Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Интервью о посте для радио «Кавказ» (Рамадан 2011)

Аудио версия настоящей статьи:

 

Очень трудно поститься в длинные летние дни. Как человеку убедить себя, настроить, подготовить?

Лишь вера может по-настоящему убедить человека, в противном случае это останется оздоровительной диетой. Вера в Бога, в заключительного Божьего посланника и в истинность Судного Дня кардинально преображает порядок земной жизнедеятельности и степень [1] в жизни вечной. Также убедить себя и настроить поможет знание о том, что такое «вывод себя из зоны комфорта», из привычного режима, в том числе и питания, знание о том, сколь это полезно и важно для развития личности. Ну и, несомненно, необходимо напоминать себе — мы не вечны на этой земле.

«Если бы Аллах (Бог, Господь) [сразу] наказывал людей за их прегрешения (грехи, преступления, притеснения), то ничего живого на земле не осталось бы! Однако же откладывает Он это на определенный срок. Когда срок наступает [уже нет возможности что-либо исправить; начинаются глобальные катаклизмы в экономике, политике или природе; ну а самый очевидный срок — смерть], то никто не может перенести его ни вперед, ни назад [ни ускорить, ни отсрочить]» (Св. Коран, 16:61).

А потому, пока мы живы и здоровы, важно дисциплинировать себя в том, что полезно и необходимо для земного нашего благополучия и вечного. Хорошо сказано в одном из современных произведений: «Настал твой последний день, и ты понимаешь, что всю жизнь стремился к тому, на что соблазняло тебя общество, а не к тому, что хотел иметь сам. Настал твой последний день, и ты пробудился для осознания, что так и не реализовал свой потенциал в полную силу и даже не приблизился к гениальности, для которой рожден» [2]. Замечу, что если человеку на самом деле физически трудно (а это становится понятно на третий-четвертый день поста), тогда он может разговляться, например, по мекканскому времени, то есть утренний прием пищи — по местному расписанию (когда дни длинные, но имеется четкое разделение день-ночь) [3], а вот вечерний прием (ифтар) — по мекканскому времени. Авторитетные богословы говорят о допустимости этого в том случае, когда время поста превышает 12 часов [4]. Это относительно тех регионов, стран, которые серьезно удалены от экватора. Что касается молитвы-намаза, то она совершается в обычном порядке по местному расписанию.

Кому нельзя поститься, для кого есть послабления?

Освобождены от соблюдения поста путники, женщины в послеродовой период и во время регул, беременные и кормящие матери, больные физически, больные психически, пожилые и немощные, дети [5].

Очень много надуманных запретов: кто-то сказал, что нельзя сглатывать слюну, кто-то — что нельзя пользоваться средствами гигиены, даже зубной пастой. Как узнать, что действительно можно, а что нельзя?

Пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным. Слюну сглатывать можно, зубы чистить можно, следует лишь минимизировать количество пасты и не глотать ее.

Какая пища богоугодна в священный месяц и есть ли какие-то продукты, которые есть нежелательно?

В период месяца поста не следует употреблять тяжелую для переваривания пищу, так как энергетические затраты организма на переваривание ее огромны, а потому пользы очень мало либо она вообще отсутствует. Это не богословская рекомендация, а медицинская. Что же касается канонов, то жестких ограничений нет, за исключением халяльности пищи, что касается не только поста, а является нормой в вопросе питания для верующего. Советую вечером делать акцент на салаты, фрукты и овощи, а ранним утром — каши, сухофрукты и орехи.

Обязательно ли принимать пищу в предрассветный час? По мнению некоторых, когда принимают пищу до рассвета, поститься бывает сложнее. 

Очень желательно. Смысл одного полезного на этот счет хадиса таков: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): (1) поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40–60 после приема пищи], (2) поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву], (3) поспать днем (вздремнуть) [примерно 20–40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]» [6]. Суть первого пункта в том, что в соответствии с Сунной человек во время, например, вечернего разговения первым делом пьет воду и может съесть несколько фиников. Затем совершает вечернюю молитву-намаз и уже после ест. Первое питье воды после дня поста промывает желудочно-кишечный тракт. Кстати, очень полезно пить натощак теплую воду с растворенным в ней медом. В хадисе рекомендуется пищу (принимаемую после совершения вечерней молитвы) особо не разбавлять водою. Одновременное обильное питье и потребление еды ведет к затруднению пищеварения (снижается концентрация желудочного сока), несварению, порой к изжоге. В период поста это влечет за собой неудобства, связанные с тем, что вечерняя еда не успевает перевариться, и человек либо после этого не ест ранним утром, так как не испытывает голода, либо ест, но получается «еда на еду», что в еще большей степени затрудняет процесс переваривания пищи и не несет ожидаемой пользы.

Часто задаваемый вопрос — можно ли вступать в брак в священный месяц?

Можно и нужно. Брак при серьезном к нему отношении — очень богоугодное дело. Канонических ограничений на вступление в брак в месяце Рамадан в мусульманских канонах нет.

Можно ли поститься за других людей, если они не в состоянии держать уразу, и можно ли поститься за умерших? Что при этом нужно читать, какую молитву? 

Если они живы, то — поститься за них нельзя, они выплачивают фидью-садаку: за каждый пропущенный день необходимо накормить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека (а лучше — из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) [7]. Если же человек умер и у него остался долг соблюдения обязательного поста, тогда за него может поститься родственник, но не в месяц Рамадан, так как в Рамадан каждый обязан поститься за самого себя. Что касается молитвы, то специальной молитвы нет, главное — намерение относительно соблюдения поста от имени определенного покойного человека, с прошением у Творца зачислить это в счет погашения его долга по обязательному посту.

Когда и как можно восполнить пропущенные дни поста? 

Следует пропустить один праздничный день (Ураза-байрам) и сразу после него можно восполнять. Можно восполнить и в зимнее время, когда дни коротки. 

Какое вознаграждение прописано в Коране для тех, кто соблюдал пост, не нарушая? 

Об этом больше говорится в хадисах. Если интересует именно текст Корана, то следует обратить внимание на следующее. (1) Соблюдающие пост мужчины и женщины равны пред Богом и всех их ожидает невообразимое Божественное воздаяние.

«Поистине, покорные Богу мужчины и женщины [делающие первые и последующие шаги в практике наставлений и предписаний], уверовавшие мужчины и женщины [когда вера из формальности стала сутью человека, проявляется в его воспитанности и нравственности в повседневных делах и заботах]; те мужчины и женщины, которые стали покорны Богу постоянно [для них это естественно и неотъемлемо], правдивые [в словах и делах] мужчины и женщины, терпеливые [когда выполняют обязательное и сторонятся запретного] мужчины и женщины, трепещущие [скромные; спокойные, уравновешенные] пред Богом мужчины и женщины, дающие милостыню мужчины и женщины [8], соблюдающие пост [в первую очередь в месяц Рамадан] мужчины и женщины, оберегающие свою плоть [от прелюбодеяния] мужчины и женщины, часто упоминающие Бога мужчины и женщины… Господь уготовил им прощение [9] и огромное [в масштабах вечности] воздаяние» (Св. Коран, 33:35).

(2) Пост — одна из основных форм поклонения Творцу, проявления набожности и совершения благодеяния по отношению к самому себе.

«Кто же предстанет пред Аллахом (Богом) верующим, совершавшим благие дела [а не оставлявшим их на бессрочное «потом»], им — высочайшие уровни [в Раю], где прекрасные сады и реки [причем невообразимой красоты]. Пребудут они там вечно. Это — результат для тех, кто [духовно, нравственно] работал над собою [развивал себя и воспитывал, порой «завязываясь в узел» (подавляя неприятные ощущения, избавляясь от негативного осадка на душе, оставленного какими-либо событиями или людьми, либо в периоды проблем ограничивая себя и близких материально), но не разрушаясь при этом, а возрождаясь и начиная больше и лучше понимать происходящее]» (Св. Коран, 20:75, 76).

(3) Пост — одна из ярких и имеющих глубину форм благодарности Господу миров.

«[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [неожиданных и невероятных мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны, игнорируя в том числе и обязательные положения религиозной практики; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и усердию], знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

(4) И последнее. В хадисе-кудси [10] сказано: «Я [говорит Господь миров] уготовил для праведников (для рабов Моих) то [прекрасное], чего глаза никогда не видели, уши никогда не слышали, а сознание человеческое себе такого и представить не сможет» [11].

Беседовала Мадина Амагова, Радиоканал Кавказ, РГРК «Голос России»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] «[Он, Господь миров, –] поднимающий степени [верующих в Раю]» (см. Св. Коран, 40:15).

[2] Шарма Р. Лидер, у которого не было титулов. Современная притча об истинном успехе. М.: София. 2010. С. 52.

[3] Если же верующий живет в той части Земли, где, например, белые ночи, то есть месяц поста попадает именно на то время, когда ночь как таковая вообще отсутствует либо необычайно коротка, тогда он может применять мекканское расписание не только касательно вечернего приема пищи (ифтар), но и утреннего (сухур). Напомню, что лунный календарь по отношению к солнечному сдвигается в год примерно на 11 дней.

[4] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 92-94.

[5] Подробнее по каждой из категорий см. на сайте umma.ru либо в моих книгах.

[6] Хадис от Анаса; св. х. аль-Барраза. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3429, «хасан».

[7] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

[8] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «[Выплата] милостыни является обязанностью каждого мусульманина». У него спросили: «О Пророк, а если нет [денег, материальных средств]?» — «Тогда пусть делает что-то своими руками, принося пользу себе и давая из этого милостыню другим». — «А если и такой возможности нет?» — «Тогда пусть поможет нуждающемуся, оказавшемуся в беде». — «А если и такой возможности нет?» — «В таком случае пусть совершает общепризнанное благое [благостность чего понятна всякому человеку, соответствует здравому смыслу] либо отстраняет (защищает) [себя или какого-то другого] от злого (вредного, грешного, преступного). И это окажется для него милостыней». См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 338, хадис № 5464, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 392, хадис № 1445, а также т. 13. С. 549, хадис № 6022.

[9] Ведь они не ангелы, и за десятилетия земной жизни могут не раз ошибиться и оступиться, главное — вовремя осознать это, раскаяться и исправиться.

[10] Хадис-кудси — слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

[11] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 888, хадис № 3210, «хасан сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1