Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Интервью для газеты «Вечерний Бишкек»

Апрель 2014

Частная газета «Вечерний Бишкек» – самое многотиражное русскоязычное издание в Кыргызстане. Мы не обходим вниманием темы религии и Ислама. Будем признательны, если вы ответите на наши вопросы.

Вы много лет являетесь имам-хатыбом Московской Мемориальной мечети. Как изменился состав прихожан за последнее время, поскольку в столице живет много выходцев из Средней Азии, в том числе Кыргызстана?

Прихожанами нашей мечети являются русские, татары, украинцы, чеченцы, ингуши, корейцы, аварцы, даргинцы, азербайджанцы, армяне, евреи, таджики, узбеки, киргизы, казахи и др.

Если говорить об азербайджанцах, жителях Северного Кавказа и Средней Азии, то их количество, которое было в Москве 15 лет назад, конечно, отличается от того количества, которое есть сегодня. Их стало больше.

Активны ли кыргызстанцы в вере, с какими вопросами к вам обращаются?

Степень активности среди уроженцев Кыргызстана выше среднего. Вопросы обычно связаны с местом работы (халяль или нет) и с семейными обстоятельствами.

Обычно люди читают мои книги и находят в них ответы на все волнующие их современные вопросы.

Вас считают проповедником новой волны. В чем суть вашего учения?

Что касается «проповедника новой волны», то, например, в системе ДУМ России я работаю с 1991 года. То есть новичком меня назвать сложно.

Что же касается сути моего «учения», то если говорить о богословской составляющей, то я двигаюсь в границах традиционного мусульманского богословия (Коран, Сунна, труды признанных мусульманских ученых прошлых столетий). Единственное мое отличие на русскоязычном и не только богословском пространстве – движение в ногу со временем, в контексте современных научных, а также статистических выводов, говоря на языке, понятном широкой аудитории, которая любит всесторонне просвещаться и самосовершенствоваться. Мне важно передавать не мертвую идеологизированную теорию, бездумно и фанатично, а устно и письменно доносить до широких масс живую теорию священных текстов с конкретными рекомендациями применения ее на практике в условиях нашего времени. И это касается самых разных сторон жизни. Итоговый результат – пошаговое становление человека счастливым в обоих мирах.

Если же вы имели в виду мой проект «Триллионер», то это единственный проект в мире, который мусульманские ценности (аяты из Корана и высказывания пророка Мухаммада) рассматривает как инструменты для духовного, интеллектуального, физического и материального преображения в жизни.

Суть проекта заключается не только в материальном обогащении (как можно было бы предположить из названия), но и в том, чтобы обрести богатство духовное — стать наместником Бога на Земле, воспользовавшись безграничными возможностями, предоставленными Творцом каждому из людей. Всевышний с момента сотворения человека через пророков и посланников Божьих низводил правила «земной игры» и советы по достижению всестороннего успеха в мирской жизни. Изучить, понять и применить эти Божественные правила и принципы – вот основная задача проекта «Триллионер».

Жизнь каждого из нас ограничена по времени, но милость Господа безгранична, а потому человек должен делать все от себя зависящее, чтобы добиться успеха в тех сферах, которые он для себя определил, становясь при этом счастливым здесь и сейчас и имея перспективы счастья и благополучия в вечности. Человек может и должен жить на полную мощность во всех отношениях, не совершая при этом очевидных грехов и преступлений и получая огромное удовольствие!

За время развития «Триллионера» мной написаны четыре книги по теме проекта: «Триллионер слушает», «Триллионер думает» и «Стань самым умным и самым богатым» (части 1 и 2). Также провел и провожу различные семинары и вебинары на темы развития силы воли, практического интеллекта и личностного роста.

У нас в последнее время идут споры по поводу активности дааватистов, последователей движения Таблиги Джаамат. Эксперты считают, что ограничивать их деятельность нельзя, так как они занимаются духовной работой и не политизированы, наоборот, противостоят радикальным течениям. Что вы скажете по этому поводу?

Внешний вид представителей этого течения, включая одежду, является пакистанским стилем. В Пакистане, Индии и некоторых близлежащих государствах одеваются именно так. Для того региона это норма внешнего вида. Замечу, что одеваются там так и мусульмане, и христиане, и язычники. То есть этот стиль в одежде не определяет религиозной принадлежности человека, а больше связан с климатическими условиями, в которых живут граждане тех государств, а также с многовековой традицией данного региона.

Мусульманские каноны (Коран и Сунна) не ограничивают верующего в выборе стиля[1] (если, конечно, он не оголяет то, что должно быть прикрыто[2] ). Главным является: (1) как носится одежда: скромно или кичливо; (2) покрывает ли она то, что должно быть прикрыто перед другими; (3) на что она приобретена (заработана ли честным трудом).

Упомянутое вами религиозное течение делает акцент на элементах внешнего вида и на том, что человек должен периодически «выходить в путь» обычно на четыре месяца. Они, конечно же, имеют полное право именно так трактовать и применять отдельные положения Сунны, но насаждать это, возводить в ранг обязательного или выставлять как единственно верный путь к Богу — недопустимо.

В то же время, добавлю и напомню каждому из нас, что выискивать чужие ошибки, недостатки (есть ли они на самом деле или только нам кажутся) и раздражаться ими — безнравственно с точки зрения исламской этики[3] , потому (1) нужно и полезно быть всесторонне просвещенным, но (2) каждый вправе выбрать свой путь трактовки отдельных положений Священного Писания и Сунны заключительного Божьего посланника, если это не ущемляет права других, не причиняет им боли и страданий.

И только Всевышнему ведомо все (вал-лаху а‘лям).

Что нужно делать, чтобы противостоять влиянию радикальных групп и просто мошенников, прикрывающихся Исламом? В последнее время у нас участились случаи вербовки безграмотной в религиозном плане молодежи в Сирию, для участия в боевых действиях за деньги.

Просвещать, заблаговременно просвещать.

«Исламский терроризм» – это большая геополитическая игра, это бизнес, где каждый потраченный доллар приносит огромный доход, который не сравнить даже с доходом от наркоторговли. Верхушка зарабатывает умопомрачительные политические и финансовые дивиденды. Но для того чтобы этот бизнес процветал, необходимы приверженцы «чистого» Ислама или Христианства, готовые безвозмездно работать после очередной полученной ими порции убедительных идеологических сентенций[4] . В пополнение рядов людей, готовых стать пушечным мясом, огромный вклад внесли некоторые мировые СМИ, преподнося терроризм как высшую степень проявления религиозности, в том числе сотни раз за последние 20 лет повторяя, что смертник попадет в Рай. Это не назовешь невежеством, это даже не преступление, а много большее, за что никто еще не понес ответа, хотя масштабы разрушительного действия такой пропаганды уже на уровне мышления современного общества, поглощающего информационный «фаст-фуд» в нездорово большом количестве, огромны. Будем надеяться, что ненасытные хищные пожиратели спокойствия и взаимопонимания потеряют, наконец, бесплатную рабочую силу после того, как здоровому религиозному просвещению будет дан зеленый свет.

К сожалению, у нас в стране остается проблема кражи невест в сельской местности. Причем чаще всего такие браки сопровождаются насилием в отношении девушек, брак сопровождается обрядом никах без официальной регистрации. Что важно для счастливого брака у мусульман?

Обоюдное согласие жениха и невесты – одно из главных канонических требований. Принудительно выдавать девушку замуж канонически запрещено.

Что важно для счастливого брака?

Жениху (мужу) советую прочитать мою книгу «Женщины и Ислам», дабы лучше понимать женскую психологию. Невесте (жене) — прочитать мою книгу «Мужчины и Ислам», дабы лучше понимать мужскую психологию. И обоим следует прочитать мою книгу «Семья и Ислам», дабы выстроить хороший базис внутрисемейной информационной среды, иметь общие темы для разговора, сообща и понимая друг друга находить выход из сложных семейных ситуаций и, конечно же, учиться на чужих ошибках.

Беседовала Бермет Маликова

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробно об этом см., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 350, 361, 362.

[2] У женщин, согласно Священному Корану и Сунне, одежда должна прикрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. У мужчин, как минимум, — от пупка до колен включительно.

[3] «Верующие, сторонитесь подозрений (негативных размышлений) [не думайте плохо о хорошем]. Воистину, некоторые [ваши] размышления [когда вы думаете о других плохо, не имея на то явных доказательств, подозревая, додумывая] греховны! Не шпионьте [не выслеживайте, не выискивайте недостатки других, не ищите того, что люди стараются скрыть]. Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]. Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего [куски мяса от тела другого мертвого человека]?! Вам ведь противно это?! [Столь же противным должно быть и злословие в адрес другого!] Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Он Всепрощающ и Милостив» (Св. Коран, 49:12).

[4] Сентенция — изречение нравоучительного характера, нравоучение.

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic