивайте (цену) [не побуждайте других купить ваш товар, искусственно создавая вокруг него ажиотаж через наличие ложных покупателей, например, завышающих цену][8]! (3) Не питайте отвращения (ненависти, неприязни) друг к другу [или к кому-либо]! (4) Не враждуйте друг с другом [учитесь легко находить общий язык с другими, ищите согласия, мирной формы разрешения возникающего недопонимания, проблем]! (5) Пусть один из вас не торгует против торговли другого [например, склоняя покупателей, уже сделавших покупку, на расторжение сделки обещанием более выгодных условий в качестве товара либо в цене][9]. Будьте братьями[10] [не теряйте человечность, ощущение общечеловеческого родства, «все вы — дети Адама, а он — сотворен из земли»[11]].

Мусульманин (человек, покорный Богу) является братом мусульманину — (1) не притесняет его, (2) не презирает его (не пренебрегает им) и (3) не оставляет его без помощи и поддержки (не бросает на произвол судьбы)!

[И для того, чтобы все это гармонично присутствовало в вашей жизни, в вашем отношении к происходящему и поведении, важен трепет пред Богом и набожность, а] набожность вот здесь, — при этом пророк Мухаммад трижды указал на грудь [то есть набожность и богобоязненность заключается не в словах, религиозных терминах, отдельных поступках или арабских одеяниях, а в благородных качествах и характеристиках души, которые проявляются в правильности и красоте речи и поступков, в вашем настоящем неподдельном благонравии и благочестии].

Предостаточно человеку злодеяния, если он презирает или неуважительно относится к брату по вере [а что касается представителей других верований и культур, то воспитанность и добропорядочность в отношении них — само собой разумеющееся]. Все, [а особенно] кровь, имущество и честь мусульманина, является запретным и неприкосновенным для других мусульман»[12].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «[В человеческой сути имеются] три качества, которые сложно[13] поставить под контроль (сложно победить, обезопасить себя от них)[14] [но работать над ними, прося помощи у Всевышнего и делая все от себя зависящее, необходимо]. Это — (1) [обращение внимания на] плохие приметы (предзнаменования) [зависимость от них на уровне мысли, первых впечатлений]; (2) дурные размышления [о других людях, приписывающие им что-то плохое]; (3) зависть [именно черная зависть, когда желаешь того, чтобы человек лишился своего преимущества или благосостояния]». У посланника Божьего спросили: «А как же нам быть, где выход [если так сложно полностью избавиться от этого]?», на что он ответил: «(1) Если увидел плохое [по народной традиции] предзнаменование, то не сворачивай [с пути, не обращай внимания, продолжай начатое]. (2) Если появляются плохие мысли [о ком-то], то не превращай их в истину [не убеждай себя в этом; не проверяй, не производи расследование, не оправдывай свои предположения; не веди разговоры об этом]. (3) А если появилось чувство зависти, то не давай ему хода [не делай что-либо грешное в адрес того, кому позавидовал]»[15].

Также есть похожий риваят[16]: «Три вещи [в той или иной степени] постоянно будут сопровождать моих последователей: (1) плохое мнение о других [когда больше замечаешь плохого, нежели хорошего], (2) зависть и (3) дурные предзнаменования [зависимость от них]. Если плохо подумал [о другом], то не подтверждай [не закрепляй эти мысли в сознании, например, размышляя об этом вслух; не развивай их, находясь в поиске «подтверждений» своих подозрений]. Если завидуешь, то попроси у Бога прощения (скажи «астагфирул-ла», то есть прости меня, Господи). А если увидел дурное предзнаменование [например, черная кошка перешла тебе дорогу], иди дальше [проигнорируй и продолжай свой путь]»[17].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не стоит завидовать кому-либо, кроме двух категорий людей: (1) тех, кому Аллах (Бог, Господь) дал богатство (достаток) и позволил [разумно] управлять им [преодолев внутреннее чувство скупости, жадности[18]], тратя [из него] на благие дела [на протяжении жизни] все без остатка[19], и (2) тех, кому Он [Господь миров] дал мудрость [обширные знания, в том числе знание Священного Писания, хорошую теорию и практику применения] и они пользуются ею (мудростью) [в своей жизни], а также обучают ей [других. Для этого нужно и высшее образование, и постоянное самообразование, и жизненный опыт, и определенные навыки, и отсутствие вредных привычек, и огромное количество нейронных путей в мозге, а также каждодневное практикование собственных знаний. Завидуйте таким людям белой завистью![20][21].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не злорадствуй[22] в адрес брата своего [в адрес кого-либо из людей]! [Если осмелишься на подобное, тогда] Аллах (Бог, Господь) его одарит Своей милостью [предоставив сверх заслуженного блага земные либо вечные], а тебя подвергнет испытанию [накажет неожиданными трудностями, неприятностями, потерями]»[23].

Другой вариант перевода хадиса:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не радуйся несчастью (сложностям, затруднениям, проблемам) единоверца[24] [не злорадствуй]. Господь проявляет [проявит] к нему милость [избавит его от этого], а тебя испытывает [будешь ли радоваться чужому горю или искренне посочувствуешь, в чем-то поможешь]»[25].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Ни один из вас не уверует [не станет по-настоящему верующим] до тех пор, пока не пожелает для брата [по вере, а также по кровному и общечеловеческому родству] того же [из хорошего], что желает себе»[26].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Для удовлетворения своих нужд (потребностей) [для достижения поставленных перед собою благородных целей] просите помощи [у Всевышнего] через сокрытие (неразглашение). [Особенно это касается того, что намечено, но еще не достигнуто.] [И это] потому, что любой обладатель блага находится под влиянием зависти»[27].

Сподвижник пророка Мухаммада Анас рассказал: «Мы [несколько сподвижников] сидели однажды вместе с Пророком. Посланник Всевышнего вдруг сказал: «Сейчас зайдет человек, который станет обитателем Рая»[28]. И зашел человек из жителей Медины, с бороды [с лица] которого стекали капельки воды после совершенного омовения. В левой руке он держал обувь. [Анас, присутствовавший там, постарался увидеть в человеке нечто особенное и заметил только упомянутое]. На второй и третий день все повторилось. [На третий день] Пророк, через некоторое время [после сказанного об этом человеке в очередной раз], поднялся [и удалился]. ‘Абдулла ибн ‘Амру ибн аль-‘Ас (сын ‘Амру ибн аль-‘Аса) последовал за этим человеком[29]. Догнав его, юноша воскликнул: «Я не поладил с отцом и поклялся, что не приду домой на протяжении трех суток! Не мог бы я погостить эти три дня у вас?» Человек ответил: «Конечно».

Анас продолжал: «В последующем ‘Абдулла рассказал нам, что провел у этого человека три ночи и ни разу не увидел, чтобы он встал на ночную молитву (Тахаджуд)[30]. Единственное [более-менее примечательное] так это то, что, просыпаясь среди ночи и переворачиваясь в постели, он упоминал Всевышнего и возвеличивал Его. С появлением зари он просыпался на утреннюю молитву (Фаджр). ‘Абдулла также заметил, что этот человек ни разу (за эти дни) ничего плохого не сказал (говорил только благое). Когда прошло трое суток, юноша, разочаровавшись (не отметив для себя ничего особенного), решил покинуть радушного хозяина и, прощаясь, признался: «Меж мною и моим отцом не было размолвки (ссоры), но дело в том, что посланник Всевышнего причислил вас (утвердительно и без сомнений) к обитателям Рая. Поэтому я решил понаблюдать за вами и последовать вашему примеру. Но ничего особенного [например, поста через день или большого количества дополнительных молитв] я не увидел. Что же могло послужить причиной столь высокой награды?» Мужчина ответил: «Все так, как ты видел». Когда ‘Абдулла собрался было уже уходить, этот верующий окликнул его: «Все так, как ты видел, но прибавить к этому можно еще и то, что я никогда не имею в душе желания обмануть другого (совершить мошенничество)[31] и не завидую людям из-за тех благ, которые им даровал Аллах (Бог, Господь)». ‘Абдулла воскликнул: «Именно данные качества подняли тебя на такой уровень! Ведь это неописуемо сложно для нас [людей]»[32].

У Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Кто из людей лучший?» Он ответил: «Всякий, кто выметает из своего сердца и по-настоящему правдив [говорит лишь правду либо молчит]». У него уточнили: «Относительно правдивого все понятно, мы знаем, кто это, а кто такой «выметающий из сердца»?» Последовал ответ: «Это тот, чье [сердце] набожно, чисто от греха, в нем нет желания обидеть кого-то (притеснить), нет злобы (ненависти), нет зависти. [То есть если, подобно пыли, грязи или случайному мусору, что-то из упомянутого появляется, то оно выметаемо. А потому к лучшим могут отнести себя те, кто поддерживает чистоту души, сердца, а также правдивость своей речи на соответствующем уровне, причем постоянно]»[33].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Анаса; св. х. Ибн Маджа; от Абу Хурайры; св. х. Абу Дауда. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 232, хадис № 3817, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 454, хадис № 4210, «да‘иф».

[2] Хадис от Му‘авия; св. х. ад-Дайлями. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 232, хадис № 3819, «сахих».

[3] Глагол, употребленный в хадисе, переводится как «ползти на четвереньках», «медленно двигаться», «проникать», «стучать».

[4] Хадис от аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 254, хадис № 4170, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 713, хадис № 2515.

[5] Хадис от Абу Дарда’. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 533, хадис № 4919, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 408, хадис № 2509, «сахих».

[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 408, хадис № 2509, «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 9. С. 491, хадис № 3448.

[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 590.

[8] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 205.

[9] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 205.

[10] «О люди, бойтесь Господа вашего [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного], Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. Св. Коран, 4:1).

[11] Хадис от Хузейфы; св. х. аль-Барраза. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6368, «хасан».

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1035, хадис № 32–(2564); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 204, хадис № 14/237.

[13] В другом риваяте сказано, что вообще «невозможно победить» (поставить под полный и постоянный контроль), а также — «мало кому удастся».

[14] В разных риваятах используются разные глаголы.

[15] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 591, в комментарии к хадису № 6064; аль-Газали М. (450–505 гг. по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]. В 6 т. [б. м.]. Нахр ан-нил, [б. г.]. Т. 3. С. 177; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 459.

Хадис имеет недостоверность в иснаде, но известные имамы, например, такие, как Ибн Хаджар, аль-Газали и др., упоминали этот хадис, используя его не как однозначное пророческое повествование, а как то, что имеет основу (так как не относится к выдуманным-мавду‘) и может применяться как полезная и практичная мудрость.

[16] Риваят — вариант хадиса.

[17] Св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 209, хадис № 3465, «да‘иф».

Также см.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 364; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 293. Замечу, что степень достоверности у хадиса низкая, но в качестве мудрого наставления он, конечно же, может быть применим, тем более что не вступает в прямое противоречие с достоверными хадисами, а отдельные его части соответствуют тому, что говорится в других достоверных хадисах.

[18] «[Учтите, что] в душах людских много скупости (жадности)» (см. Св. Коран, 4:128).

[19] В Священном Коране сказано: «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь сожалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Св. Коран, 17:29).

[20] Гыбта (белая зависть) — это когда видишь хорошее в другом человеке и не желаешь, чтобы он лишился этого, а сам стремишься приобрести такое качество, умение, мастерство или благо. В мусульманской культуре это относится к допустимому. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 475.

[21] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 51, хадис № 73; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 219–222, хадис № 73 и комментарий к нему, а также Т. 4. С. 352, 353, хадис № 1409 и комментарий к нему; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 454, хадис № 4208, «сахих».

[22] Злорадство — злобная радость при несчастье, неудаче другого.

[23] Св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 712, хадис № 2511, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 407, хадис № 2506.

[24] Как и не радуйся проблемам любого другого человека. И даже если несчастье постигает явного преступника и злодея, убавляя его пыл и желание вершить преступления, в этом случае истинно верующий также не будет радоваться чужой беде, но подчеркнет для себя Божье правосудие, которое настигает некоторых уже и в этой жизни.

[25] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 712, хадис № 2511, «хасан»; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 365, хадис № 2508, «хасан».

[26] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 29, хадис № 13; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 586, хадис № 9940, «сахих».

[27] См., например: аль-Байхакы. (384–458 гг. по хиджре). Шу‘аб аль-иман [Ветви (грани) веры]. В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 5. С. 277, хадис № 6655; аль-Хатыб аль-Багдади А. (умер в 463 г. по хиджре). Тарих багдад. Т. 8. С. 56, 57; ат-Табарани С. (260–360 гг. по хиджре). Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 20. С. 94, хадис № 183; ат-Табарани С. Муснад аш-шамийин. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1996. Т. 1. С. 228–229, хадис № 408.

В иснаде нескольких риваятов данного хадиса имеются передатчики, степень доверия к которым очень мала, что оговаривали мухаддисы, цитируя данный хадис. Но один из риваятов (от Абу Хурайры) явно достоверен, поэтому наличие слабых риваятов не дает основания утверждать о полной недостоверности хадиса. К тому же риваятов немало и имеются достоверные свидетельства в пользу данного хадиса. Как минимум он может быть принят в качестве мудрого назидания, имеющего некоторое основание в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Подробнее см., например: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 20. С. 94, пояснение к хадису № 183; ат-Табарани С. Муснад аш-шамийин. С. 228–230, пояснение к хадису № 408.

[28] Такая информация может быть получена только пророком или посланником на уровне Божественного Откровения.

[29] Из уважения к Пророку юноша не стал вставать раньше посланника Божьего (да благословит его Творец и приветствует).

[30] Тахаджуд — дополнительная, значительно вознаграждаемая пред Богом молитва-намаз, которая совершается глубокой ночью до зари, до обязательной утренней молитвы Фаджр. Подробнее об этой молитве читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

[31] В другом риваяте (варианте хадиса) сказано: «Ложась спать, не испытываю в душе злобы или ненависти к кому-либо». См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 238.

[32] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 237, 238, хадис № 109; аль-Газали М. (450–505 гг. по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин. Т. 3. С. 176, 177.

[33] См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 455, хадис № 4216, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1