Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Посланник Аллаха ﷺ отправил Абу Бакра во главе с паломниками совершить обряды хаджа. Из Медины он вышел, ведя впереди себя жертвенных животных. В тот период после ухода Абу Бакра снизошло откровение в виде суры «Бара’а»[1]. Пророку было указано на необходимость зачитать ниспосланное людям в сезон хаджа.
Пророк ﷺ вверил эту миссию ‘Али ибн Абу Талибу со словами: «На тебе обязанность, которую сможет исполнить человек из моего рода»[2]. Здесь были приняты во внимание обычаи арабов в вопросе договоров, касающихся крови и имущества. Мы видели, что он перед отправлением в Медину поручил ‘Али вернуть жителям Мекки вверенное ему. Поистине, родственные узы требуют полного взаимного поручительства в подобных делах. Будто бы посланник Аллаха своими руками исполнил то, что сделал за него ‘Али. Будто бы он своим языком сказал людям то, с чем обратился к ним ‘Али. Эта тонкость является дополнительной предосторожностью Пророка.
Ибн Исхак передает, что Пророк ﷺ пригласил ‘Али ибн Абу Талиба и сказал: «Пойди с этим письмом с началом суры «Бара’а» и оповести людей в день жертвоприношения, когда они соберутся в долине Мина: «Не войдет в Рай безбожный. После этого года не будет совершать хадж многобожник. Не будет совершать обход Каабы голый. У кого с посланником Аллаха есть какой-либо договор — то он до обозначенного срока»[3].
‘Али оседлал ‘Адба’, верблюдицу Пророка, и догнал Абу Бакра в пути. Тот его спросил: «Ты предводитель или подчиняющийся?» Он ответил: «Я в твоем распоряжении». Абу Бакр по прибытии совершал обряды с людьми, ‘Али сообщал о том, что было велено. Он зачитывал арабам начало суры, которая касалась их положения и упраздняла язычество в их городах.
Были и другие глашатаи, которые по приказу Абу Бакра помогали ‘Али довести послание до людей в местах их скопления, что после этого года хадж не совершит многобожник, а обход вокруг Каабы — голый. Зейд ибн Яфи‘ передает, что они спросили ‘Али: «С чем тебя направили в хадж?» Он ответил: «Я был отправлен с тремя — войдет в Рай лишь верующий, после этого года в Запретной мечети не будут собираться одновременно мусульмане и неверующие, не совершит обход Каабы голый. А также, у кого договор с Пророком, то он до указанного срока, а если договора нет, то ему дается четыре месяца»[4].
Пусть каждый знает, что утвержденный закон об упразднении язычества подобен закону об устранении безграмотности. Это поступок достойного человека, а попытка ему противостоять трактуется как нежелание процветания и величия нациям.
Достаточно того, что Ислам в течение двадцати двух лет боролся при любой возможности с предрассудками путем воспитания, сеяния знаний и культуры. А также посредством сражений каждый раз, когда невежество пыталось свести на нет все усилия мусульман.
Ислам в самом начале оставил право на жизнь язычеству, дал право отречься в пользу него от Ислама. Он поступил таким образом не ради возвеличивания язычества, а по причине высокого мнения о разуме и совести человека. Крайне редко можно найти тех, кто впадает в безрассудство и оставляет Аллаха ради камня, дерева или еды.
Когда же стал очевидным факт использования язычниками данного им права для разжигания вражды, смысл в подобной политике отпал. Подобно тому, как нельзя оставлять злую собаку без привязи, иначе она, будучи свободной, нанесет вред, в то время как ее вынужденная ликвидация не будет считаться преступлением. Те, которые хотят думать, что Ислам боролся с язычеством, лишая права на свободу выбора, так это ложное представление корыстных людей. Мусульмане испытали множество трудностей в течение более чем двух десятков лет, поэтому становится понятной причина гнева, разгоревшегося в самом конце. По этой причине снизошло Откровение как явное объявление о разрыве отношений с язычниками и нежелании принимать от них извинения. Совершенные ими ошибки и грехи — часть их сути, от которой они никогда не откажутся. Нет места их идолам после обозначенного времени.
«Аллах (Бог, Господь) и Его посланник отрекаются от тех многобожников (язычников), с кем вы [мусульмане] заключили союз [мирный договор о ненападении, а они злостно нарушили его].
[Безбожники, язычники!] Странствуйте же по земле четыре месяца [свободно, без опасений передвигайтесь] и знайте, что вы не ослабите Бога [ничего не сможете противопоставить Его воле; не уйдете, никуда не спрячетесь от Его наказания]. [Знайте] что Он опозорит безбожников [и многобожников, они получат сполна за бесстыдство и незнание границ порядочности].
И объявит Аллах (Бог, Господь) и Его посланник людям в день великого паломничества о том, что Бог отрекается от многобожников, а также Его посланник [отрекается от них]. Если вы покаетесь, то это — наилучшее для вас. Если же отвратитесь [от Бога], то знайте, что вы не ослабите Его [Божья кара рано или поздно настигнет вас]. «Обрадуй» же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием» (Св. Коран, 9:1–3).
*
Но и до этого устрашающего предупреждения, и после него группы людей направлялись в сторону Медины присягнуть Пророку и отвергнуть джахилию. За прошедшие годы они увидели некоторые стороны Ислама.
Во всех уголках Аравийского полуострова распространилась весть о новой миссии — какие она заключала в себе убеждения и что вменяла в обязанность своим последователям. И любящие ее, и испытывающие к ней неприязнь продолжали свою борьбу во имя своей жизни и своего существования, отдавая многое на этом пути, пока положение дел не завершилось таким явным исходом, как победа Ислама.
Мы знаем, как партия, начинающая свою деятельность с малым числом последователей, постепенно начинает пользоваться большей популярностью. Люди примыкают к ней, когда очевидны ее достоинства, преимущества и явная победа. И каково же, если исчезают враги и начинают сиять звезды этой партии?
Неудивительно, что в Медину стекались целые течения, желающие принять религию или заключить мирное соглашение, чтобы очертить политику взаимодействия и сотрудничества. Сложно перечислить все группы, прибывающие с востока и запада. Упомянем лишь две: одна из них состояла из язычников, другая — из христиан. Они хотели быть осведомленными относительно Ислама и после долгих препирательств прийти к договоренностям.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Сура «Бара’а» — девятая сура Священного Корана, известная как сура «ат-Тавба».
[2] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 7. С. 224.
[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 1. С. 82, хадис № 369.
[4] См.: Муснад Ахмад. Т. 2. С. 32, хадис № 594.