Логотип umma.ru и переход на главную страницуУмра и семинар с Шамилем Аляутдиновым
Умра и семинар с Шамилем Аляутдиновым

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Хадж Абу Бакра (Сира 167)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Посланник Аллаха ﷺ отправил Абу Бакра во главе с паломниками совершить обряды хаджа. Из Медины он вышел, ведя впереди себя жертвенных животных. В тот период после ухода Абу Бакра снизошло откровение в виде суры «Бара’а»[1]. Пророку было указано на необходимость зачитать ниспосланное людям в сезон хаджа.

Пророк ﷺ вверил эту миссию ‘Али ибн Абу Талибу со словами: «На тебе обязанность, которую сможет исполнить человек из моего рода»[2]. Здесь были приняты во внимание обычаи арабов в вопросе договоров, касающихся крови и имущества. Мы видели, что он перед отправлением в Медину поручил ‘Али вернуть жителям Мекки вверенное ему. Поистине, родственные узы требуют полного взаимного поручительства в подобных делах. Будто бы посланник Аллаха своими руками исполнил то, что сделал за него ‘Али. Будто бы он своим языком сказал людям то, с чем обратился к ним ‘Али. Эта тонкость является дополнительной предосторожностью Пророка.

Ибн Исхак передает, что Пророк ﷺ пригласил ‘Али ибн Абу Талиба и сказал: «Пойди с этим письмом с началом суры «Бара’а» и оповести людей в день жертвоприношения, когда они соберутся в долине Мина: «Не войдет в Рай безбожный. После этого года не будет совершать хадж многобожник. Не будет совершать обход Каабы голый. У кого с посланником Аллаха есть какой-либо договор — то он до обозначенного срока»[3].

‘Али оседлал ‘Адба’, верблюдицу Пророка, и догнал Абу Бакра в пути. Тот его спросил: «Ты предводитель или подчиняющийся?» Он ответил: «Я в твоем распоряжении». Абу Бакр по прибытии совершал обряды с людьми, ‘Али сообщал о том, что было велено. Он зачитывал арабам начало суры, которая касалась их положения и упраздняла язычество в их городах.

Были и другие глашатаи, которые по приказу Абу Бакра помогали ‘Али довести послание до людей в местах их скопления, что после этого года хадж не совершит многобожник, а обход вокруг Каабы — голый. Зейд ибн Яфи‘ передает, что они спросили ‘Али: «С чем тебя направили в хадж?» Он ответил: «Я был отправлен с тремя — войдет в Рай лишь верующий, после этого года в Запретной мечети не будут собираться одновременно мусульмане и неверующие, не совершит обход Каабы голый. А также, у кого договор с Пророком, то он до указанного срока, а если договора нет, то ему дается четыре месяца»[4].

Пусть каждый знает, что утвержденный закон об упразднении язычества подобен закону об устранении безграмотности. Это поступок достойного человека, а попытка ему противостоять трактуется как нежелание процветания и величия нациям.

Достаточно того, что Ислам в течение двадцати двух лет боролся при любой возможности с предрассудками путем воспитания, сеяния знаний и культуры. А также посредством сражений каждый раз, когда невежество пыталось свести на нет все усилия мусульман.

Ислам в самом начале оставил право на жизнь язычеству, дал право отречься в пользу него от Ислама. Он поступил таким образом не ради возвеличивания язычества, а по причине высокого мнения о разуме и совести человека. Крайне редко можно найти тех, кто впадает в безрассудство и оставляет Аллаха ради камня, дерева или еды.

Когда же стал очевидным факт использования язычниками данного им права для разжигания вражды, смысл в подобной политике отпал. Подобно тому, как нельзя оставлять злую собаку без привязи, иначе она, будучи свободной, нанесет вред, в то время как ее вынужденная ликвидация не будет считаться преступлением. Те, которые хотят думать, что Ислам боролся с язычеством, лишая права на свободу выбора, так это ложное представление корыстных людей. Мусульмане испытали множество трудностей в течение более чем двух десятков лет, поэтому становится понятной причина гнева, разгоревшегося в самом конце. По этой причине снизошло Откровение как явное объявление о разрыве отношений с язычниками и нежелании принимать от них извинения. Совершенные ими ошибки и грехи — часть их сути, от которой они никогда не откажутся. Нет места их идолам после обозначенного времени.

«Аллах (Бог, Господь) и Его посланник отрекаются от тех многобожников (язычников), с кем вы [мусульмане] заключили союз [мирный договор о ненападении, а они злостно нарушили его].

[Безбожники, язычники!] Странствуйте же по земле четыре месяца [свободно, без опасений передвигайтесь] и знайте, что вы не ослабите Бога [ничего не сможете противопоставить Его воле; не уйдете, никуда не спрячетесь от Его наказания]. [Знайте] что Он опозорит безбожников [и многобожников, они получат сполна за бесстыдство и незнание границ порядочности].

И объявит Аллах (Бог, Господь) и Его посланник людям в день великого паломничества о том, что Бог отрекается от многобожников, а также Его посланник [отрекается от них]. Если вы покаетесь, то это — наилучшее для вас. Если же отвратитесь [от Бога], то знайте, что вы не ослабите Его [Божья кара рано или поздно настигнет вас]. «Обрадуй» же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием» (Св. Коран, 9:1–3).

*

Но и до этого устрашающего предупреждения, и после него группы людей направлялись в сторону Медины присягнуть Пророку и отвергнуть джахилию. За прошедшие годы они увидели некоторые стороны Ислама.

Во всех уголках Аравийского полуострова распространилась весть о новой миссии — какие она заключала в себе убеждения и что вменяла в обязанность своим последователям. И любящие ее, и испытывающие к ней неприязнь продолжали свою борьбу во имя своей жизни и своего существования, отдавая многое на этом пути, пока положение дел не завершилось таким явным исходом, как победа Ислама.

Мы знаем, как партия, начинающая свою деятельность с малым числом последователей, постепенно начинает пользоваться большей популярностью. Люди примыкают к ней, когда очевидны ее достоинства, преимущества и явная победа. И каково же, если исчезают враги и начинают сиять звезды этой партии?

Неудивительно, что в Медину стекались целые течения, желающие принять религию или заключить мирное соглашение, чтобы очертить политику взаимодействия и сотрудничества. Сложно перечислить все группы, прибывающие с востока и запада. Упомянем лишь две: одна из них состояла из язычников, другая — из христиан. Они хотели быть осведомленными относительно Ислама и после долгих препирательств прийти к договоренностям.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Сура «Бара’а» — девятая сура Священного Корана, известная как сура «ат-Тавба».

[2] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 7. С. 224.

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 1. С. 82, хадис № 369.

[4] См.: Муснад Ахмад. Т. 2. С. 32, хадис № 594.

Сира

Абу Бакр

Сура 9

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

‘Али ибн Абу Талиб

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

74:6

И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic