Декабрь 2010
Мы привыкли к мысли, что богослов, имам должен быть человеком почтенного возраста. Но в жизни все меняется, и радует то, что среди проповедников становится больше молодых, грамотных людей, которые могут ответить на интересующие людей вопросы об Исламе. Одним из таких в России является имам-хатыб Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль-хазрат Аляутдинов, который, несмотря на плотный график, любезно согласился ответить на вопросы корреспондента МТ накануне приезда в Казань.
Шамиль-хазрат, почему люди часто обращаются к Богу или приходят в мечеть только тогда, когда у них в жизни случается что-то плохое?
Когда случается что-то плохое, у человека появляется возможность приостановиться и задуматься, в том числе и о вечных ценностях. Обычно в этом случае он отправляется в храм, дабы взглянуть на жизнь глубже и шире, увидеть нечто большее. Людей, попавших в трудные жизненные ситуации, надо поддержать морально, ведь в эти минуты им свойственны психологический дискомфорт и упадок духа.
А приходилось ли вам бывать в бедственном положении или оказываться в роли просящего человека?
Думаю, что нет. Ни первое, ни второе не вписывается в мои жизненные установки. Относительно «бедственного положения» считаю: неважно, сколько денег у тебя в кармане или на банковском счету, а важно, что ты делаешь, чем наполняешь свои 24 часа в сутки, каковы плоды твоей деятельности, а главное — каково состояние души. Я, например, последние 5 лет стараюсь чувствовать себя на 1 миллиард, а порой и на 1 триллион евро, раскрывая для себя и стараясь увидеть в повседневности действие таких коранических строк, как «не отчаивайтесь в милости (не теряйте надежды на милость) Творца» (см. Св. Коран, 39:53) и «стремитесь к проявлению Божественной милости» (см. Св. Коран, 30:46).
Вы выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» в Каире, каковым было отношение во время учебы к россиянам?
Уважительным и хорошим. Самым примечательным, на мой взгляд, оказалось то, что Советский Союз, из которого я приехал, считался всеми атеистическим, а проживание в нем мусульман воспринималось как нечто невероятное.
Как пришли в Ислам, кто вас учил первым молитвам?
Мне не нужно было «приходить» в Ислам. Я родился и вырос в татарской мусульманской семье. Первым молитвам научила бабушка.
Вы один из молодых имамов, какие сложности были в начале работы?
В российской мусульманской религиозной среде я уже около 23-х лет. С 1991 года официально работаю в ДУМЕР. Сложности? Думаю, что и у молодого, и у старого, вне зависимости от срока работы, всегда присутствует соблазн превратиться в того, кто потребляет и не производит, кто берет, но не дает. Что касается начала работы, то, полагаю, наиболее острой бывает проблема вписаться в сформировавшийся уже до тебя коллектив. Считаю, у меня с этим особых проблем не было.
Мечеть находится в отдалении, существуют ли проблемы с прихожанами?
Нет, с прихожанами проблем не существует. Имеются трудности с отсутствием свободных мест для желающих посетить нашу мечеть, например по пятницам.
Каков возраст прихожан, больше стариков или молодых?
95% — это люди от 20 до 55 лет разных национальностей.
Как относитесь к тому, что, когда происходит очередной теракт, в первую очередь винят мусульман?
Относиться нужно терпеливо, мудро. Все происходящее на земле — по Божьей воле, и если есть что-то плохое в произошедшем, то необходимо извлечь всесторонние уроки, предпринять разумные меры, дабы это не повторялось впредь.
СМИ безосновательно говорили много плохого об Исламе, увязывая сегодняшнюю геополитическую игру под названием «исламский терроризм» с одной из мировых религий. Думаю, большинство разумеющих уже давно поняли, что сегодняшние военные конфликты и террористические акты умело развязываются сильными мира сего ради их политической или финансовой выгоды. Даже война во Вьетнаме не была войной с коммунизмом, как нам это преподносили. Она была проплачена крупными нефтяными компаниями для легкого и дешевого установления контроля над местной нефтегазовой отраслью. Не секрет, что крупные международные нефтяные компании полностью контролируют отдельные нефтедобывающие государства в результате личной выгодной договоренности с первыми лицами страны. В Персидском заливе большинство государств таковыми и являются.
Те же, кто не хочет идти на невыгодную для их народа и будущего их страны сделку, получают на собственной территории военный конфликт, постоянно тлеющую горячую точку, революционные или националистические настроения, непонятно откуда появляющиеся эпидемии или просто военные вторжения под предлогом борьбы, например, с терроризмом. Связать эту игру и глобальный бизнес с Христианством, Иудаизмом или с Буддизмом не представлялось возможным, а тем более на долгий срок, так как подавляющее большинство нефтяных и газовых месторождений находятся на территории мусульманских государств и регионов. Найти же несколько десятков сумасшедших из полутора миллиарда мусульман, накачать их четко структурированной и «обоснованной» идеологией при сегодняшней степени информационного влияния на умы, пропиарить их на весь мир как борцов за веру, не представлялось чем-то сложным и дорогостоящим, но принесло триллионные дивиденды и возможность легкого контроля за политической ситуацией.
Об этом можно долго и аргументировано говорить, но считаю достаточным посмотреть фильм «Бойцовский клуб», вышедший на экраны в 1999 году, провести параллель со взрывами башен-близнецов в 2001 году и хотя бы поверхностно проанализировать, что произошло в мире за последние 9 лет. Мусульмане от всего этого информационного, политического и военного безобразия ни в чем не выиграли. Но как я уже сказал, во всем произошедшем есть Божественная мудрость и воля: огромное количество людей начало интересоваться Исламом, возвращаясь к истокам своей культуры либо открывая для себя новую систему ценностей.
Соглашусь, что за последние 30 лет произошло много плохого, но немало начало появляться и хорошего, грамотного, современного об Исламе и мусульманах. Если говорить о кинематографе, то это фильмы «Царство Небесное» и «Меня зовут Кхан».
Много споров вызвал вопрос строительства мечети в Текстильщиках, как вы думаете почему?
Недобропорядочные люди, строящие свою карьеру на конфликтах и противоречиях, решили включить радикальных националистов в процесс уже полностью согласованного строительства мечети. Те, в свою очередь, начали активно отрабатывать свой хлеб.
Вас поддерживает правительство Москвы в данном вопросе или нет?
Власти понимают, что Россия не только православное, но и мусульманское государство. Ислам в России уже более 1000 лет, но за 70 лет атеизма многие забыли об этом, а потому порой говорят или ведут себя некорректно и недальновидно с точки зрения государственной политики.
А мечеть все-таки построят?
Если мусульмане этого района захотят и хотя бы что-то сделают для реализации своего желания, то смогут построить и десять огромных просторных современных мечетей в стиле hi-tech. Но современным россиянам не хватает широты мышления в вопросе созидания. Маленькое препятствие в состоянии лишить их надежды на успех.
Как вы все успеваете: писать книги (более 20!), выпускать диски, руководить Московской Мемориальной мечетью и популярным в Рунете сайтом umma.ru, ездить с выступлениями по разным городам, давать интервью, выступать на ток-шоу, а ведь у вас есть семья, которая также требует внимания?
Подъем — в 6 утра. Дела спланированы с вечера. Обязательный дневной часовой сон. Эллиптический тренажер, турник, пол, то есть физическая активность. Деятельный рабочий процесс во второй половине дня, до 10 или 11 вечера. Хороший рабочий коллектив. Работа без выходных. И, несомненно, — Божественное благословение.
Я всегда чувствую поддержку со стороны своей супруги, хотя, конечно, большая часть заботы о семье приходится на ее долю. Она занимается детьми, их развитием и воспитанием, ведет домашние дела и решает все домашние вопросы. К сожалению, я могу выделить для семьи только пол дня в субботу, но во время поездок по России или заграницу мы обязательно все вместе.
Беседовала Альфия Саматова