Скажите, какое значение имеет вода в Исламе?
В Священном Коране слово «вода» в разных контекстах упоминается 63 раза. Когда в Коране говорится о воде, акцент делается на том, что она — основа всего живого, все изначально сотворено из воды и во всем есть присутствие воды.
«Аллах (Бог, Господь) низводит с небес воду и оживляет ею землю, а до этого она (земля) была мертвой. Поистине, в этом есть знамение для тех, кто умеет слушать и слышать» (Св. Коран, 16:65).
Аят открывает людям глаза, акцентирует внимание на том, что обыденно. Всевышний подчеркивает — и, в общем-то, наука должна постепенно к тому же прийти, — что за столь простым внешне процессом есть нечто необычное. И в этом — знамение для тех, кто умеет слушать.
По нашим наблюдениям, наука сегодня находит все больше подтверждений тому, что уже написано в древних книгах. Что вы думаете об этом?
В Коране есть следующий аят:
«Разве не видят безбожники [век за веком грызущие гранит науки], что (1) небеса [семь небес] и земля [семь ее слоев и уровней] были единым целым [будто сшиты], а Мы их разъединили (разорвали, распороли) [превратив в то, что вы сейчас видите, хотя что-то, возможно, еще не в состоянии узреть]. (2) Все живое Мы сделали из воды. Не пришло ли время [увидеть за всем этим совершенно сотворенным бесконечную силу Творца и] уверовать [в Его единственность и непостижимость]?!» (Св. Коран, 21:30).
Когда у человека есть все, когда человек пользуется благами и воспринимает их наличие как само собой разумеющееся — он не осознает их ценности, пока не потеряет. «Все живое Мы сделали из воды» (в данном случае стоит определенный артикль «эльмэ» — из определенной воды). Кто мог в те далекие времена, более 14-и веков назад предположить, что человек на 70% состоит из воды? [1]
Не уверовать ли людям в Творца через самое простое и обыденное, через то, что живое сделало живым?
Именно так. Не уверовать ли людям? Хочу привести еще несколько аятов.
«Вы [люди] видели воду, которую пьете?! Разве это вы спускаете ее с дождевых туч или [все-таки] Мы [говорит Господь миров] спускаем?! Если Мы захотим, то сделаем ее соленой (горькой) [непригодной для питья и орошения почвы]! Может, вам стать благодарными [ведь столько всего чудесного и удовлетворяющего ваши потребности вы получаете абсолютно бесплатно с небес и из-под земли]?! Взгляните на огонь, который вы получаете из искры!» (Св. Коран, 56:68–71).
То есть для вас привычно, что идет дождь, особенно в тех климатических условиях, где осадки выпадают в немалом количестве, хотя нам в России сложнее понимать ценность воды по сравнению с теми, кто живет в пустыне.
*
«Скажи: «Взгляните [представьте себе, призадумайтесь], если вода ваша уйдет в недра [земли, источник вашей благополучной жизни окончательно иссохнет, причем без альтернатив и перспектив], кто придет к вам с текущей (легкодоступной) водою [кто сделает так, чтобы она вдруг снова появилась и начала свободно бить из-под земли; кто вернет вам безвозвратно покинувшее вас благополучие]?!» (Св. Коран, 67:30).
Представьте, что воды не станет, все моря, реки иссохнут… Мы очень часто бываем ограничены своим мышлением. Нам сложно понять: только что вода была в кране, а потом ее не стало… Может быть, мы поймем через шесть часов, через сутки, когда нужно пить, умыться, а воды нет.
Должен ли человек платить за дар Творца — воду? И если должен, то чем?
В Священном Писании сказано:
«Аллах (Бог, Господь) сотворил небеса и землю, низвел с небес воду, которой произрастил многочисленные плоды в качестве удела, пропитания для вас. Он установил такие законы, что вы можете плавать на кораблях по воде (по морям). Он подчинил вам реки. [Всем этим вы пользуетесь бесплатно, все это Господь поставил на службу людям]. Он подчинил вам постоянно и последовательно [сменяющих друг друга] Солнце и Луну, а также — ночь и день. Он (Всевышний) дал вам все, о чем вы Его просили. Дары и блага, предоставленные вам, бессчетны (если захотите посчитать их, то сделать этого не сможете) [не хватит сил, и нет таких чисел]! [Однако же, несмотря на все это] человек, воистину, крайне неблагодарен и упорен в грехе [в том числе в грехе безделья, лени и бесцельного, бессмысленного прожигания свой жизни]» (Св. Коран, 14:32–34).
Всевышний дарует земные блага всем людям, живущим на этой земле, причем совершенно безвозмездно. С одной стороны, Всевышний дает, и люди пользуются. А с другой стороны — нужно уметь правильно ими воспользоваться. Всевышний установил законы и закономерности между людьми, между человеком и Богом, между человеком и природой, но очень часто люди их разрушают в угоду своим прихотям или ради корыстных целей.
Однако «если бы Аллах (Бог, Господь миров) [сразу] наказывал людей за их прегрешения (грехи, преступления, притеснения), то ничего живого на земле не осталось бы! Однако же откладывает Он это на определенный срок. Когда срок наступает [уже нет возможности что-либо исправить; начинаются глобальные катаклизмы в экономике, политике или природе; ну а самый очевидный срок — смерть], то никто не сможет перенести его ни вперед, ни назад [ни ускорить, ни отсрочить]» (Св. Коран, 16:61).
Всевышний откладывает все на определенный срок. Всему свой срок — «И когда пришел срок — люди не смогут его сдвинуть ни вперед, ни назад».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Если уровень содержания воды в человеческом организме снижается до 50% и меньше, то наступает состояние, которое называется обезвоживанием. Оно переносится сложнее, чем прекращение приема пищи: происходит тяжелое расстройство кровообращения, нарушается функция почек, начинаются психические отклонения, возможен смертельный исход.