Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Имаму велено облегчать коллективный намаз

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас встал имамом [предстоятелем для совершения обязательной молитвы-намаза совместно с другими], тогда пусть облегчает [не удлиняет молитву и не усложняет ее долгим чтением аятов из Корана, продолжительным пребыванием в поясном или земном поклоне]. Поистине, среди них [среди молящихся за ним, могут быть] маленькие дети, пожилые люди, ослабленные [уставшие, например, от продолжительного пути или работы], больные [кто прихворнул] либо те, у кого есть нужда [например, кто опаздывает куда-то по семейным или рабочим делам].

А вот если человек молится [совершает очередную обязательную или дополнительную молитву-намаз] один (сам по себе), тогда может удлинять [совершение ее или сокращать], как пожелает»[1].

Вопрос облегчения зависит от того, что привычно в данной местности, как заведено. Также в разных мечетях практика разнится. Имам уже на месте решает, что наиболее подходит для его общины в зависимости от времени суток и времени года. Например, в странах с холодным климатом либо очень жарким и в городах, где людям приходится совершать пятничную молитву на улице из-за отсутствия свободных мест в здании мечети, имаму следует максимально облегчать молитву-намаз, чтобы не вызывать у людей негодования, отвращения[2], а тем более не наносить вреда их здоровью.

Один из комментариев богословов в контексте данного хадиса таков: «Вопрос облегчения зависит от того, что привычно в данной местности. Также имаму не следует читать в поясном и земном поклоне более трех возвеличиваний Аллаха (тасбих), что является сунной»[3].

В книге «Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин» имеется следующий важный комментарий к хадису: «Облегчение имама подразумевает чтение коротких фрагментов или сур Корана, а также чтение в поясном и земном поклоне не более трех возвеличиваний Аллаха (тасбих). Это в общем. Частные же случае решаются на уровне самой общины и молящихся. Если будет нарушено одно из условий, упомянутых в хадисе (ущемление прав приведенных в хадисе категорий людей), удлинение молитвы-намаза имамом будет считаться порицаемым (макрух)»[4].

По этой теме есть еще такой достоверный хадис. Пророк Мухаммад говорил: «Поистине, я начинаю молитву[-намаз], желая ее удлинить [совершить спокойно и размеренно], но слышу плач ребенка и спешу сократить молитву, зная, какое волнение испытывает его мать от этого плача»[5].

Известный сподвижник Анас ибн Малик говорил: «Я не молился за имамом, за которым совершение молитвы[-намаза] было бы столь легким и полным, как молитва за Пророком»[6]. То есть молитва-намаз за посланником Божьим (да благословит его Аллах и приветствует) была очень легкой, но при этом полной, без суеты и спешки.

Основой для любого имама является именно облегчение совместной с прихожанами молитвы-намаза[7]. То же касается и молитвы в домашних условиях, когда имамом встает глава семейства, которому также следует выбирать такую продолжительность молитвы, которая наиболее комфортна для домочадцев, не вызывает отвращения у детей своей продолжительностью, но при этом позволяет им почувствовать вкус молитвы в ее размеренности и спокойствии.

У известного сподвижника ‘Умара ибн Хаттаба по этой теме есть следующие слова: «Не вызывайте гнев Божий, удлиняя молитву-намаз и доставляя тем самым трудности молящимся за вами!»[8]

И в заключение темы приведу еще один достоверный хадис. «Один из сподвижников [однажды] обратился к Пророку: «О посланник Божий, я стараюсь позже прийти (специально опаздываю) на утреннюю молитву (Фаджр)[9]. Причина в том, что такой-то человек слишком долго ее проводит». Сподвижник Абу Мас‘уд, ставший свидетелем этой ситуации, передает: «Это вызвало гнев (негодование) у Пророка. Я никогда ранее не видел его настолько разгневанным.

Спустя некоторое время он (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Люди! Среди вас есть те, кто отталкивает [от религиозной практики, от молитвы-намаза] (вызывает отвращение) [к тому, что обязательно пред Богом]. Если кто-то из вас встает имамом [предстоятелем в молитве-намазе], то пусть проявляет снисходительность (облегчает). Ведь за ним [может оказаться] и слабый [физически], и пожилой, и нуждающийся [в том или ином, спешащий по семейным или рабочим делам]»[10].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 36, хадис № 490, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 221, хадис № 703; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 144, хадис № 1046; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 574, хадис № 12/379; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 201, хадис № 7/230.

[2] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите) и не вызывайте отвращения».

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1930, хадис № 6125; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 721, хадис № 8–(1734); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10010, «сахих».

[3] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 144, пояснение к хадису № 1046.

[4] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 201, пояснение к хадису № 7/230.

[5] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 144, хадис № 1048.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 222 и 223, хадисы № 707 и 709.

[6] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 144, хадис № 1047.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 222 и 223, хадисы № 706 и 708.

[7] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 145 и 146.

[8] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 146.

[9] В комментариях к хадису предполагается смысл «не совершаю ее сообща с другими в мечети». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 252.

[10] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 222, хадис № 704; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 252, пояснение к хадису № 702.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 221, хадис № 702.

Намаз

Имам

Коллективный намаз

Намаз с имамом

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:26

Поистине, Аллах (Бог, Господь) [легко] может дать вам поучительный урок и на примере [крошечного] комара, и на примере чего-либо большего [даже малые творения несут в себе мудрое совершенство, заложенное в них Творцом, не говоря уже о чем-то глобальном, вселенских масштабов]. Верующие знают, что это — истина от их Господа. Безбожники же вопрошают: «Что Аллах (Бог) хотел сказать этим примером?!» Через подобного рода [простые вещи] немало людей сходят с верного пути, как и немало встают на верный путь. Сходят же с пути веры [не желая размышлять над жизнью, бытием] именно грешники [плохие по своей натуре, аморальные, развратные люди] (Св. Коран, 2:26).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic