Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Интервью для журнала «Афиша»

Полная версия

Я не считаю, что «мусульманин» означает «террорист», но большинство террористов прикрываются исламом. Немусульманин не может не обратить свое внимание на это. Почему так происходит?

Отвечу цитатой из книги Нассима Талеба «Черный лебедь»: «Многие путают утверждение “почти все террористы — мусульмане” с утверждением “почти все мусульмане — террористы”. Предположим, первое — правда, и 99% террористов — мусульмане. Но это означает, что только 0,001% мусульман — террористы, поскольку мусульман в мире больше миллиарда, а террористов, допустим, десять тысяч, один на сто тысяч человек. Эта логическая ошибка заставляет вас, без вашего ведома, то есть бессознательно, преувеличивать вероятность того, что случайно взятый мусульманин, скажем, в возрасте от 15 до 50 лет, окажется террористом, примерно в пятьдесят тысяч раз». А термины «исламизм» и «исламский терроризм», появившиеся лишь лет двадцать назад, тогда как вся мусульманская культура имеет 14-вековую историю, несут в себе даже большую «погрешность», ассоциативно увязывая очевидное зло и насилие с каждым, кто исповедует ислам. Вроде бы СМИ выступают против терроризма, но на деле выходит его массовая пропаганда. Уничтожили какого-нибудь террориста, и весь рунет завален рассказами о нем: где родился, где учился, что взрывал, какой большой и важный. Видит это молодой, еще до конца не определившийся россиянин и может сделать вывод, что место главного героя свободно. Убивай — и станешь знаменитым, да и в рай попадешь. Разве плохо?

Тогда как, к примеру, надлежит относиться правоверному мусульманину к ИГИЛ?

Ни для кого не секрет, что ИГИЛ появилось после того, как Ирак и Ливия лишились своих президентов, а Запад при этом активно финансировал военную оппозицию. С режимом президента Сирии Асадом такой сценарий не удался, но получилось отбить у него часть территории. В итоге на тех территориях, которые оказались неподконтрольными, стали собираться преступники самых разных мастей со всего мира, где они получали хорошее вооружение и лицензию на убийство. Европа под предводительством президента Франции Саркози активно выделяла сотни миллионов долларов с замороженных счетов Каддафи на финансирование оппозиции, выступившей с оружием против него. Та же самая история была с «Аль-Каидой», которая родилась на территории Афганистана во времена конфликта между США и Советским Союзом.

Почему мусульманские священнослужители не выступают с громкими опровержениями?

Мусульманам и мусульманскому богословию крайне сложно противопоставлять что-либо столь хорошо информационно и финансово поддерживаемым радикалам. Например, англоязычный Би-би-си каждые 15 минут говорит о «джихаде» и об «исламском терроризме», внушая современному молодому поколению мусульман, что такой стиль жизни и является истинно исламским. На таких акцентах выросло целое поколение, живой тому пример – последний теракт во Франции, который был совершен молодыми людьми, родившимися и выросшими в этом европейском государстве. Именно информационная политика последних 20 лет убедила их в том, что насилие — это и есть ислам. На данном историческом этапе мусульманское богословие проиграло в информационном противостоянии. Будем надеяться, что в будущем все-таки удастся переломить ситуацию в пользу веры, добра, благочестия и созидания.

Вы считаетесь едва ли не самым либеральным имамом Москвы; комментаторы в Интернете по многим вопросам с вами не согласны. Вы, к примеру, говорите, что борода мусульманину необязательна, музыку слушать можно, а вежливо поздравить с праздником человека другой веры и культуры — не грех.

То, что я говорю, обосновано Кораном и Сунной. А мнения людей, строящих их на стереотипах, на обрывках знаний, полученных в Интернете, либо изучающих мусульманское богословие под определенным идеологическим углом, фанатично следующих понравившемуся их темпераменту, натуре или образу жизни, меня не интересуют. Я не политик, старающийся всем угодить, тем более когда это касается многомиллионной интернет-аудитории, а богослов по образованию, работающий ежедневно с арабскими первоисточниками уже более 20 лет. Я провожу параллели с современностью, к примеру многие годы увлекаюсь психологией и нейробиологией. Я не загоняю своих читателей и слушателей в мирок собственных стереотипов.

Тут, наверное, дело в том, что Ислам подразумевает практически бесконечную возможность интерпретации. А вы интерпретируете чересчур вольно.

Не совсем. Есть основополагающие вещи, к которым относятся, например, столпы веры и религиозной практики. Среди столпов веры есть наиглавнейшее положение о том, что Бог Один и никак невозможно сформулировать мнение о том, что их два. В религиозной практике есть, например, ежедневная пятикратная молитва, и как бы кто ни старался, он не сможет доказать, что обязательных молитв в каждом дне шесть. При этом присутствует огромное пространство для научных усилий профессиональных богословов, где они могут высказывать свои мнения и интерпретации. Мнения, подходы и интерпретации зависят в том числе от времени, места, обстоятельств, но они должны иметь обоснование в Коране и Сунне.

Как часто вы сталкиваетесь с негативом консервативных верующих лицом к лицу?

Лицом к лицу не сталкиваюсь. Не согласиться со мною, а тем более как-то оскорбить, осмеливаются лишь на просторах Интернета, где всякий неуч может почувствовать себя всесильным, получив вместо обычных двадцати лайков все сто.

Статистика по количеству мусульман, живущих в Москве, сильно различается: официальная перепись дает цифру в 300 000, имамы мечетей предпочитают говорить о 2–3 миллионах.

Действительно, из числа москвичей – более миллиона. С гостями столицы — несколько миллионов. Все это знают и понимают, но такие официальные цифры не выгодны властям. Да и зачем вообще считать, и без того ясно, что мусульман очень много и в Москве, и в России в целом. Говоря последнее, я имею в виду граждан России.

Если в Москве так много мусульман, почему исламской культуры на улицах не видно?

Очень большое влияние оказал период коммунизма – 70 лет! Все, что касалось религии, выжигалось каленым железом еще на самом начальном этапе становления атеистического коммунизма. Практически все татарские имамы и богословы после революции 1917 года были сосланы в Сибирь либо расстреляны. Целое поколение родилось и выросло без мусульманских ценностей. Конечно же, в этот сложный период для религии пострадали все традиционные конфессии России, но после развала Советского Союза православие имело значительно больше шансов быстро восстановить свои позиции, нежели ислам.

В советское время в Москве существовала мусульманская община?

Сущестовала, просто о тех временах забыли. Я сам своими глазами видел реки людей в 1980-е годы, заполнявшие территорию вокруг Московской Соборной мечети и подходы к ней на Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Что вообще значит быть мусульманином в мегаполисе?

Это значит не потеряться в бесконечном хаосе вопросов и проблем, уметь останавливаться 5 раз в сутки, дабы с душевным спокойствием предстать пред Богом на несколько минут и к концу молитвы отсеять второстепенное от главного. Это значит находить время для семьи и духовного развития детей, давая им четкие ориентиры, правила и принципы, на которые они могут опираться, отделяя зло от добра. Это значит находить время для пятничной и праздничной молитв, хотя бы в выходные дни и отпуска. Это значит не забывать в своих молитвах о предках и заботиться, совершая конкретные положительные дела, о потомках. Это значит стараться быть лучшим, используя огромный потенциал веры и безграничную Божью милость. Это значит трудиться на все 100%, делать от себя зависящее, а в том, что кажется невозможным, полагаться на Бога.

Хорошо, а как же шариат, который зачастую противоречит государственным законам? К примеру, многоженство?

Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое снисходительно допускается исламским брачным правом, но обуславливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной. Человек, намеревающийся создать вторую семью, должен учесть все общественные нюансы, а также понимать, что женщина-мусульманка имеет опекуна, будь то отец, брат или другой близкий человек, который, если он сознательный, так просто не отдаст ее второй женой.

Со стороны кажется, что с женой в исламе обращаются, как с собственностью.

Женщина в Исламе уважаема. Кроме того, при заключении брака одним из главных условий является выплата махра (ценного свадебного подарка. — Прим.ред.), следовательно, женясь второй раз, муж должен не только обеспечить вторую семью всем необходимым, но и выплатить ценный (по его возможностям) махр. Например, в Коране упоминается махр в размере 45 кг золота.. К тому же желательно, чтобы жены жили в разных квартирах, домах, — это Сунна. Причем квартиры должны быть совершенно идентичной стоимости, одинаковыми по площади и дизайну. Только в наших российских условиях могут встречаться случаи, когда две жены ютятся в однокомнатной квартире. К детям от разных жен также должно сохраняться равное отношение: например, нельзя одному ребенку подарить подарок, а другого оставить без ничего. У нас в России мусульманской культуры семьи обычно нет даже по отношению к одной жене, что уж говорить о двух… Муж может спокойно позволять себе гулять на стороне; не заботясь о завтрашнем дне, спокойно лежать на диване, смотря телевизор, а жена будет работать. За советский период женщину почти превратили в мужчину. Перестройка только укрепила такое положение дел, так как многие мужчины быстро сдавались перед проблемами, уходили в монастырь либо ударялись в радикализм, женщинам же приходилось все взваливать на свои хрупкие плечи. В итоге так получилось, что мужчина-мусульманин еще до конца не сформировался. В арабском мире такое явление редко, так как женщины знают свои права и они защищены исламским законодательством. При разводе они даже в самом крайнем случае без материального достатка и жилья не останутся. У нас же грань между тем, чтобы иметь любовницу, и тем, чтобы иметь вторую жену, очень тонка. Люди не понимают, что значит завести вторую семью.

Около недели назад стало известно, что российский актер Вадим Дорофеев уехал воевать за ИГИЛ. Я читал, что вы пытались отговорить Дорофеева уходить в ИГИЛ.

Я с ним не был знаком лично. Услышал об этом человеке примерно месяца два назад, когда один из наших прихожан рассказал, как его знакомый попал под влияние людей, вербующих в Сирию; рассказал о том, что парень уже на границе с Сирией и многочисленные доказательства и старания переубедить его никак не помогли.  Он просил у меня каких-то дополнительных аргументов, дабы спасти парня. Из разговора я понял, что парень уже давно жил в долг, нигде не работал, а потому сделал для себя вывод: такое отношение к собственной жизни стало для него выходом из финансового — и не только — тупика, в котором он оказался. Я ответил, что если разрушительные вирусы трансформировали его мозг таким образом, что он увидел перспективы собственной жизни в войне, то на данной стадии чем-либо помочь ему невозможно.

Почему в России есть такой большой запрос на ответы на самые бытовые вопросы?

Тридцать семь коренных народов России исповедуют Ислам сотни лет. Некоторые их них, например, татары – более тысячи лет. Это десятки миллионов мусульман.

Ислам, его правила и принципы – это повседневная жизнь, а потому и возникают вопросы. Благоразумный человек всегда старается совершенствоваться, становиться более правильным, благонравным и приносящим пользу. Коран и Сунна при верном применении их смыслов очень помогают верующему в этом.

Почему в Москве только четыре мечети, а в других российских городах мечети даже сносятся? Это установка властей или, может быть, общества? От чего это идет? Разве это не приводит к тому, что все сидят по домашним и радикализируются? И разве можно в такой ситуации говорить всерьез о каком-то равноправии и положительном отношении к мусульманам в России?

Согласен с вами. Так оно и есть. Надеюсь, представители власти доведут свои обязательства пред обществом до конца и установят соответствующее равновесие и равноправие.

Насколько оправданно лояльное отношение официального мусульманства к московским и российским властям в такой ситуации? Если честно — одни поддерживают, другие не могут даже мечеть разрешить построить.

Последовательно строить отношения, беря на себя ответственность за сегодняшнее положение дел и делая все возможное для преобразований в завтрашнем – это обязанность духовенства пред Богом и обществом. Последовательно, без обвинений, без выкриков и популистских лозунгов.

Рассказывают, что есть различие между старшим и новым поколениями мусульман. Некоторые молодые мусульмане считают, что их старшие родственники относятся к исламу неправильно, даже “по-язычески”. Есть ли такой конфликт внутри российского ислама (может быть, не в Москве, но на Кавказе, к примеру)?

Этого практически нет. Если и встречалось, то как временное проявление юношеского максимализма.

Почему многие мусульмане не ходят в мечети?

В мечети ходят многие, даже притом, что в России мечетей очень мало и в крупных городах до них нужно специально добираться, нет возможности зайти и помолиться в перерыве между другими делами.

Многие мусульмане опасаются публичности, боясь привлечь внимание правоохранительных органов. Действительно ли это так и почему?

Да, такое встречается. Это очевидный результат того, что общество прошло через этап информационного терроризма против ислама и мусульман – по всем телеканалам годами показывались кадры молящихся в мечети верующих, резко переходя на кадры взрывов или отрубания голов с криками “аллах акбар”. В умах целого поколения сложились определенные исламофобские стереотипы и ассоциации. Именно поэтому люди, становящиеся религиозно-практикующими (ежедневная молитва, ежегодный пост; отсутствие таких вредных привычек, как употребление спиртного, наркотиков или курение, например), стараются особо не афишировать то, что они стали более обязательными пред Богом.

Исторически основой мусульманского сообщества в Москве были татары, сегодня же большинство верующих — иммигранты из Средней Азии и Кавказа.

Я слышал, что молодые татары перенимают привычки и обычаи кавказских мусульман, которые даже молятся чуть-чуть по-другому. На что еще повлияло такое изменение?

Не соглашусь с тем, что подобное происходит массово. А отдельные случаи – результат стирания границ посредством массмедиа и миграции. Но с точки зрения мусульманских канонов в этом нет ничего страшного, а тем более опасного.

В своем интервью 2013 года для казахстанского сайта “Закон” вы рассказывали о том, что многие путают арабскую культуру с мусульманской. Есть ли такая путаница в случае с кавказской культурой?

Иногда встречается.

По происхождению вы — татарин. Сталкиваетесь ли вы с проявлениями недовольства со стороны новой волны мигрантов-мусульман? Обращаются ли к вам старые московские татары, недовольные новыми мусульманами и, если да, что вы отвечаете? Как уживаются разные мусульмане в Москве?

7 лет работы имамом я не встречал подобного. Мечети сближают людей, делают их более добродушными и открытыми.

Как вы относитесь к выступлениям Рамзана Кадырова и к его Instagram? Мне, как немусульманину, кажется, что Кадыров высказывается радикально, к примеру, когда речь идет о ситуации с газетой “Шарли”.

Не слежу за тем, что происходит в массмедиа. Регулярно читаю лишь два деловых ежемесячных журнала.

К Рамзану Кадырову отношусь с уважением, обращая внимание на его конкретные дела. В нашем обществе, как и в мире в целом, очень мало политиков, которые по-настоящему заботятся о народе, простых людях. Он, на мой взгляд, относится именно к этому меньшинству сильных лидеров.

В СМИ вы часто говорите, что СМИ намеренно связывают ислам с терроризмом. Почему они это делают? Проявление невежества? Или действительно существует координированный заговор?

Больше невежества, но есть и заказ. Нефть. А также претензии на мировое господство.

Действительно ли ислам — не просто религия, а система взглядов, в том числе на экономику, политику, семейную жизнь и так далее? При этом система взглядов, которая во многом находится в оппозиции мировоззрению “западного общества”. Так ли это? В этом ракурсе, какой вы видите роль двух миллионов московских мусульман в жизни города? А двадцати миллионов российских мусульман в жизни страны? А полутора миллиардов мусульман в жизни планеты?

Стать лучшими в самых разных областях жизни и сделать жизнь города, государства, мира лучше.

67:2

“Он (Господь) сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]”.

Как и многие мусульмане, во многих мировых проблемах вы обвиняете США. Почему? У мусульманских стран много своих проблем, насколько полезно для их развития винить во всем внешнюю силу? Кроме того, сегодня официальная позиция российских властей такая же, виновата Америка — почему, на ваш взгляд, появилась такая позиция? И как отреагировали вы и другие российские мусульмане?

Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия… Список можно продолжить. Разжигание внутренних противоречий и военное вмешательство. Разве кто-то может сомневаться в том, что за всеми этими реками крови, миллионами беженцев и полной разрухой, являющейся благоприятной почвой для гражданских войн, насилия и радикализма, стоят США и Великобритания?!

Как сочетаются ваши книги и бизнес-тренинги с тем, что вы — имам? Почему по исламу одно не противоречит другому?

Противоречий здесь никаких нет. Имам – это человек, который, используя мусульманские ценности, старается на собственном примере доказать их живучесть и актуальность.

Люди черпают информацию из телевидения и из низкосортных интернет-источников. Большинство не желает и ленится заниматься самообразованием, вести здоровый образ жизни духовно и физически, ведь это требует каждодневного повышения уровня знаний и ежедневной самодисциплины. Именно в такого рода вопросах я помогаю людям, проводя саминары и тренинги, я помогаю им стать и оставать счастливыми в обоих мирах.

Аудитория семинаров — это достойные, эрудированные и интеллектуально развитые верующие. Мне очень приятно быть среди них, сообща с ними подниматься к новым высотам земного и вечного.

Какие главные вопросы, на ваш взгляд, сегодня волнуют молодых мусульман в Москве?

Строительство новых мечетей, просторных и удобных.

Беседовал Даниил Трабун

Февраль 2015

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic