Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Интервью для журнала «Большой город»

Cентябрь 2010

Когда детям нужно прекращать впускать родителей в свою жизнь, ограничивать их влияние?

Никогда.

До какой степени нужно ограждать своих детей от внешней опасности?

Воспитывая в них сдерживающее начало, способствуя хорошему информационному окружению, наполняя их душевное пространство нравственными ценностями, убедив в том, что есть не только земная жизнь, но и вечная, а потому за зло в любом случае придется отвечать, — мы ограждаем своих детей от внешней опасности.

Нужно ли все прощать близким и родственникам? А если родители бьют, выгоняют из дома и т. д., то как к ним относиться?

В Коране есть аят:

«Если вам причинят зло, то вы можете ответить тем же (подобным), однако если вы проявите терпение [простите обидчика, мудро избежите конфликта и противостояния], то это — лучшее для тех, кто терпелив [кто на самом деле является таковым, знает, что такое стойкость, воля, сила]» (Св. Коран, 16:126); «Прощение всегда ближе к набожности» (см. Св. Коран, 2:237).

Отношения с родителями, особенно с матерью, необходимо строить, учитывая следующее высказывание пророка Мухаммада: «Рай находится под ногами ваших матерей» [1].

Если родители друг друга ненавидят или просто не могут ужиться, что правильно — разойтись и не травмировать ребенка или пытаться сохранить хоть какую-то семью?

Необходимо дисциплинировать себя в том, чтобы больше читать, общаться с успешными людьми и вывести семейные отношения на новый уровень.

Правильно ли одному из родителей запрещать ребенку видеться с другим, если известно, что тот, другой, плохой человек и ничему хорошему ребенок у него не научится?

Отец и мать останутся отцом и матерью, какими бы они ни были.

Если рождается ребенок-гермафродит, то как принять решение, какого пола ему быть? И нужно ли выбирать?

Нужно сделать выбор — как воспитывать. И изучить соответствующую литературу, дабы процесс воспитания принял четкие очертания и имел определенную цель.

Как воспитать детей хорошими людьми, если на своем примере не получается (если ты не считаешь себя хорошим примером)?

Никогда не поздно измениться. А потому, не откладывая на потом, нужно работать над собой шаг за шагом. Поднимаясь с одного уровня на следующий, мы сможем мотивировать детей к нелегкому процессу роста и развитию.

Откуда у людей столько страхов? Зачем они им нужны?

«Истинно, те, которые веруют, творят благие, праведные дела, соблюдают молитву-намаз и платят закят, получат они свою награду от Господа [Он щедро воздаст им]. Над ними не властвует страх, и они не будут опечалены» (Св. Коран, 2:277).

*

«Поистине, кто сказал: «Господом моим является Аллах (Бог) [и ничто иное я не возношу на уровень Бога]», а затем последовал верному пути [сторонясь явно запретного и выполняя обязательное в меру сил и возможностей, оставаясь таковым до конца своих земных дней], над тем не властвует страх [относительно того, что впереди] и он не будет опечален [относительно того, что уже позади]». «Они [такие люди] – обитатели Рая [окажутся именно в Раю после Судного Дня] и пребудут там вечно. Это им в качестве воздаяния за ранее совершенное [устами и телами за период жизни на Земле]» (Св. Коран, 46:13, 14).

Страхи людям не нужны, а важна вера и близость к Богу.

Какие есть способы защитить себя и свою семью от внешнего зла?

Следует больше читать, иметь хорошее позитивное окружение и настрой на успех в обоих мирах.

Почему некоторым людям везет, а некоторым нет?

Везет всем, если они того хотят.

Нужно ли скрывать боль, горе? Как переживать эти чувства: открыто выплескивая эмоции или подавлять их в себе?

Терпеливо преодолевать, думая только о хорошем, говоря только о хорошем, делая только хорошее. Боль сама уйдет.

Можно ли давать взятки, если это единственный способ не остаться без прав, отправить ребенка в нормальную школу, получить нормальное медицинское обслуживание и т. п.?

Взятки не давать, но можно щедро отблагодарить за хорошую услугу или работу.

Как бороться с терроризмом? Договариваться с террористами или уничтожать?

Первым делом остановить информационный террор против невинных людей. Российские и мировые СМИ за последние 15 лет десятки тысяч раз оскорбляли Ислам и мусульман в связи с тем, к чему они не причастны. К тому же СМИ за эти годы своим многократным и убедительным повторением того, что убийца-смертник попадет в Рай, породили целый институт террористов.

Нужно ли подавать бомжам, если ты знаешь, что они потратят деньги на водку? Или если ты знаешь, что «нищенка» с одной и той же историей каждый день стоит на одном и том же месте и просто зарабатывает деньги?

Нет.

Имеет ли смысл ходить на митинги, если ты не веришь, что можешь что-то изменить?

Нужно поверить, что ты можешь многое изменить и начать эти преобразования с себя: дисциплина, самообразование, интеллектуальный и духовный рост.

Как жить в мире, который тебя не устраивает, но изменить который ты не можешь?

«Поистине, Всевышний не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя [2]. [Изменяясь в лучшую сторону изнутри, в своем отношении к происходящему, и в поступках [3], человек вызывает Божью милость и благословение. А начиная духовно загнивать и опускаться, творя преступления, бесчестие и различного рода грехи, человек накликает на себя пусть даже не скорое, но неотвратимое наказание. Таковы законы, установленные Творцом на этой земле.] И если пожелает Господь [прихода] зла [в форме различных кризисов, природных катаклизмов, личных неприятностей и т. п.], тогда никто не сможет воспрепятствовать этому. Нет у людей истинного хранителя и опекуна, помимо Него (Творца всего сущего). [Нет инстанции, которая стояла бы выше Божьих повелений и благословений]» [4](см. Св. Коран, 13:11).

Надо ли пытаться договариваться со скинхедами? А с людьми внешне менее агрессивными, но с явно националистическими/расистскими позициями?

Нужно забыть про них, не рекламировать упоминаниями о них и трансляцией их сборищ, высказываний в СМИ, не финансировать. Не играть с огнем, от которого можешь сам сгореть.

Всегда ли непростительно врать?

Да.

Как обращаться в милицию, если знаешь, что она — страшнее всего? Например, если за окном шумная компания, и ты понимаешь, что от милиции проблем будет гораздо больше?

Страшна не милиция, а наши мысли о том, что она страшнее.

Что делать, если ты знаешь, что твой друг/коллега врет, ворует или берет взятки? Сказать или промолчать?

Наставить на верный путь. Убедительно и без принуждения.

Как поступать с бродячими собачьими стаями: с одной стороны, они опасны, но с другой — Божьи создания?

Стерилизовать.

Что такое сны? Есть ли в них Божий промысел? Бывают ли вещие сны и как их распознать?

Сон — это маленькая смерть, отдых и канал связи с тем, что неподвластно нашему разуму. Однажды, пробудившись утром ото сна, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к сподвижникам: «Воистину, Господь забрал души ваши, когда пожелал, и вернул их, когда пожелал» [5]. В Священном Коране о сне говорится в девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь видел сегодня ночью сон?» [6]  Некоторые ученые говорили: «Вещий, правдивый сон — это творение Господа в сознании человека».

Как ходить в мечеть, если в обычной жизни ты не очень-то религиозный человек (пьешь, куришь, прелюбодействуешь и т.д.)?

Ходи, тогда станешь религиозным. Не сегодня, так завтра.

Как бороться с нетерпимостью внутри себя?

Повесить грушу и каждый вечер бить по ней. Постучать ногами и покричать от души, когда никто не слышит.

Есть ли границы у любви к ближнему?

Пророк Мухаммад говорил: «Ни один из вас не станет по-настоящему верующим до тех пор, пока не пожелает для брата [по вере, а также по кровному и общечеловеческому родству] того же [из хорошего], что желает себе».

Что делать, если не можешь найти свое призвание?

Начать с малого, определив направление, получив образование и работая не покладая рук, как минимум 5 лет. Двинувшись по этому пути, не забыть написать конечную цель на срок 10, 15 или 20 лет.

Прощать ли, если муж/жена тебе изменил/а? Признаваться ли в своей измене?

Прощать. Не признаваться, кроме как Богу, осознав грех, раскаявшись и больше никогда его не повторяя. Искуплением будет внимательное и терпеливое отношение к своей половине на протяжении всей последующей жизни, постоянный вклад в семейную гармонию и счастье.

Где проходит грань между религией и социальными институтами, которые ее представляют (мы знаем про представителей тех или иных конфессий много неприятного — от коррупции до сексуальных скандалов и радикализма)?

Нужно слушать мудрые проповеди, читать грамотную религиозную литературу, привнося все лучшее в свою каждодневную жизнь и ставя целью достижение всего возможного и невозможного в земном, а также довольство Бога нами. Брать лучшее и оставлять без внимания плохое и сомнительное.

Как нужно верующему человеку относиться к современной науке, к прогрессу, новым техническим приспособлениям?

Приобщать себя ко всему новому и правильному, применяя в процессе самосовершенствования и поднимая на еще более высокие технологические уровни.

Где должна проходить граница толерантности (по отношению к представителям других наций, религий и т. д.)?

Всевышний Творец всего сущего в заключительном Писании — Священном Коране, отсылает роды человеческие и многочисленные народы, их культурную самобытность к двум прародителям, Адаму и Еве, указывая людям «место встречи», где переплетаются их братские узы:

«О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом – Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13).

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хатыба. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 221, хадис № 3642, «хасан».

[2] «Для того чтобы изменить умы, надо сначала изменить сердца [путь к разуму лежит через сердце. — Ш. А.]» (П. Буаст). Не столько удивить умы, сколько впечатлить сердца.

[3] «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу» (У. Теккерей).

[4] Пояснения см.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 2. С. 485, 486; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Сабуни, [б. г.]. Т. 2. С. 76.

[5] Ученые комментировали: «Забирание души (рух) у спящего — это частичное прекращение связи ее с телом. Забирание же души у умирающего — это полное прекращение связи души с телом. Пророк Мухаммад говорил: «Когда тело покойника кладут на погребальные носилки, витает над ним душа его со словами: «О семья моя! О дети мои!» См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244, 245.

[6] См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 2. С. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 662, хадис № 2299.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1