Логотип umma.ru и переход на главную страницуУмра и семинар с Шамилем Аляутдиновым
Умра и семинар с Шамилем Аляутдиновым

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Интервью для журнала «Большой город»

Cентябрь 2010

Когда детям нужно прекращать впускать родителей в свою жизнь, ограничивать их влияние?

Никогда.

До какой степени нужно ограждать своих детей от внешней опасности?

Воспитывая в них сдерживающее начало, способствуя хорошему информационному окружению, наполняя их душевное пространство нравственными ценностями, убедив в том, что есть не только земная жизнь, но и вечная, а потому за зло в любом случае придется отвечать, — мы ограждаем своих детей от внешней опасности.

Нужно ли все прощать близким и родственникам? А если родители бьют, выгоняют из дома и т. д., то как к ним относиться?

В Коране есть аят:

«Если вам причинят зло, то вы можете ответить тем же (подобным), однако если вы проявите терпение [простите обидчика, мудро избежите конфликта и противостояния], то это — лучшее для тех, кто терпелив [кто на самом деле является таковым, знает, что такое стойкость, воля, сила]» (Св. Коран, 16:126); «Прощение всегда ближе к набожности» (см. Св. Коран, 2:237).

Отношения с родителями, особенно с матерью, необходимо строить, учитывая следующее высказывание пророка Мухаммада: «Рай находится под ногами ваших матерей» [1].

Если родители друг друга ненавидят или просто не могут ужиться, что правильно — разойтись и не травмировать ребенка или пытаться сохранить хоть какую-то семью?

Необходимо дисциплинировать себя в том, чтобы больше читать, общаться с успешными людьми и вывести семейные отношения на новый уровень.

Правильно ли одному из родителей запрещать ребенку видеться с другим, если известно, что тот, другой, плохой человек и ничему хорошему ребенок у него не научится?

Отец и мать останутся отцом и матерью, какими бы они ни были.

Если рождается ребенок-гермафродит, то как принять решение, какого пола ему быть? И нужно ли выбирать?

Нужно сделать выбор — как воспитывать. И изучить соответствующую литературу, дабы процесс воспитания принял четкие очертания и имел определенную цель.

Как воспитать детей хорошими людьми, если на своем примере не получается (если ты не считаешь себя хорошим примером)?

Никогда не поздно измениться. А потому, не откладывая на потом, нужно работать над собой шаг за шагом. Поднимаясь с одного уровня на следующий, мы сможем мотивировать детей к нелегкому процессу роста и развитию.

Откуда у людей столько страхов? Зачем они им нужны?

«Истинно, те, которые веруют, творят благие, праведные дела, соблюдают молитву-намаз и платят закят, получат они свою награду от Господа [Он щедро воздаст им]. Над ними не властвует страх, и они не будут опечалены» (Св. Коран, 2:277).

*

«Поистине, кто сказал: «Господом моим является Аллах (Бог) [и ничто иное я не возношу на уровень Бога]», а затем последовал верному пути [сторонясь явно запретного и выполняя обязательное в меру сил и возможностей, оставаясь таковым до конца своих земных дней], над тем не властвует страх [относительно того, что впереди] и он не будет опечален [относительно того, что уже позади]». «Они [такие люди] – обитатели Рая [окажутся именно в Раю после Судного Дня] и пребудут там вечно. Это им в качестве воздаяния за ранее совершенное [устами и телами за период жизни на Земле]» (Св. Коран, 46:13, 14).

Страхи людям не нужны, а важна вера и близость к Богу.

Какие есть способы защитить себя и свою семью от внешнего зла?

Следует больше читать, иметь хорошее позитивное окружение и настрой на успех в обоих мирах.

Почему некоторым людям везет, а некоторым нет?

Везет всем, если они того хотят.

Нужно ли скрывать боль, горе? Как переживать эти чувства: открыто выплескивая эмоции или подавлять их в себе?

Терпеливо преодолевать, думая только о хорошем, говоря только о хорошем, делая только хорошее. Боль сама уйдет.

Можно ли давать взятки, если это единственный способ не остаться без прав, отправить ребенка в нормальную школу, получить нормальное медицинское обслуживание и т. п.?

Взятки не давать, но можно щедро отблагодарить за хорошую услугу или работу.

Как бороться с терроризмом? Договариваться с террористами или уничтожать?

Первым делом остановить информационный террор против невинных людей. Российские и мировые СМИ за последние 15 лет десятки тысяч раз оскорбляли Ислам и мусульман в связи с тем, к чему они не причастны. К тому же СМИ за эти годы своим многократным и убедительным повторением того, что убийца-смертник попадет в Рай, породили целый институт террористов.

Нужно ли подавать бомжам, если ты знаешь, что они потратят деньги на водку? Или если ты знаешь, что «нищенка» с одной и той же историей каждый день стоит на одном и том же месте и просто зарабатывает деньги?

Нет.

Имеет ли смысл ходить на митинги, если ты не веришь, что можешь что-то изменить?

Нужно поверить, что ты можешь многое изменить и начать эти преобразования с себя: дисциплина, самообразование, интеллектуальный и духовный рост.

Как жить в мире, который тебя не устраивает, но изменить который ты не можешь?

«Поистине, Всевышний не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя [2]. [Изменяясь в лучшую сторону изнутри, в своем отношении к происходящему, и в поступках [3], человек вызывает Божью милость и благословение. А начиная духовно загнивать и опускаться, творя преступления, бесчестие и различного рода грехи, человек накликает на себя пусть даже не скорое, но неотвратимое наказание. Таковы законы, установленные Творцом на этой земле.] И если пожелает Господь [прихода] зла [в форме различных кризисов, природных катаклизмов, личных неприятностей и т. п.], тогда никто не сможет воспрепятствовать этому. Нет у людей истинного хранителя и опекуна, помимо Него (Творца всего сущего). [Нет инстанции, которая стояла бы выше Божьих повелений и благословений]» [4](см. Св. Коран, 13:11).

Надо ли пытаться договариваться со скинхедами? А с людьми внешне менее агрессивными, но с явно националистическими/расистскими позициями?

Нужно забыть про них, не рекламировать упоминаниями о них и трансляцией их сборищ, высказываний в СМИ, не финансировать. Не играть с огнем, от которого можешь сам сгореть.

Всегда ли непростительно врать?

Да.

Как обращаться в милицию, если знаешь, что она — страшнее всего? Например, если за окном шумная компания, и ты понимаешь, что от милиции проблем будет гораздо больше?

Страшна не милиция, а наши мысли о том, что она страшнее.

Что делать, если ты знаешь, что твой друг/коллега врет, ворует или берет взятки? Сказать или промолчать?

Наставить на верный путь. Убедительно и без принуждения.

Как поступать с бродячими собачьими стаями: с одной стороны, они опасны, но с другой — Божьи создания?

Стерилизовать.

Что такое сны? Есть ли в них Божий промысел? Бывают ли вещие сны и как их распознать?

Сон — это маленькая смерть, отдых и канал связи с тем, что неподвластно нашему разуму. Однажды, пробудившись утром ото сна, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к сподвижникам: «Воистину, Господь забрал души ваши, когда пожелал, и вернул их, когда пожелал» [5]. В Священном Коране о сне говорится в девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь видел сегодня ночью сон?» [6]  Некоторые ученые говорили: «Вещий, правдивый сон — это творение Господа в сознании человека».

Как ходить в мечеть, если в обычной жизни ты не очень-то религиозный человек (пьешь, куришь, прелюбодействуешь и т.д.)?

Ходи, тогда станешь религиозным. Не сегодня, так завтра.

Как бороться с нетерпимостью внутри себя?

Повесить грушу и каждый вечер бить по ней. Постучать ногами и покричать от души, когда никто не слышит.

Есть ли границы у любви к ближнему?

Пророк Мухаммад говорил: «Ни один из вас не станет по-настоящему верующим до тех пор, пока не пожелает для брата [по вере, а также по кровному и общечеловеческому родству] того же [из хорошего], что желает себе».

Что делать, если не можешь найти свое призвание?

Начать с малого, определив направление, получив образование и работая не покладая рук, как минимум 5 лет. Двинувшись по этому пути, не забыть написать конечную цель на срок 10, 15 или 20 лет.

Прощать ли, если муж/жена тебе изменил/а? Признаваться ли в своей измене?

Прощать. Не признаваться, кроме как Богу, осознав грех, раскаявшись и больше никогда его не повторяя. Искуплением будет внимательное и терпеливое отношение к своей половине на протяжении всей последующей жизни, постоянный вклад в семейную гармонию и счастье.

Где проходит грань между религией и социальными институтами, которые ее представляют (мы знаем про представителей тех или иных конфессий много неприятного — от коррупции до сексуальных скандалов и радикализма)?

Нужно слушать мудрые проповеди, читать грамотную религиозную литературу, привнося все лучшее в свою каждодневную жизнь и ставя целью достижение всего возможного и невозможного в земном, а также довольство Бога нами. Брать лучшее и оставлять без внимания плохое и сомнительное.

Как нужно верующему человеку относиться к современной науке, к прогрессу, новым техническим приспособлениям?

Приобщать себя ко всему новому и правильному, применяя в процессе самосовершенствования и поднимая на еще более высокие технологические уровни.

Где должна проходить граница толерантности (по отношению к представителям других наций, религий и т. д.)?

Всевышний Творец всего сущего в заключительном Писании — Священном Коране, отсылает роды человеческие и многочисленные народы, их культурную самобытность к двум прародителям, Адаму и Еве, указывая людям «место встречи», где переплетаются их братские узы:

«О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом – Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13).

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хатыба. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 221, хадис № 3642, «хасан».

[2] «Для того чтобы изменить умы, надо сначала изменить сердца [путь к разуму лежит через сердце. — Ш. А.]» (П. Буаст). Не столько удивить умы, сколько впечатлить сердца.

[3] «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу» (У. Теккерей).

[4] Пояснения см.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 2. С. 485, 486; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Сабуни, [б. г.]. Т. 2. С. 76.

[5] Ученые комментировали: «Забирание души (рух) у спящего — это частичное прекращение связи ее с телом. Забирание же души у умирающего — это полное прекращение связи души с телом. Пророк Мухаммад говорил: «Когда тело покойника кладут на погребальные носилки, витает над ним душа его со словами: «О семья моя! О дети мои!» См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244, 245.

[6] См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 2. С. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 662, хадис № 2299.

Интервью Шамиля

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

74:6

И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic