Август 2009
Наше государство является по сути светским. Религиозность, по вашему мнению, это обязательный атрибут современного человека? Ведь мы знаем людей с большой буквы, которые не будучи истинно религиозными, но в силу правильного воспитания имевшие непоколебимые жизненные ценности, мощный духовный стержень, внесли огромный вклад в дело мира и процветания нашей планеты, и наоборот?
1. Всевышний Творец в Священном Коране говорит:
«Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне [говорит Творец, — чтобы прийти к осознанию Меня и поклоняться лишь Мне и никому другому. Я же ни в чем и никак не нуждаюсь]» (Св. Коран, 51:56).
Глобальный смысл бытия, суть миров, в которых мы живем, — раскрытие величия и мощи Творца через все то совершенство, что окружает нас. Индивидуальный смысл существования джинна или человека — набожность пред Создателем, Который в нас абсолютно не нуждается, мы же испытываем в Нем, Его милости, прощении бесконечную потребность. Наверное, глубину практического и созерцательного смысла упомянутой коранической строки джинны и люди смогут понять, лишь прожив отведенный им на Земле срок, пройдя через загробный мир, воскреснув после Конца Света и представ пред Богом в Судный День. Именно тогда в полной мере откроются глаза и сердца на ожидающую нас вечность, будет постигнут смысл мирского бытия. Поклонение — трепет пред Создателем, когда ты осознанно не совершаешь греховного, следуешь предписаниям Всевышнего, особенно в вопросах нравственности и взаимоуважения, и созидаешь, ничего не страшась, кроме Господа миров, Творца всего сущего. «…Чтобы поклонялись Мне [чтобы постигали Меня]» — к этому полезно стремиться. 2.
«Отчего нам не полагаться на Него, когда Он дал нам [изобилие] путей [по которым мы следуем]?! Мы будем предельно терпеливы, стойки к причиняемой вами [вашими словами, насмешками и враждой] нам боли. Пусть же на Аллаха (на Господа миров) полагаются полагающиеся. [Мы уверены, во всем том, что вне наших сил и возможностей, Он нам поможет]» (Св. Коран, 14:12).
В жизни много путей, правильность движения по которым и степень успеха определяется в том числе и наличием необходимых качеств, характеристик. 3. Кто и какой вклад внес в историю трудно объективно оценить, ведь многое зависит от того, кто ее пишет или переписывает.
Религиозность и духовность — насколько близки эти понятия?
Духовность, по определению, — сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа. Не всегда это исходит из чувства набожности, религиозности. Религиозность включает в себя и понятие ответственности пред Богом за все совершаемое тобой в этой жизни, и чувство долга.
Какой процент от общего количества прихожан в вашей мечети составляет молодежь? И наблюдается ли в последнее время тенденция к увеличению этого числа? Если да, то с чем, на ваш взгляд, это связано: потребностью в истинной вере, разочарованием в жизни, уходом от действительности, трудностями на жизненном пути и пр.?
95% — люди в возрасте от 20 до 50 лет. Тенденция к росту наблюдалась во все времена, и наше время не исключение. С чем это связано? Думаю, с желанием не останавливаться на достигнутом.
Приобщая детей к религиозным догматам чуть ли не с младенческого возраста, не ограничиваем ли мы таким образом свободу восприятия ими окружающего мира и как таковую свободу выбора личности?
Задача родителей — это воспитание, а оно предполагает очерчивание границ, дабы дать понять новой формирующейся личности, что есть хорошо, благоразумно, а что плохо, аморально, бесперспективно. Представьте, если одному ребенку мама объяснила, что прыгать с седьмого этажа — это очень плохо и опасно, а другому нет. Последний скажет: «Давай попробуем, что будет?!», осведомленный же ответит: «Нет, мама не разрешает». Один из основных социальных постулатов Ислама: «Каждый из вас является управляющим (попечителем) [1] и ему держать ответ пред Богом за свое управление (за подопечных)» [2]. Религия вырисовывает определенную границу: что есть благо, а что есть скверное, что добро, а что зло. Ислам призывает человека жить, двигаться, активно действовать в рамках той шкалы ценностей, что понятна всем людям, с учетом реалий времени и обстоятельств, в которых находится конкретный человек. Индивидуум в Исламе ответственен за то, что в его руках, за свой личностный вклад; он видит не только земное, но и принимает во внимание вечное.
Все мировые конфликты и войны в подавляющем большинстве случаев — это результат расовых, религиозных, этнических и т. п. противостояний, подчас умело используемых безответственными и ловкими политиками в достижении своих сиюминутных целей. Развитие в ребенке терпимости к другим людям, расам, народам, национальностям, иным религиям и взглядам — один из необходимых путей исцеления общества. Что вы можете сказать по этому поводу?
В заключительном Священном Писании сказано:
«О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом – Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13)
Когда люди идут друг другу навстречу, знакомятся друг с другом, а не пропитываются взаимными противоречиями, антипатией; именно шаг навстречу — основа межчеловеческих отношений. Да, порой появляются преграды, препятствующие движению именно в этом направлении. «Давка» и «толкотня» в борьбе за «место под солнцем», положение, должности, корочки, титулы или материальный достаток часто умерщвляют в людях взаимоуважение, взаимопонимание, ощущение того, что рядом с тобою такой же че-ло-век, лучшее творение Создателя, которое, волею Его, вознесено над всем и вся [3].
«И если бы не защита Всевышнего одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой Земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа [4]]. И нет сомнения в том, что Всевышний поможет тому, кто помогает Ему [пророки, несшие Божью проповедь, ученые, продолжавшие дело пророков; праведники и простые верующие, нашедшие свое место в жизни и рационально реализующие предоставленные им возможности, не выходя за границы веры и благочестия]. Воистину, Он — безгранично Силен и Могуществен [не Он нуждается в вас, а вы — в Нем]» (см. Св. Коран, 22:40).
Ваши пожелания молодежи Казахстана.
Не лениться и не ослабевать. Двигаться в развитии со скоростью света и мысли, не ожидая оценок извне и восхищений, а ошибаясь и падая (что не исключено), не отчаиваться: не ждать помощи извне, а извлечь урок и вдохновить себя на большее и лучшее. Не всякий становится президентом или миллиардером, но процесс роста (интеллектуального, духовного и физического) — это много большее и прекрасное.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Глагол, от которого происходит слово, использованное в хадисе, переводится как «заботиться о чем-то, печься; охранять что-то».
[2] Высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует).
[3] См.: Св. Коран, 17:70.
[4] Разные люди упоминают Его на разных языках, называют разными именами. Главное, чтобы приписывалось соответствующее только Ему, Далекому от всех недостатков, Безграничному, Бесконечному, Невообразимому. «Нет ничего, подобного Ему», — сказано в Священном Коране (см.: Св. Коран, 42:11).